Основные понятия в умственной отсталости

Основные понятия в умственной отсталости

Недоразвитие как тип дизонтогенеза. Умственно отсталые дети развиваются специфично по сравнению с нормальными сверстниками. Недоразвитие как вид нарушения относится к дизонтогениям по типу ретардации, которые характеризуются следующими особенностями:

  • Задержка в созревании мозга. Особенно выраженно страдает кора головного мозга как молодая и высокодифференцированная мозговая структура. В большей степени страдают лобные доли и зоны перекрытия (височно-теменно-затылочные области).
  • Нейродинамические нарушения: дисбаланс между процессами возбуждения и торможения.
  • Недостаточность общей интегративной деятельности мозга.
  • Недоразвитие, инертность психической деятельности в целом.
  • Непрогредиентный характер течения заболевания. Ребенок однажды получил повреждение в процесс развития и в дальнейшем развивается на дефективной основе, но его состояние не ухудшается.
  • Трудности (иногда и невозможность) усвоения общеобразовательных стандартов всех уровней образовательной системы.
  • Понятия «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция». Современная олигофренопсихология оперирует рядом понятий, определяющих состояние детей с нарушениями интеллектуального развития.

    Умственная отсталость — это стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга.

    Определяя умственную отсталость как состояние, С.Я. Рубинштейн писала, что важнейшими ее признаками являются:

  • Стойкий, а не временный характер проблем интеллектуального развития ребенка.
  • Нарушение именно познавательного развития ребенка, а не его поведения. Неуспеваемость при обучении не является критерием умственной отсталости, т.к. может быть обусловлена поведенческими расстройствами.
  • Наличием органического повреждения головного мозга.
  • Дети с умственной отсталостью — это клинически разнородная группа, т.к. «умственная отсталость» — термин, определяющий общее снижение интеллектуальных способностей без указания причин и сроков возникновения нарушений.

    Умственная отсталость ребенка, возникшая в доречевой период (до 2-3 лет), диагностируется как олигофрения. В более поздний период состояние ребенка с интеллектуальными проблемами квалифицируется как деменция.

    Олигофрения (от греч oligos — `малый’, phren — `ум’) — особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

    Деменция (от лат. dementia — `слабоумие’) — слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики и памяти, обеднение эмоций, нарушение поведения. В отличие от олигофрении нарушения при деменции наступают после периода нормального развития ребенка вследствие органического поражения головного мозга (шизофрении, эпилепсии, менингоэнцефалита, травм).

    Структура дефекта при умственной отсталости. Первичным дефектом при умственной отсталости является органическое поражение головного мозга. Вторичное нарушение — недоразвитие познавательной деятельности.

    cito-web.yspu.org

    Умственная отсталость: классификация

    Олигофрения характеризуется различной глубиной психического недоразвития, в связи с этим она подразделяется по степени умственной отсталости на дебильность (легкая степень нарушения интеллекта), имбецильность (средняя степень) и идиотию. В типических случаях эти клинические варианты определяются без труда, но граница между легкой степенью идиотии и глубокой имбецильностью, так же как между выраженной дебильностью и нерезкими проявлениями имбецильности являются в известной степени условными.

    Дебильность (умственная отсталость легкой степени)

    (от лат. debilis — немощный, слабый) это умственная отсталость легкой степени которая характеризуется наименьшей степенью психического недоразвития. Главной особенностью олигофренов с явлениями дебильности является утрата способности к выработке сложных понятий. Это нарушает возможность сложных обобщений, препятствует формированию абстрактного мышления. У больных преобладает конкретно упрощенное мышление, вследствие чего им трудно понять всю ситуацию целиком, улавливается лишь внешняя сторона событий, внутренняя их суть оказывается недоступной для понимания. Конечно, все это затрудняет приспособление в социальной среде, тормозит рост личности, прежде всего творческое начало, умение предвидеть ход событий, принимать оперативные прогностические решения. В зависимости от степени самой дебильности (легкая, средняя, тяжелая) неспособность к выработке понятий, оценке ситуации и к ее прогнозированию выражена то более очевидно и резко, то лишь намечена. Все же нарушение абстрактного мышления у дебилов является постоянным симптомом. В силу того, что механическая память при этом не страдает, дебилы могут учиться в школе, хотя усвоение материала затруднено, требует длительного времени. Естественно, что наиболее трудными для усвоения предметами являются математика, физика. Поскольку собственный творческий потенциал у дебилов отсутствует, они стараются перенимать то, что слышат от других, — их взгляды, выражения, используют известные им шаблоны в речи, с достаточной косностью придерживаются одной какой-то позиции. У некоторых из них можно отметить даже склонность поучать окружающих, рассуждать о том, чего они сами точно не понимают («салонные дебилы»). Наряду с отсутствием способности к тонкому анализу ситуации, обобщению фактов при легкой степени дебильности эти лица могут хорошо ориентироваться в обычной конкретной ситуации, обнаруживают хорошую практическую осведомленность, в некоторых случаях хитрость и изворотливость. Э. Крепелин говорил, что «их умение больше, чем знание». При достаточно очевидной задержке психического развития дебилов, у некоторых из них могут быть даже признаки частичной одаренности (абсолютный музыкальный слух, умение рисовать, запоминать механически обширную информацию и др.).

    Наряду с нарушением абстрактного мышления облигатным симптомом у дебилов служит внушаемость, доверчивость, они легко попадают под чужое влияние. Последнее свойство таит в себе опасность того, что они могут стать орудием в руках других людей, морально и нравственно нечистоплотных, злоумышленников. Примитивные влечения часто получают у них характер расторможенности (обнаженная сексуальность, влечение к поджогам и т.д.).
    Основные личностные свойства дебилов, так же как и имбецилов, могут определять их характер или как добродушно-ласковый, приветливый, или, напротив, как агрессивный с упрямством, злобностью, недоверчивостью. Моторика может быть также различной, у одних поведение становится возбудимым, для других характерна вялость, малоподвижность.

    Имбецильность

    (от лат. imbecillus — слабый, незначительный) — средняя степень выраженности задержки (ретардации) психического развития, при которой больные могут образовывать представления, но формирование понятия для них невозможно. Способность к абстрактному мышлению утрачена, так же как и к обобщению, но имбецилы могут приобретать навыки самообслуживания (сами одеваются, едят, следят за собой). Они приучаются и к простому труду, вырабатывая эти навыки путем тренировки (могут помогать в уборке помещения, изготовлять бумажные пакеты).
    Запас слов у них ограничен, они могут понимать только простую речь. Речь самих имбецилов косноязычна, это стандартные фразы, состоящие, как правило, из подлежащего и сказуемого, иногда с включением прилагательных.
    Адаптация имбецилов возможна лишь в стандартной, хорошо знакомой обстановке. Их интересы примитивны. Они очень внушаемы. Имбецилы нередко прожорливы и неряшливы в еде. По поведению выделяют подвижных, активных, непоседливых (эректильных) и вяло-апатичных, равнодушных ко всему, кроме удовлетворения естественных потребностей (торпидных).
    Так же, как и дебилы, имбецилы могут иметь или добродушный, или агрессивный характер. Самостоятельная жизнь для них затруднена, они нуждаются в постоянном квалифицированном надзоре. Это осуществляется во вспомогательных школах, в лечебно-трудовых мастерских или в специальных интернатах.

    (от греч. idioteia — невежество) — по степени умственной отсталости это наиболее тяжелая степень задержки психического развития. Познавательная деятельность у глубоких идиотов полностью отсутствует. Они не реагируют на окружающее, даже громкий звук и яркий свет не привлекают их внимания, идиоты не узнают даже свою мать, но различают горячее и холодное.
    Больные идиотией не приобретают никаких навыков самообслуживания, не могут одеться, не могут пользоваться ложкой и вилкой, их нужно кормить и постоянно за ними ухаживать. У большинства идиотов имеется понижение всех видов чувствительности.
    Крайне примитивны эмоциональные реакции идиотов, они не умеют плакать, смеяться, радоваться, чаще проявляют злобность, гневливость.
    Двигательные реакции этих больных бедны, невыразительны, примитивны, часто их движения хаотичны, несогласованны, отмечается монотонное однообразное раскачивание всем телом, переминание с ноги на ногу, они часто издают звуки, подобные рычанию, речь полностью отсутствует.
    При легкой степени идиотии могут быть замечены элементарные навыки самообслуживания, они способны привязываться к окружающим, ухаживающим за ними.
    Г.Е. Сухарева (1965) к числу основных диагностических критериев олигофрении относит своеобразную психопатологическую структуру слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления при менее выраженных нарушениях предпосылок интеллекта и относительно менее грубом недоразвитии эмоциональной сферы, а также непрогредиентный характер интеллектуального дефекта, замедление темпа психического развития при необратимом характере расстройства.
    Динамика олигофрений определяется наличием эволюционных изменений (эволютивная динамика) и декомпенсаций, причиной которых служат дополнительные неблагоприятные внешние факторы.
    Эволютивная динамика при олигофрении оценивается как положительная. По мере взросления пациенты постепенно накапливают несколько больший запас навыков, умений, каких-то элементарных знаний, что с возрастом может несколько улучшить адаптацию (например, при нерезко выраженной дебильности) с некоторым сглаживанием психической дефицитарности в отдельных случаях.
    Отрицательная динамика выражается в декомпенсации, наиболее тяжелой формой ее бывают психозы, возникающие, правда, довольно редко. Симптоматика при этом крайне разнообразна, она может напоминать проявления шизофрении с бредовыми, кататоническими симптомами, или характеризуется аффективными расстройствами. Клиническая картина психозов характеризуется рудиментарностью, фрагментарностью продуктивной симптоматики. Вероятность возникновения психозов возрастает в период пубертатного криза вследствие гормональной перестройки. Появлению психоза часто предшествуют мучительные головные боли, нарушения сна, резкая утомляемость, истощаемость, раздражительность. Психотические эпизоды в отличие от шизофрении непродолжительны (одна-две недели). С течением времени их продолжительность, как правило, уменьшается.
    При всех вариантах олигофрении постоянно определяются различные физические и неврологические стигмы заболевания.
    Частыми симптомами являются различные пороки развития черепа — микроцефалия (уменьшенная в размерах голова), макроцефалия, в особенности гидроцефалия (мозговая часть черепа резко преобладает над лицевой). Наблюдаются также скафоцефалия (ладьевидный череп), долихоцефалия (удлинение черепа в переднезаднем отделе), брахицефалия (укорочение размеров черепа), ягодичный череп, тригоноцефалия (треугольный череп).
    Таковы же и отклонения от правильного строения лица. Например, часто наблюдается прогнатизм (заметное выстояние вперед нижней челюсти), сморщенные ушные раковины оттопыренные ушные раковины. «Дегенеративное» ухо часто называют также «морелевским ухом» (Б. Морель, 1857).
    Аномалии глаз выражаются в виде резкой асимметрии глазниц, слишком далеком или слишком близком положении глазниц, иногда наблюдается эпикантус (кожная складка с внутренней стороны глазницы), неправильности формы зрачка, дефекты радужной оболочки, неодинаковая окраска обоих глаз.
    Такие аномалии развития, как расщепление мягкого и твердого нёба (волчья пасть), заячья губа, являются довольно частыми соматическими дефектами, так же как и аномалии зубов (микродонтия, макродонтия).
    Неврологические стигмы олигофрении различны — нарушения ликвородинамики, парезы и параличи черепных нервов (птоз, нистагм, косоглазие, поражение слуха и зрения), судорожные явления, нарушения чувствительности, патологические рефлексы, арефлексия.
    При исследовании мозга олигофренов обнаруживают несоразмерности в развитии различных его отделов, иногда отсутствие извилин (агирия) или их укорочение, отсутствие мозолистого тела, изменения со стороны глии, извращение архитектоники коры.

    Тэги: умственная отсталость, классификация, степени умственной отсталости, умственная отсталость легкой степени

    www.psyportal.net

    Целью образовательно-коррекционной работы учебного предмета «Музыка» выступает педагогическая деятельность по формированию элементарной музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой составной части духовной культуры личности [1-26]. Основой музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выступает интегративное понятие, включающее приобретение элементарных компонентов качеств, важных для занятий музыкальной деятельностью. К подобным качествам можно отнести овладение всеми обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями музыкальными компетенциями, не предусматривающими их профессиональную подготовку к занятиям музыкой (стойкий интерес, положительно окрашенная мотивация; база простейших музыкальных знаний; наличие внемузыкальных представлений; адекватность эмоций чувствам, представленным в музыке; реализация усилий в достижении завершенного результата при овладении навыками музыкальной деятельности; «чистое» голосоведение мелодии, верное интонирование; осмысление содержания песенного контента; точность при воспроизведении метроритма, правильное звукоизвлечение при игре на музыкальных инструментах детского оркестра).

    Задачи учебного предмета «Музыка»: накопить первоначальные впечатления от музыкального искусства и получить доступный опыт (овладеть элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями); приобщить к музыкально-культурной среде, представляющей обучающимся музыкальные впечатления; сформировать потребность и привычку слушания музыки, посещения публичных выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, творческих коллективов и готовность к самостоятельной музыкальной деятельности; развивать способность получения удовольствия от прослушанных музыкальных произведений, выделяя собственные предпочтения в восприятии музыки, приобретая опыт музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной самостоятельной деятельности; развивать музыкальность, как комплекс способностей, необходимый для занятий именно музыкальной деятельностью (восприятие музыки, музыкально-когнитивные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство метроритма, звуковысотный, тембровый слух и др.); обогащать представления об отечественных, прежде всего, русских музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды, торжества), сформировать духовно-нравственные качества личности (любовь к Родине, преданность Отчизне, патриотизм, гордость отечественной музыкальной культурой), как в урочной, так и во внеурочной деятельности; сформировать элементарные представления и умения процессов сочинительства, импровизации, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, самостоятельность при использовании доступных технических средств в реализации потребности прослушивания музыкальных произведений в записи; применять психокоррекционные и психотерапевтические возможности разнообразных видов музыкальной деятельности в преодолении у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени (интеллектуальными нарушениями) характерного для них нарушения развития и профилактики отклонений социальногоповедения.

    «Музыка» – учебный предмет, служащий формированию у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развитию их музыкальных способностей, устойчивой положительной мотивации к различным видам музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны быть выработаны необходимые умения восприятия музыки, навыки музыкального исполнительства, приобретены сведения о творчестве композиторов, элементарные музыкально-теоретические представления. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» может быть успешно обеспечена особыми психокоррекционными и музыкально-психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах воспитательной и развивающей направленности, природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

    В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) учебный предмет «Музыка» является обязательным учебным предметом предметной области «Искусство и проводится в первом дополнительном, и с первого по пятый классы. Еженедельно в первом дополнительном и первом классах на учебный предмет «Музыка» выделяется два часа, а со второго по пятый класс – один час в неделю. При составлении расписания в первом дополнительном и первом классах необходимо равномерное распределение занятий в течение учебной недели.

    В ходе освоения учебного предмета «Музыка» предусмотрено достижение личностных и предметных результатов. К личностным результатам мы относим: положительную мотивацию к занятиям различными видами музыкальной деятельности; готовность творчески взаимодействовать и коммуницировать с окружающими взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе равноправия, сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми общественно приемлемыми нормами; практическое применение сформированного в урочной и внеурочной деятельности музыкального опыта, в том числе в социокультурных проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми; способность осознавать себя гражданином России, гордящимся своей Родиной; адекватную самооценку собственных музыкальных способностей; начальные навыки эффективного реагирования на текущие изменения социального мира; наличие музыкально-эстетических предпочтений, идеалов, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений; доброжелательность, отзывчивость, открытость, понимание и сопереживание чувствам других людей; установку на здоровый образ жизни, заботливое отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.

    Дифференцируя предметные результаты учебного предмета «Музыка», можно выделить минимальный и достаточный уровни сформированности музыкальной культуры обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    К минимальному уровню отнесены следующие предметные результаты: изложение примерного содержания знакомых музыкальных произведений; представления о музыкальных инструментах и их звучании; пение с инструментальным сопровождением и acapella (с помощью педагога); интонационно выразительное совместное с одноклассниками исполнение песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование гласных звуков при вокализации и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре 1 -си 1 ; различение частей песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание песни; различение основных жанров музыкальных произведений: песня, танец, марш; передача ритмического рисунка основной мелодии с помощью хлопков, голоса, ударных музыкальных инструментов); дифференциация характера музыкальных произведений (веселое, грустное); владение элементами представлений о нотной грамоте.

    К достаточному уровню отнесены следующие предметные результаты: самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и acapella; представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании; сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.; владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.

    Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Музыка»:

    — фортепьяно, баян, аккордеон, клавишный синтезатор (электромузыкальный инструмент);

    детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, румба, металлофон, ксилофон, блок-флейта, колокольчики);

    — народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);

    звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;

    — оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;

    — персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;

    — нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;

    — дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; комплект знаков нотного письма на магнитной основе, пособие «музыкальная лесенка», демонстрационные материалы, подготовленные учителем: таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).

    www.science-education.ru

    Понятие умственной отсталости

    Под умственной отсталостью понимают врожденное или приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта. Другое определение, используемое, в основном, в зарубежной психиатрии, выделяет три основных критерия умственной отсталости: уровень интеллекта ниже, чем 70; наличие существенных нарушений в двух и более сферах социальной адаптации; указанное состояние наблюдается с детского возраста.

    Умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка составляют самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции). Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга этих детей, нарушая их строение и функции.

    Причины поражения коры головного мозга ребенка могут быть различны. Это зависит от того патогенного (вредоносного) фактора, который вызвал поражение. К таким факторам обычно относят: кислородную недостаточность мозга (в периоды внутриутробного развития, родов или после рождения), травмы мозга (родовые, внутричерепные кровоизлияния), воспаления мозга или мозговых оболочек, различные токсические воздействия, вирусные инфекции, некоторые лекарственные препараты, употреблявшиеся матерью во время беременности, хронический алкоголизм родителей или их наркомания, особенно матери, некоторые эндокринные заболевания, хромосомные нарушения, наследственные заболевания без хромосомных нарушений и др. Определенную роль играют радиация и все ухудшающиеся экологические условия.

    Определение понятия «умственная отсталость» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Дать правильное определение понятия «умственная отсталость»—значит объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки.

    Не менее важно практическое значение правильного определения понятия «умственная отсталость». Для умственно отсталых детей создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детских домов. Все умственно отсталые дети должны обучаться не в массовых, а в так называемых вспомогательных школах. От правильности и четкости определения понятия «умственная отсталость» зависит судьба многих детей. Если определение будет ошибочным или расплывчатым, трудно будет правильно решить, какого ребенка следует отнести к числу умственно отсталых. Это значит, что трудно будет решить и то, в какую школу его направить — в массовую, вспомогательную или еще какую-нибудь, например в школу для алаликов, тугоухих и т.д.

    Правильный отбор во вспомогательные школы важен не только для детей и их родителей, но и для правильной организации школьной сети.

    Если ребенок, который не является умственно отсталым, но только некоторыми своими особенностями похож на него, направляется во вспомогательную школу, он лишается своевременного общего образования, страдает от того, что учится в иной, особой школе, не в такой, в какой учатся его товарищи по дому. Это наносит тяжелую психическую травму не только ребенку, но и его родителям.

    Кроме того, следует иметь в виду, что обучение ребенка во вспомогательной школе обходится государству намного дороже.

    Но не менее тяжела ошибка другого порядка. Если ребенка, который должен быть отнесен к числу умственно отсталых, направляют в массовую школу, он оказывается в числе хронически неуспевающих учеников, начинает ненавидеть учение и мешать работе класса. Такие ученики становятся обычно не только неуспевающими, но и недисциплинированными.

    Следует обратить внимание на то, что понятие «умственно отсталый ребенок» не равнозначно понятию «олигофрен». Понятие «умственно отсталый'» является более общим. Оно включает в себя олигофрению и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразвития. Понятие «умственная отсталость» не определяет конкретного заболевания, а лишь то, каковы возможности данного ребенка в отношении усвоения школьных знаний.

    Разработка творческого проекта в технике «Паласная вышивка»
    Для разработки технологического проекта выбрана и проанализирована рациональная технология: составлена технологическая карта последовательности выполнения гобелена (смотреть приложение В -2), составлен рабочий рисунок. Уход за гобеленом – готовый гобелен нельзя стирать, так как изнаночная сторона п .

    Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников
    Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспит .

    Особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
    Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клинич .

    www.covereducation.ru

    Умственная отсталость у детей: дар свыше, который нужно понять и принять

    Умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается…

    Начиная разговор об умственно отсталых детях, хочется сделать особый акцент на словах великого дефектолога Льва Выготского, который в свое время предложил «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на основе этого осуществлять коррекционно-педагогическую работу». Ведь каждому человеку Богом даны определенные задатки, которые необходимо найти и развить.

    Итак, умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого идет снижение познавательной деятельности. Умственная отсталость не означает буквально, что у человека мало ума, просто психика развивается по-другому, личностные качества становятся иными. При этом значительные отклонения наблюдаются в интеллекте, физическом развитии, поведении, владении эмоциями и волей.

    Особенности детей с умственной отсталостью

    Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы:

    1. Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать.
    2. Плохо развита моторика.
    3. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д.
    4. Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное.
    5. Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать.
    6. Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая.
    7. В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве.
    8. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная.
    9. Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

    Олигофрения и деменция – формы заболевания

    По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни:

    • олигофрения;
    • деменция.
    • Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие.

      В отличие от физических дефектов психические отклонения, такие как умственная отсталость, определить у ребенка в раннем возрасте довольно трудно. Признаки Убеждения заболевания начинают проявляться в процессе дальнейшего развития малыша.

      Причинами олигофрении считаются:

    • перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
    • асфиксия (родовая травма);
    • умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них;
    • несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери;
    • употребления родителями алкоголя, наркотиков.
    • Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение.

      Причинами деменции являются:

    • травмы мозга;
    • шизофрения;
    • менингит;
    • эпилепсия и др.
    • Степени умственной отсталости: идиотия, имбицильность, дебильность

      Умственная отсталость классифицируется не только по времени проявления, но и по глубине поражения. Также имеет значение и место поражения мозга. Итак, на степень умственной отсталости, по мнению многих ученых, влияет:

      ВРЕМЯ ПОРАЖЕНИЯ – МЕСТО ПОРАЖЕНИЯ – ГЛУБИНА ПОРАЖЕНИЯ

      Выходя из этого, существуют такие степени умственной неполноценности:

      Идиотия: характеристика заболевания

      Идиотия – это тяжелая (глубокая) форма умственной отсталости. Такие дети не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены.

      У таких детей наблюдаются нарушения:

      • координации движений;
      • моторики;
      • поведения;
      • эмоций.
      • У них желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети необучаемые. Главное задание – это научить их элементарным навыкам самообслуживания. В поведении таких детей наблюдается вялость, заторможенность, иногда возможно двигательное беспокойство. Идиотия бывает 3 видов:

      • полные (лежачие, глубокие) идиоты;
      • типичные идиоты;
      • речевые идиоты.
      • У глубоких идиотов полностью отсутствуют ощущения. Они по поведению напоминают животных: кричат, прыгают, дают неадекватную реакцию на любые раздражители. Себя обслужить не могут.

        У типичных идиотов в отличие от глубоких инстинкты выражены. Для удовлетворения своих физиологических потребностей издают отдельные звуки. Но речь у них не развита.

        Речевые идиоты реагируют на окружающий мир. Могут произносить некоторые слова. Но познавательной деятельности при этом нет никакой. Ходить учатся очень поздно. Движения при этом неуверенные, координация низкая, присутствуют навязчивые движения в виде покачивания туловища.

        Пребывание таких детей (с согласия родителей) возможно в специальных детдомах.

        Имбецильность: основные признаки и возможные мероприятия

        Имбецильность – это умеренная степень умственной отсталости.

        Дети с таким диагнозом:

      • понимают обращенную к ним речь;
      • могут овладеть определенными наипростейшими трудовыми навыками;
      • могут повторять автоматические действия после продолжительного обучения;
      • имеют относительно развитую речь.

      При этом у них довольно неустойчивое внимание, наблюдаются значительные нарушения в поведенческой сфере. Такие дети практически не обучаемы. Они безразличны к результатам своей работы, так как не понимают, в чем её смысл. Очень привязываются к людям, которые их воспитывают.

      Таких детей можно научить:

    • Правильно себя вести.
    • Элементарным посильным трудовым действиям.
    • Самообслуживанию в меру их возможностей.
    • Ориентировке в быту.
    • Большое внимание необходимо уделять развитию у таких детей психических функций, а также познавательной деятельности насколько это будет возможно. Поэтому коррекционные занятия – это основа их обучения, в результате которых некоторые дети овладевают элементарными навыками чтения, счета и письма, знаниями о себе и об окружающем их мире. Обучаются такие дети (с согласия родителей) в специальных детдомах. Являются недееспособными.

      Дебильность: виды, характеристика, возможная коррекция

      Дебильность — это легкая умственная отсталость. Дети с таким диагнозом характеризуются:

    • конкретным наглядно-образным мышлением;
    • наблюдательностью;
    • упрямостью;
    • неумением обманывать;
    • довольно развитой фразовой речью.
    • При этом лексический запас бедный, письменная речь, как и мелкая моторика, нарушена, плохо ориентируются в пространстве, не всегда понимают по часам, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, эмоционально-волевая сфера бедная.

    • неосложненной;
    • осложненной нарушениями разных анализаторов;
    • осложненной нарушениями нейродинамики;
    • с выраженной лобной недостаточностью;
    • с психопатоподобными формами поведения.
    • Неосложненная дебильность характеризуется тем, что эмоционально-волевая сфера практически сохранена. Наблюдается только сниженный уровень познавательной деятельности.

      Дебильность, которая осложнена нарушениями различных анализаторов, сопровождается тем, что в результате основного дефекта возникли вторичные отклонения в виде снижения зрения, слуха или нарушения речи.

      Дебильность, которая осложнена нарушениями нейродинамики, сопровождается плохой координацией движений, быстрой утомляемостью, так как поражена кора полушарий головного мозга.

      Дебильность, которая имеет лобную недостаточность, характеризуется вялостью рук, плохой ориентацией в пространстве, немотивированным поведением. Речь при этом шаблонная, подражательная.

      Наиболее тяжелая дебильность – это осложненная психопатными формами. Такие дети очень раздражительные, беспокойные, плаксивые, драчливые, не могут научиться играть с другими детьми, агрессивные, самоконтроль отсутствует. В этом случае наблюдается недоразвитие личности как таковой.

      Дети с таким диагнозом, как дебильность, обучаются в школе по специальной программе. Основным заданием является:

    • обучение их чтению, письму, счету;
    • расширение знаний об окружающем мире;
    • обучение выполнения элементарных трудовых действий;
    • проведение коррекционных занятий, которые призваны развивать у них познавательные интересы соответственно интеллектуальным возможностям.
    • Обучение детей с умственной отсталостью

      Ребенок спокойно овладевает программой вспомогательной школы (общая ему не под силу), работоспособен, социально адаптируется легко. В комфортной среде всегда добродушен, нервные процессы уравновешены, эмоционально-волевая сфера сохранна.

      Дебильность, осложненная нарушениями разных анализаторов

      Развитие ребенка затруднено как в результате умственной отсталости, так и вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация довольно ограничены. Жизненных перспектив мало.

      Дебильность с выраженной лобной недостаточностью

      Дети, как правило, вялые, беспомощные, неактивные, не любят работать. У них наблюдается нарушение моторики. Речь многословная, но бессодержательная. Развитие познавательных процессов проходит очень медленно.

      Дебильность с психопатоподобным поведением

      У таких детей эмоционально-волевая сфера не устойчивая. Личностные компоненты недоразвиты. Подвержены постоянным непредсказуемым действиям. Такие дети стремятся куда-то убежать.

      Воспитание детей с умственной отсталостью

      Воспитание таких детей обусловлено определенными трудностями. Но главным в их жизни является не количество знаний, которыми они должны овладеть. На первый план выходят совсем другие ценности. Им необходимо тепло, любовь и понимание близких им людей. Вырастая в комфортных условиях, они смогут обучиться определенным трудовым навыкам, которые будут выполнять с удовольствием. Это люди, которые на всю жизнь останутся добрыми, неумеющими врать детьми. Они хорошие помощники по хозяйству и дому. Их нетрудно научить рукоделию, которое они будут выполнять с большим удовольствием. Проводя систематически с ними время в разговорах, рассказывая и читая познавательные книги, просматривая телепередачи, они будут постоянно развиваться, а не деградировать.

      Конечно, дети, которые имеют глубокую и умеренную степень умственной отсталости, никакому обучению не подлежат. Но они тоже чувствуют любовь близких. Таким детям нравится, когда с ними играют, читают им книги, слушают с ними музыку, занимаются. Они все понимают, но по-своему.

      Однозначно, что самим родителям с воспитанием такого ребенка не справиться. Им требуется помощь дефектолога, который объяснит особенности ребенка, поможет понять родителям процесс развития малыша, сможет наладить непростые семейные взаимоотношения.

      Немаловажную роль на начальном этапе играет коррекция психологического состояния матери, которая должна стать для ребенка всем. Именно от нее зависит будущее малыша: спокойное, комфортное, интересное, безмятежное. Специалист поможет и в этом вопросе, а потом продемонстрирует методы и приемы работы с ребенком.

      Со временем родители смогут быть не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками воспитательного процесса. Они не будут сами придумывать занятия, которые для их ребенка будут познавательны и полезны.

      Возвращаясь к словам ученого Л. Выготского, хочется напомнить, что нужно найти в умственно отсталых детях то, что не затронуто, и развить его максимально.

      psyh.info

    Это интересно:

    • Логоневроз или заикание Логоневроз (заикание) Логоневроз (Logoneurosis – лат.) – судорожное нарушение плавности речи в виде непроизвольной задержки, повторения или затяжного произнесения отдельных звуков, слогов или слов.Другое название логоневроза – заикание. Как правило, логоневроз развивается в детском возрасте от 3 до 8 лет, у мальчиков […]
    • Модели психических расстройств в психологии Модели психических расстройств в психологии Позаимствовала строго биомедицинскую модель болезни. Болезни духа – это тоже болезни головного мозга – позиция ведущих психиатров 2-ой половины 19 века; а стало быть, базисное нарушение, «дефект» всегда имеет соматическую природу. Биомедицинская позиция не полностью […]
    • Судороги при шизофрении Судороги при шизофрении Судорожные синдромы (припадки) Это параксизмальные (усиливающиеся приступы припадков) состояния с судорогами и часто с помрачением сознания. Эпилептический большой припадок. Этому припадку предшествует аура., которая не относится к фазам судорожного припадка. Выделяют следующие фазы […]
    • Эндогенные экзогенные психические расстройства Портал для родственников душевно больных людей Классификация психических заболеваний. Существуют разные принципы деления, систематики психических заболеваний, которые определяются задачами психиатрической науки и практики, взглядами национальной психиатрической школы, подходами к унифицированной оценке психически […]
    • Дети с особенностями аутизма Аутизм. Что такое аутизм и каковы его особенности, как проявляется и почему развивается аутизм у детей? Строка навигации Главная / Здоровье и долголетие / Физическое здоровье / Аутизм. Что такое аутизм и каковы его особенности, как проявляется и почему развивается аутизм у детей? Аутизм – это неспособность […]
    • Как избавиться от затяжной депрессии самостоятельно Как выйти из глубокой и затяжной депрессии Затяжная глубокая депрессия – аффективное нарушение, возникающее под влиянием внешних и внутренних факторов, характеризующееся плохим настроением, потерей интереса к работе, повседневной деятельности, которая до этого приносила удовлетворение, чрезмерной утомляемостью. […]
    • Паранойя hd 720 2007 Паранойя (2007) Год: 2007 Жанр: триллер , драма , детектив Категория: фильм Страна: США Альт. название: Disturbia Слоган: «Каждый маньяк - это чей-то сосед» Бюджет: $20 000 000 Режиссер: Ди Джей Карузо Продюсер: Джо Медьяк , Э. Беннетт Уолш , Джеки Маркус Сценарист: Кристофер Лэндон , Карл […]
    • Программа выхода из депрессии Выход из депрессии: способы восстановления душевного покоя Депрессия – настоящая «душевная чума» современного человека. Иногда становится даже интересно – это действительно современное явление, или оно просто не было задокументировано в более давние времена, оттого и кажется, что раньше люди не страдали от […]