Проблемы взаимоотношения мужчины и женщины

Проблемы взаимоотношения мужчины и женщины

Взаимоотношения полов принято рассматривать в контексте различий между мужчиной и женщиной. Различий физиологических, социальных и психических. Существует не малое количество мнений свидетельствующих о разнице или сходстве между полами. Но перед тем как мы разберём особенности межполовых взаимоотношений, имеет смысл рассмотреть причины непонимания между людьми в целом (без разделения их по половому признаку). В последствии, сделав перенос на отношения мужчины и женщины с поправкой на их индивидуальные особенности, нам будет проще осознать, в чём разница и сложность взаимопонимания между полами.

Мы воспринимаем информацию из окружающего нас мира при помощи множества рецепторов, но есть основные, на которые мы ориентируемся в частности и при выборе партнёра по общению. Визуальные (зрение), аудиальные (слух), кинестетические (ощущения). У каждого человека наиболее развит свой предикат восприятия, через который нам проще установить с ним рапорт общения (эффективная бесконфликтная система отношений, обеспечивающая наилучшее понимание партнёрами друг друга). Так наибольшее количество людей считаются «визуалами» или «аудиалами», но это не означает, что другие системы восприятия для них не важны, т.к. целостную картину нам предоставляют интегрировано воспринятые сигналы.
Недопонимание легко возникает между людьми с разными предикатами восприятия, так если мужчина «кинестет», а женщина «визуал» их претензии друг к другу могут выражаться следующим образом: «Он постоянно меня «лапает», или, «Она постоянно говорит, что я неряха, подмечает кучу мелочей…» А ведь каждый из них оценивает партнера по собственному предикату восприятия, мужчина «кинестет» выражает своё отношение в прикосновениях и полученных от них ощущениях, эту систему восприятия он проецирует и на партнёршу. Для неё же важно, чтоб он хорошо выглядел и был опрятен (как она), выполнение этого условия стало бы важным фактором (возможно решающим) для установления рапорта общения с ней .
Таким образом, для создания хороших взаимоотношений с человеком нам важно знать какая система восприятия играет для него ведущую роль в познании окружающей действительности и нас как её неотъемлемой составляющей. Это укажет нам кротчайший путь к его сознанию.

Но сложности в отношениях возникают между людьми, имеющими и схожие предикаты восприятия. Это зачастую происходит из-за искажения или индивидуальной интерпретации воспринятой информации, а может быть и результатом искажения смысла, при формулировке мысли человеком перед тем как высказать её другому. Ведь слово, это лишь символ, имеющий своё значение и несущий свой смысл, а иногда одно и тоже слово или словосочетание разные люди интерпретируют (понимают) по-разному, т.к. значение одного и того же слова они наделяют различными субъективными смыслами. Есть и другая особенность в интерпретации. Фраза: — Я убью тебя! — может быть понята по-разному в зависимости от контекста сказанного, а им является: ситуация в которой это сказано, интонация, мимика, поза говорящего, сопровождающие жесты и действия. Всё это воспринимается нашим подсознанием и индивидуально интерпретируется, превращаясь в суждение о том, что же на самом деле нам хотели сказать. На основе получившегося суждения мы даём ответную реакцию: — Постой, всё можно уладить мирным путём! — или — Я рад что тебе понравилось. — или — Хорошо, только сам не убейся. Значит, одним и тем же словосочетанием нам могли высказать угрозу, выразить восторг или пошутить.
Общение и умение говорить это тонкий инструмент, эффективное использование которого может привести к достижению желаемой реакции от партнёра. Неопытность в его использовании и не знание своего партнёра может стать причиной взаимного непонимания, конфликтов, непринятия.
Но как показывает наша с вами практика, люди не всегда понимают, казалось бы, простые с нашей точки зрения вещи и интерпретируют сказанное нами весьма субъективно. Так, нам порой приходиться устранять элементы недоразумений в общении, мы извиняемся и говорим, что совсем не «то» имели в виду.
Случай из жизни. Я договорился встретиться с другом в метро в восемь. В результате, я приехал туда в восемь утра, потому что утром приехал в Москву и по пути домой планировал с ним встретиться. Он приехал на встречу в восемь вечера, потому что был свободен в это время. А с утра, как он потом говорил, ему бы в голову не пришло ехать («зачем вставать в такую рань»). Каждый интерпретировал общую информацию по-своему, в соответствии со своими представлениями, в данном случае о распорядке дня и решил, что партнёр оценил её также, т.е. спроецировал индивидуальный смысл в другого.

Поступающая информация в сознание человека подвергается искажению и обобщению, в соответствии с мировоззрением человека, его установками, убеждениями, конструктами, индивидуально значимыми смыслами, физиологическими и психическими особенностями восприятия. И если последнее заложено в большей степени генетически, то мировоззрение, установки и убеждения формируются у человека в контексте социализации (т.е. усвоения норм, правил, ценностей, форм поведения, того общества, в котором он родился, рос и существует). Этот процесс непрерывен, человек постоянно усваивает социальный опыт, перерабатывает его, реализует в различной деятельности, на основе чего формируется его личность и вырабатывается индивидуальный стиль жизни (влияющий на психосоциальную, а, следовательно, и индивидуальную динамику развития человека). И последующая информация, последующий опыт ложится на сформированный социальный фундамент личности, т.е. усваивается в контексте уже имеющихся представлений.
Таким образом, мы можем сказать, что информация, поступающая к человеку, искажается через призму его личности (его индивидуального, жизненного опыта). Человек индивидуально воспринимает окружающий его мир и мир своих взаимоотношений с другими людьми. Хотя все люди разные, мы можем отличить городского жителя от деревенского, представителей «среднего слоя» от представителя богемы, члена одной субкультуры от другой. И представителям разных слоёв бывает тяжело найти общий язык из-за разности ценностей, убеждений и взглядов на мир, актуальных, специфических для их слоя проблем, и у каждого из них свой стиль поведения и правила общения, как и у каждого из нас. Поэтому любое сказанное нами партнёру по общению слово проходит через призму его сознания, через его индивидуальную картину мира (его опыт) и в соответствии с этим претерпевает искажение. Также важно не забывать про контекст подачи информации, т.е. необходимо учитывать психо-эмоциаональное состояние воспринимающего, обусловленное личными переживаниями и социальной ситуацией в которой он находится.

Теперь чтоб понять некоторые из причин недопонимания между представителями разного пола, давайте посмотрим на то, как развивались мужчина и женщина, что их так отличает друг от друга и что объединяет.
Природа не знает слова «пол», его придумали люди (наши предки), да и само слово «природа» тоже. Но для продолжения человеческого рода существовала и существует необходимость, чтобы женское и мужское начало соединились, т.е. для создания новой жизни необходимо единение полов, их слияние. На фоне этого различные социальные течения, превозносящие идеи превосходства одного пола над другим, выглядят убогими и противоестественными. Превосходство, о котором они говорят, несёт под собой культурно-исторический фундамент развития человечества, и возможность доминирования одного пола над другим обусловлено несовершенством социальной системы созданной людьми, а не имеющимся потенциалом у каждого из полов. В результате каждый из полов доминирует в своей области.
Процесс создания жизни и её «вынашивания» определил физиологическую разницу между полами, и в соответствии с физическими данными каждый представитель пола занимался тем, к чему была лучше приспособлена его физиология (его тело), что в свою очередь легло в основу разделения трудовых обязанностей между мужчиной и женщиной. Разделив обязанности, каждый из полов определил свою ветвь развития, подразумевающую для наиболее успешного выполнения задач, свойственных данному направлению, наличие специфических качеств и умений. Те же в свою очередь повлияли на формирование психических особенностей каждого из полов . В течение миллионов лет психика мужчины и женщины развивалась в контексте деятельности, которой занимался каждый из полов. Ввиду этого у каждого из полов развивались различные отделы мозга, отвечающие за выполнение деятельности и обработку информации специфичных для каждого из полов, так различие между полами было заложено природой, но развивалось социально, выплавляясь генетически и оформляясь в психосоциальные половые признаки. И в современном обществе эта закономерность в большинстве своём сохранилась, не смотря на прогресс эмансипации.
В истории за каждым из полов общественно были закреплены различные роли, следование которым подразумевало выполнение определённой деятельности, в обществе выработались стереотипы («мерила») мужественности и женственности, получившие названия маскулинности и феминности, каждый из которых подразумевает наличие и культивацию определённых общественно одобряемых качеств характерных каждому полу. С эволюцией культуры и изменением социальной действительности изменяется и содержание понятий феминности и маскулинности. С рождением, социализируясь (см. выше), ребёнок усваивает данные эталоны, чему активно способствует его генетическая расположенность, эти эталоны ложатся в основу его индивидуальных взглядов, его жизненной позиции. И у каждого ребёнка в зависимости от его пола будет свой специфический контекст социального воспитания, специфичный для того общества, в котором он живёт и конкретных представителей этого общества, по своему транслирующих ему социальный опыт (родители, близкие, друзья).
Выше мы говорили, что у каждого человека индивидуальное восприятие окружающего мира и содержание его внутреннего мира индивидуально. Сравнивая двух «случайных» мужчин или двух «случайных» женщины мы найдём у них серьёзные отличия друг от друга из-за разности их внутренних миров (их взглядов, позиций, установок, мировоззрения). Но сравнив этих двух мужчин и двух женщин между собой, мы тут же заметим сходства мужчин и сходства женщин внутри их диад и отличия диады мужчин от диады женщин. Мужчины, как и женщины, быстрее и лучше найдут взаимопонимание между собой. Это обусловлено тем, что их социальное воспитание имело общую направленность, содержало общую глубокую социально-историческую и генетическую основу, и, опираясь на данную общность, им будет легче найти взаимопонимание друг с другом, чем с представителем другого пола, прошедшего через иные паттерны воспитания, отличной культуры. Они придут к единению через общие социально-ролевые сходства присущие каждому из полов, но это не значит, что каждый из них поймёт и примет индивидуальность другого, и их отношения будут строиться исходя из знаний об особенностях внутреннего мира партнёра и раскрытия ему своего.
Таким образом, на пути взаимопонимания между мужчиной и женщиной встают стереотипы, наполняющие жизнь каждого из них (и нас с вами) своим личностно-значимым смыслом, полным представлений о том, как должны развиваться их отношения, и кто какую роль в них должен выполнять. Ошибкой и причиной множества противоречий становятся здесь попытки навязать свои жизненные принципы другому человеку, вместо того, чтоб победить собственные стереотипы и помочь близкому вам человеку самому справиться со своими. Эти «победы» составят основу вашего личностного прогресса и прогресса близкого вам человека, станут началом постижения внутренних миров друг друга и создания общего мира эффективных и прогрессивных взаимоотношений, построенного на знании и понимании ваших индивидуальностей.
У мужчин и женщин разные цели в жизни, как и у любого человека. Если мы с вами проанализируем, как проходит день женщины и день мужчины, то увидим массу отличий в их повседневной деятельности (занятиях и заботах). Разница в деятельности, как мы уже выяснили, приводит к разности в течение психических процессов. Следовательно, определяет разность в восприятии информации и выработке на неё ответной реакции, выраженной в поведении, не говоря уже о разнице в потребностях.
Теперь давайте вспомним о том, что создаёт сложности в общении между двумя людьми (без градации по полу):

www.psi.lib.ru

Он и Она. Психология взаимоотношений

Елена Сикирич

Если бы мы имели возможность заглянуть в самые сокровенные уголки души человека, то, наверное, увидели бы, как сильна в каждом потребность не только быть любимым, но и самому испытывать любовь и эту любовь кому-то дарить. Мы бы увидели, сколько любви таится внутри каждого из нас и до какой степени эта любовь во многих случаях остается невостребованной. Как бывает обидно, когда кажется, что наша любовь — самое ценное, что у нас есть, — не нужна. Почему это происходит? Давайте совершим маленький экскурс в глубины человеческих взаимоотношений и попробуем найти причины.

Похожи или непохожи?

Возьмем первый, поверхностный срез психологии взаимоотношений. Психологи в своих исследованиях определили множество факторов, влияющих на возникновение симпатии, взаимопритяжения, взаимоотношения, на их качество и характер. Наиболее важным фактором привлекательности человека служит его сходство с нами: сближаются люди, чьи склад характера, интересы, склонности, убеждения и жизненные ценности подобны.

Но как же распространенное мнение, будто притягиваются противоположности? Известный социальный психолог Эллиот Аронсон, например, считает: люди привязываются друг к другу не только из-за сходства, но и потому, что могут дополнять друг друга. Однако не все исследователи с ним соглашаются. Многочисленные эксперименты, проведенные исследователями разных стран, выявили устойчивую закономерность: наибольшая вероятность, что симпатия перерастет в привязанность, существует между людьми, близкими по духовному складу. Иными словами, для возникновения привязанности важнее сходные представления о смысле жизни, чем, например, совпадение темпераментов или одинаковая скорость реакции.

По данным американских исследователей Дэвида Басса и Сандры Барнс, при создании длительных и прочных отношений люди наибольшее значение придают способности быть хорошим товарищем и другом, вниманию и уважению к партнеру, честности, преданности, надежности, уму и рассудительности, доброте, умению понимать другого и искусству быть интересным собеседником.

Мы склонны испытывать особую симпатию к тому, кто открылся нам, кто поделился с нами чем-либо глубоко сокровенным, даже если это слабость или недостаток, или к тому, кому мы открыли часть нашего внутреннего мира, души, сердца, которую открываем не каждому.

Мастерство навешивания ярлыков

Определили психологи и те факторы, из-за которых страдают отношения в самом начале их возникновения. На впечатления и мнения, которые мы создаем о человеке, на нашу симпатию или антипатию к нему влияют наши собственные стереотипы. Стереотип — своеобразный ярлык, который мы наклеиваем. Мы невольно относим человека к одной из категорий, которыми обычно пользуемся: «весельчак», «пройдоха», «зубрила», «синий чулок» и т. д., и затем с трудом изменяем сложившееся представление.

Категории, на которые мы подразделяем людей, часто зависят от нашего состояния и настроения, но особенно — от нашего характера и образа жизни, а также стереотипов нашего окружения. Ярый борец с курением мысленно делит всех на курящих и некурящих, интеллигент — на тех, с кем есть о чем поговорить, и тех, с кем говорить не о чем, модница — на хорошо одетых и всех прочих.

Весьма распространенная ошибка при восприятии другого человека — «эффект ореола». Мы попадаем в плен общего впечатления, которое определяет все наши оценки: если мы считаем, что человек в целом хороший, то он хороший во всем или почти во всем, а уж если плохой, то дрянной без оговорок. Мы удивляемся, когда выясняется, что приятный нам человек может быть дружелюбным с друзьями и деспотом с женой и детьми.

С лица воды не пить

Немаловажный стереотипный фактор, определяющий оценку человека при поверхностном знакомстве, — внешность. Студенты одного из университетов отвечали на вопрос, какие качества человека для них являются самыми важными, когда возникает желание с ним познакомиться. Выяснилось, что из всех качеств значение имела только внешняя привлекательность. А ведь все участники эксперимента являлись студентами престижного университета, интеллектуалами!

Книги о психологии и философии взаимоотношений
Вы можете приобрести в нашем
интернет-магазине

Цицерон, однако, считал, что высшая доблесть и главная обязанность мудреца — не пленяться наружностью. Эзоп говорил, что тонкость ума лучше, чем красота тела. А русская народная пословица утверждает: «С лица воды не пить». Да и каждый из нас, конечно, прекрасно понимает: душевные качества человека, его способность сопереживать и любить никак не связаны с объемом талии или формой носа. Но, к сожалению, в момент возникновения отношений (и долгое время потом) многие об этом забывают. Все это начинает осознаваться только при более длительных и глубоких отношениях.

Очень жаль, что из-за гонки за внешней привлекательностью — если она становится основным критерием для создания взаимоотношений — мы можем упустить по-настоящему близкого и родного человека, который, быть может, находится совсем рядом.

А если люди хорошо и давно друг друга знают, если испытывают взаимное притяжение на душевном уровне, начинает работать великий принцип: кто близок, тот и красив. Нет такой красоты, которая позволила бы бесконечно скрывать злую или убогую душу. И нет такого лица, которое не являлось бы необыкновенно красивым для любящего взгляда. Величие и силу внутренней красоты, озаряющей лицо, словами не опишешь!

Именно здесь следует искать причины ситуации, многократно обыгранной в литературе и кинематографе, когда мужчина, некогда без памяти влюбленный в неотразимую женщину-вамп, уходит от нее к невзрачной, но понимающей его сердце «серой мышке», или когда девушка предпочитает самодовольному красавцу душевно близкого ей человека, не наделенного яркой внешностью.

Игры и люди. Люди и игры

Американский психотерапевт, создатель «Трансакционного анализа» Эрик Берн стал автором оригинальной теории человеческих взаимоотношений, изложенной в книге «Игры, в которые играют люди». Он тщательно и тонко проанализировал поведение людей в разных ситуациях, и это привело его к констатации: самая большая проблема возникает тогда, когда в общении и во взаимоотношениях исчезает искренность, когда люди перестают быть самими собой и начинают играть, вместо того чтобы вести себя естественно и зрело.

Берн говорит о трех состояниях личности, которые по-разному проявляются в каждом из нас: «Ребенок», «Родитель», «Взрослый».

«Ребенок» живет в человеке всю жизнь. Это наиболее искренняя часть нас самих, проявляющаяся, когда мы мыслим, реагируем и чувствуем, как в детстве. Каждый когда-то был маленьким, сохранил в душе переживания и мироощущение той поры. «Ребенку» свойственна интуиция, проницательность, эмоциональность, спонтанность, радость и очарование, тяга к познанию, чуду и волшебству, творческий, незаурядный подход. Однако в своих отрицательных проявлениях «Ребенок» бывает капризным, истеричным, легкомысленным, своенравным или сильно зависимым от «Родителей» и чьей-то опеки.

«Родитель» в нас рассуждает так, как это делали когда-то его отец и мать или другие взрослые, — это целый комплекс убеждений, норм и предрассудков, возникших еще в детстве, порождающих в нас определенные запреты и заставляющих поступать и думать по схеме «так принято». Время от времени такой «Родитель» дает о себе знать внутри каждого из нас.

Личность же «Взрослого» реализуется как способность найти решение в проблемных и трудных ситуациях, проявить зрелый и творческий подход. В каждом из нас есть доля «Взрослого» (даже в ребенке) — и это означает, что все мы способны быть самостоятельными, мудрыми и объективными.

Все эти три состояния очень важны для полноценного развития личности, но важно, чтобы они гармонично сочетались. Важно, чтобы общающиеся люди находились «на одном уровне» и чтобы состояние, которое проявляется, соответствовало ситуации: решать проблему как «Взрослый» со «Взрослым», отдыхать или любоваться чем-то как «Ребенок» с «Ребенком», принимать важные решения как два «Родителя». Трудности возникают, когда это правило не соблюдается, например когда один человек обращается к другому, как «Взрослый» ко «Взрослому», ожидая разумной, спокойной реакции, или как «Ребенок» к «Родителю», рассчитывая на помощь, любовь и поддержку, а получает от собеседника обратное. Скажем, муж спрашивает у жены, обращаясь как «Взрослый» ко «Взрослому»: «Ты не знаешь, где мои часы?» Вместо того чтобы спокойно ответить: «Лежат на столе», жена отвечает капризно, как обиженный «Ребенок»: «Ну вот, вечно я должна все знать», или назидательно, как «Родитель»: «Почему ты никогда не знаешь, где твои вещи? Вроде не маленький уже». Естественное общение нарушается неуместной реакцией, и в результате часто возникают скандалы, непонимание, отчуждение.

Так развивается и закрепляется новый способ взаимоотношений — его Берн называет «игрой». В результате игры исчезает искренность, игроки как будто надевают маски, к которым привыкли, прячутся за ними, защищаясь от проявления настоящих чувств. «Посмотри, что я из-за тебя сделал!», «Дорогой, я тебя люблю, не купишь мне шубу?», «Я всего лишь пытаюсь помочь вам», «Только через мой труп», «Либо я — либо он / она / оно». Как часто в общении мы прибегаем к подобным играм (их перечень можно продолжать) и в результате отдаляемся друг от друга и сами не замечаем, как из отношений уходят теплота, искренность, естественность, а остается своего рода шантаж и манипулирование друг другом.

Поменяться местами

И все же один из важнейших факторов во взаимоотношениях — это, безусловно, «Он» и «Она», мужчина и женщина. Многие психологи и философы утверждают, что проблема во взаимоотношениях, собственно, возникает, когда Он и Она меняются ролями, — и это одна из проблем современного общества, стоящая все более остро. «Она» становится «мужеподобной» в доме, в узах, во взаимоотношениях, а Он — слишком «женственным», нестабильным, изнеженным, слабым. Как правило, такая проблема возникает тогда, когда один из партнеров перестает проявлять свои основные качества, и тогда их берет на себя другой.

Но все же, несмотря на подмену понятий, в нашем сознании с давних времен существует архетип Настоящего Мужчины и Настоящей Женщины. И ищем мы и хотим видеть рядом с собой не «вторую женщину» (в случае женщины) или «второго мужчину» (в случае мужчины), но испокон веков мужчина ищет образ своей прекрасной «Дамы», Настоящую Женщину, а женщина — своего «Рыцаря», Настоящего Мужчину.

Анимус Аниме не товарищ

Швейцарский психолог К.-Г. Юнг говорит о существовании в бессознательном каждого человека дополнительной части противоположной природы. В бессознательном каждого мужчины присутствует «женская природа» — «Анима», а в каждой женщине есть бессознательная «мужская природа» — «Анимус». Эти свойства закладываются еще в детстве (Анима создается на основе образа матери, Анимус — на основе образа отца) и часто впоследствии влияют на выбор спутника жизни.

Анима и Анимус имеют свои положительный и отрицательный аспекты. Положительные Анима или Анимус — это та бессознательная часть нас самих, которую надо осознать и развить, чтобы стать гармоничным человеком. Отрицательные Анимус или Анима — это то в нас, что надо осознать и преодолеть. Это то, что делает мужчину более похожим на женщину, а женщину — на мужчину, а иногда даже может стать причиной гомосексуальных наклонностей.

Отрицательная Анима усиливается впечатлениями раннего детства, если мальчик (а потом и мужчина) находится «под каблуком» матери или слишком зависит от нее. Такие детские впечатления отражаются на характере взрослого мужчины, делая его женоподобным и изнеженным («принцесса на горошине»), зависящим от ласки, обидчивым, неуверенным в себе и нуждающимся в помощи и авторитете матери или «второй половины». Пытаясь прикрыть собственные слабость и неуверенность мужчина вынужден язвить, бросать оскорбительные реплики, быть грубым или уходить от реальной жизни и проблем в псевдоинтеллектуальные увлечения и эротические фантазии, где в мыслях можно все, но ничего не требуется на деле.

В противоположность отрицательной, положительная Анима — это олицетворение всех благородных и прекрасных «женских» качеств во внутреннем мире мужчины, позволяющих развить глубокую жизненную мудрость. Это интуиция, озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, сострадать, заботиться, гармоничность и чувство прекрасного.

Отрицательный Анимус в женщине аллегорически представляется в образе «женщины-танка», сметающей все на своем пути, скрывающей под более или менее женственной внешностью жесткую, грубую, неумолимую и холодную силу. Часто этот бессознательный аспект проявляется в форме непреклонной убежденности в собственной правоте (особенно когда женщина не права), и подобная убежденность нередко сопровождается желанием уколоть, обидеть или навязать окружающим свое мнение, устраивая грубые скандалы и сцены. Одно из ярких проявлений отрицательного Анимуса — желание женщины быть во что бы то ни стало любимой и готовность ради этого на все. А также вытекающее из этого чувство «своей территории», злые мысли, скрываемые под милой улыбкой, критика, страсть к сплетням и многое другое. Иногда же отрицательный Анимус принимает форму паралича всех чувств или глубокой неуверенности в себе, доходящей порой до ощущения полной никчемности. Где-то глубоко внутри Анимус нашептывает женщине: «Ты безнадежна. Что толку пытаться? Нет никакого смысла что-либо делать. Жизнь никогда не переменится к лучшему». В жизни и в людях видится только черное, все белое отметается и не замечается.

Но положительный Анимус может превратиться в бесценного внутреннего соратника, который наделит женщину истинно мужскими, рыцарскими качествами — инициативой, храбростью, азартом и жаждой открытий, ясным, объективным умом и духовной мудростью.

Что же делать?

Заканчивая наш обзор, посвященный психологии взаимоотношений, хочу остановиться на одном важном вопросе: что мешает проявлению истинной любви? Вспомним некоторые советы, которые дают и психологи, и философы, и просто мудрые люди.

  • Не нужно путать любовь с влюбленностью, не стоит принимать желаемое за действительное. С влюбленности все только начинается, но одной ее недостаточно. В начале мы испытываем романтическую восторженность, нам все видится в розовом свете, все кажется идеальным, на века, но не стоит забывать, что влюбленность подобна сильной вспышке огня: она хрупка, и может так же быстро погаснуть, как и появилась. Нужно, чтобы влюбленность превратилась в любовь. А для этого существует проверка временем и трудностями.
  • Самые большие препятствия на пути к любви — эгоизм и чувство собственничества. Иногда мы любим человека, но забываем, что у него есть своя индивидуальность, достоинства и недостатки, отличающиеся от наших собственных и влюбляемся в некий идеальный образ, наделенный качествами, которые нам нравятся, или которые имеем мы сами, или которых нам не хватает. Когда же мы осознаем несоответствие человека и созданного нами образа, то начинаем переделывать его под свои «стандарты», загонять в заданные нами рамки и представления. Поэтому важно иногда задавать себе вопрос: «Что нам важно в любви: любимый человек или наши собственные желания, то, что мы хотим от него получить?» Любая «клетка» наших чувств, в которую мы пытаемся загнать любимого человека — путь даже золотая и красивая — когда-нибудь станет для него тесна. И он либо убежит, либо, даже если останется с нами, его душа будет недоступна и закрыта от нас. Иногда надо сделать выбор между нашей выгодой и любовью и. полюбить ради самой любви.
  • Опасно стремиться быть любимым любой ценой. Иногда мы опускаемся до унижения и «ради любви» теряем собственное достоинство, забываем о своих мечтах, о собственном пути и смысле жизни. И ради чего? Ради жалких крох, которые перепадают нам со стола, — чуть-чуть тепла, капельку чувств, немного денег. Не слишком ли большая цена для маленького человеческого счастья?
  • Искать не то, что нас разъединяет, а то, что объединяет. Потому что любовь будет длиться столь долго, сколь сильно будет объединяющее. И ничто так сильно не объединяет в любви, как стремление разделять одни мечты, одни идеи и приключения — и ради них сражаться и преодолевать трудности. И наоборот, если ничто не объединяет или объединяющее ничтожно мало, не стоит ли задуматься, любовь ли это?
  • Стать зеркалом друг друга. Потому что всегда должен быть кто-то, кто не даст нам опуститься ниже собственного достоинства, кто не будет нас обманывать и всегда покажет правду, какой бы она не была. И в то же время, кто покажет нам самые прекрасные и сокровенные состояния, такие наши способности и достоинства, о которых подчас мы и не догадываемся.
  • Если мы искренне любим, то даже при самых страшных недостатках, всегда в человеке можно и нужно найти что-то светлое и доброе. В психологии существует понятие самоподтверждающегося пророчества. Суть его в том, что если мы думаем о близких людях лучше, чем они есть на самом деле, то они постепенно становятся лучше. Если, наоборот, недооцениваем их, то они изменятся в худшую сторону. Поэтому самый верный способ изменить человека в лучшую сторону — не в том, чтобы подмечать и говорить ему об ошибках и недостатках, а наоборот относиться к нему так, словно он уже обладает желанными положительными качествами.
  • Преодолевать рутину в любви. Любовь укрепляется и поддерживается подчас через маленькие и незначительные детали. И как часто самые маленькие вещи (о которых мы несправедливо забываем) — цветы или поцелуй, воспоминания дорогих моментов и романтика, знаки внимания и забота — позволяют показать друг другу силу любви.
  • Сделать первый шаг навстречу — в разногласиях и ссорах и не проявлять наши «особенности», которые способны привести любимого или любимую в бешенство.
  • Если вторая половина находится в плохом настроении, депрессии, грусти, усталости, перегруженности работой или проблемами, то самому не попадать под воздействие, а напротив, предпринимать все возможные и невозможные меры по устранению этих состояний.

Все это может принести плоды, если понять одну великую истину: для любви нужны двое, нужны обоюдные усилия обеих сторон.

Любовь не дает ничего, кроме самой себя, и не берет ничего, кроме самой себя. Поэтому любовь не обладает ничем, но и ею нельзя обладать, ведь любви достаточно только любви. . Пусть будут свободные пространства в вашем единении. И пусть ветры небес танцуют между вами. Ведь и каждая из струн лютни сама по себе, хотя они вместе звучат в одной мелодии. . Потому что и колонны храма стоят отдельно, и дуб, и кипарис не растут в тени друг друга.

www.manwb.ru

Это интересно:

  • Лечение нервозности депрессии Нервозность: причины и как избавиться от нервозности. Лечение нервозности Все процессы в нашем организме регулируются нервной системой, и именно она отвечает за состояние нашего здоровья. В настоящее время учёными уже установлено, что подавляющее большинство заболеваний обусловлено психосоматическими причинами, а […]
  • Аутизм или гиперактивность аутизм или гиперактивность? Здравствуйте, сегодня ходили в ПМПК, чтобы взять направление в спец садик, отказали( у нас ЗРР). За 15-30 мин наблюдение поставили симптомы аутизма. Моему сыну 3 года 2 месяца, говорит отдельные слова на двух языках, 20-25 слов, наблюдаемся у невропатолога с 2х лет. Изначально поставили […]
  • Методика выявления шизофрении Диагностика шизофрении Брошюра о шизофрении: - Читать - Заказать online Заказать брошюру также можно по телефону: 8-800-700-0884 В начальном периоде заболевания диагностика шизофрении довольно сложна, поэтому психиатры обычно не торопятся с постановкой диагноза, наблюдая пациента не менее полугода. На […]
  • Депрессия экзамены Депрессия экзамены Очень не хотелось тревожить никого своими "глупостями", благо, что останусь анонимным. Мне всего 18 лет, но, как минимум с 16, меня практически всегда преследует постоянная депрессия. За два года она только усилилась. Утром, вечером, солнечным и прекрасным или пасмурным и прохладным днём - […]
  • Детский центр неврозов на чапыгина 13 Детский центр неврозов на чапыгина 13 Амбулаторная служба работает по территориальному принципу. Районные Психоневрологические диспансерные отделения (ПНДО) осуществляют консультативно-лечебную, реабилитационную, социальную помощь детям и подросткам Санкт-Петербурга и их семьям. Отделения работают в контакте с […]
  • Конспект логоритмических занятий для детей с заиканием Конспект логоритмического занятия для детей с заиканием «Взрослые и дети» Елена Кадырова Конспект логоритмического занятия для детей с заиканием «Взрослые и дети» Конспект логоритмического занятия для детей с заиканием на тему «Взрослые и дети» - развивать слуховое внимание; - развивать ритмический слух; - […]
  • Как можно вылечить ребенка от заикания Ваш ребенок говорит все больше и больше, учит новые фразы и слова, однако в один момент речь может стать сбивчивой, не плавной, не совсем понятной окружающим. Причина тому — заикание. Справиться с таким речевым дефектом не так просто, но при внимательном отношении к малышу и профессиональном подходе избавиться от […]
  • Шизофренического аутизма Шизофренического аутизма Каган В.Е., Исаев Д.Н. ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ. АУТИЗМ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ Клинические особенности Основой шизофренического аутизма является специфическая шизофреническая диссоциация, процессуальная дезинтеграция психики и личности. Это проявляется как в поведенческих особенностях и […]