Снятие стресса у учителей

Снятие стресса у учителей

Скоблякова Анна Станиславовна, педагог-психолог, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Черкасская средняя общеобразовательная школа».
Актуальность темы: Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании». Ситуации крайнего эмоционального напряжении приводят к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Дата публикации: 10.07.2015

Актуальность темы

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании». Ситуации крайнего эмоционального напряжении приводят к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Цель тренинга: снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов.

Задачи:

— создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества;

— познакомить участников тренинга с приёмами саморегуляции;

— научить педагогов навыкам борьбы с «синдромом эмоционального выгорания».

Организация тренинга: группа педагогов от 10 до 15 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету.

Продолжительность – 1 час 30 минут.

Тренинговое занятие для педагогов

«Снятие эмоционального и мышечного напряжения»

Вводная часть

1. Упражнение «Комплимент по кругу»

Цель: настрой на занятие, развитие воображения, групповой сплоченности, сотрудничества.

Инструкция: Каждому из Вас я раздам листочек, на котором Вы напишите свое имя. Как только я включу музыку, передавайте эти листочки по кругу. На них необходимо написать (подарить) комплимент обладателю листочка. В завершении упражнения каждый зачитывает все комплименты подаренные ему.

Трудно ли было написать (подарить) комплимент?

Что лучше дарить или получать?

Ваше состояние после выполнения упражнения?

2. Упражнение «Портфель настроения»

Цель: оценка своего эмоционального состояния в начале занятия.

Инструкция: У меня в руках рисунок портфеля. Нам необходимо заполнить его, Вашим настроением. Я предлагаю выбрать тот цвет, который соответствует Вашему самочувствию на данный момент и прикрепить его на рисунок.

Основная часть

Каждый человек должен уметь расслабляться, а особенно люди Вашей профессии. Вам свойственно педагогическое «выгорание», сильное эмоциональное напряжение, стрессы. Использование элементарных упражнений, не требующих большого количества времени, позволит сохранить и укрепить психологическое и физическое здоровье.

3. Упражнение «Самомассаж»

Цель: развитие навыков самомассажа.

Инструкция: Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек:

· межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;

· задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;

· челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;

· плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;

· ступни ног: если Вы устали ходить то, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как бежать дальше.

4. Упражнение «Дыхание на счет 7-11»

Инструкция: Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале Вы почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.

5. Упражнение «Руки».

Цель: снятие напряжения, усталости.

Инструкция: У Вас закончился урок и есть несколько минут свободного времени, уделите себе это время.

Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдите по классу.

Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.

6. Упражнение «Поплавок в океане»

Цель: расслабление, снятие эмоционального напряжения, усталости.

Инструкция: Закройте глаза и вообразите, что Вы маленький поплавок в огромном океане. У Вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут Вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть Вас, но Вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Какие еще возникают ощущения, когда Вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?

7. Упражнение «Стряхни»

Цель: снятие нервно-психического напряжения, усталости.

Инструкция: Я хочу показать Вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из Вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовить работу» Кто-то настраивает себя на то, что не выполнит хорошо работу и наделает кучу ошибок. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный как другие. Что мне зря стараться?».

Встаньте так, чтобы у вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с Вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носка до бедер. А затем потрясите головой.

Будет еще полезнее, если Вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки….

Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется Ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с Вас спадает и Вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.

Ваше самочувствие после выполнения упражнения?

8. Упражнение «Голова».

Цель: снятие нервно-психического напряжения.

Инструкция: Встаньте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на Вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором Вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

9. Упражнение «Прощай, напряжение!»

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Инструкция: Сейчас мы посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.

Как вы себя чувствуете?

Расстались ли вы со своим напряжением?

Ощущения до и после упражнения?

10. Упражнение «Я в лучах солнца»

Цель: обучить методике повышения самооценки.

Инструкция: На листе нарисуйте солнце с кружком посередине и множеством лучей. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой или храните его в определенном месте. Иногда добавляйте лучики. А если станет особенно тяжело и покажется, что Вы ни на что не способны, достаньте и рассмотрите его, вспомните все то хорошее, что написано на Вашем солнышке.

Заключительная часть

11. Упражнение «Портфель настроения»

Цель: оценка своего эмоционального состояния в конце занятия.

Инструкция: Я держу в руках портфель. Как и в начале занятия его необходимо заполнить Вашим настроением, которое характерно на данный момент. Выберете привлекательный для Вас цвет и приклейте его на рисунок портфеля.

12. Упражнение «До следующей встречи!»

Цель: получение обратной связи от участников группы, развитие доверия, взаимопонимания.

Инструкция: У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Я предлагаю Вам передавать его друг другу и делиться впечатлениями о занятии, дарить свои пожелания участникам группы.

Анализ:

Что вам дало сегодняшнее занятие? Что нового узнали? Что будете использовать в дальнейшей жизни?

Завершающее слово педагога-психолога: Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу! До новых встреч!

Использованная литература:

1. Вид В.Д. Хорошее настроение – это просто! СПб., 2001

2. Зайцев Г.К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб., 2000

3. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.

5. Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом (второе издание). – М.: Универс, 1993.

6. Самоукина Н.В. Игры в которые играют… Дубна, 1996

7. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2003

metod-sbornik.ru

Методическая разработка по психологии на тему:
Способы снятия стресса у педагогов (мастер-класс)

Представлены практические упражнения для преодрления стрессов у педагогов.

Предварительный просмотр:

государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»

Способы снятия стресса у педагогов

Юлия Николаевна Авдонина

ГС(К)ОУ ОШ «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»

В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, — а именно к этому разряду профессий относится работа школьного учителя, воспитателя, — важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы», расслабляться. В этом помогают психотехнические упражнения. В течение 2-5 минут, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, учитель сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе.

Психотехнические игры для учителей направлены на достижение двух основных целей.

Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности, т.е. имеют сугубо психотерапевтические цели.

Во-второй, и это очень важно, психотехнические упражнения нацелены на расширение его профессионального самосознания. Регулярное выполнение учителем психотехнических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Упражнение «Внутренний луч».

Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности.

Для выполнения упражнения необходимо занять удобную позу — сидя или стоя. в зависимости от того, в какой ситуации оно будет выполняться.

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч. который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица , шеи, плеч, рук и т.д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь.Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и т.д.

Представление теплом луче необходимо осуществлять необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получать внутреннее удовольствие.

Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»

Упражнение снимает усталость, способствует установлению психического равновесия.

Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз.

Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5-2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости.

Упражнение снимает раздражение, способствует восстановлению эмоционально-положительного настроя.

Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги.

Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вым больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его.

Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено вами.

Вполне возможно, что у учителя, воспитателя может не быть возможности, времени и места регулярно проводить психотехнические игры.

В этом случае мы рекомендуем использовать метод вербального самовнушения. Мы предлагаем несколько формул. которые могут быть произнесены учителем «про себя» или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой.

Произнесение формул не обязательно должно быть точно по тексту, можно проявить некоторые индивидуальные вариации и отступления в выборе стиля формулы, слов, длительности фраз и пр.

Важно иметь четкий язык, формулируйте самоприказ. Текст формулы самовнушения может быть составлен заранее, но иногда могут быть действенными не заготовленные формулы, а тексты коротких самоприказов, рождающихся «в ситуации» («здесь и теперь») и органично переплетающиеся с вашим состоянием и внешними условиями.

Для того чтобы заготовленные заранее или спонтанно возникшие формулы были эффективны, помните о следующих правилах:

1 Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз.

2 Большое значение имеет начало формулы. Могут быть использованы следующие начала фраз: » Мое желание иметь. «, » Я вижу себя человеком. «, » Я все умею, все могу. «, » Я верю в то, что . «, » Я убежден в том, что. «.

3 Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до 7 раз).

4 Важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами.

5 Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.

Утренние и вечерние игры-формулы.

Утром, перед вставанием,когда ваш организм находится в своеобразном «переходном» состоянии уже не сна, но еще и не полноценного бодроствования, заведите себе правило прочитывать основную формулу.Эта же формула межет быть повторена вами вечером, в постели перед сном.

Формула «Уверенность в себе.»

» Я человек смелый и уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь» (последняя фраза может быть повторена несколько раз.»

Формула » На работу.»

» Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни.»

Игры-формулы в течение всего рабочего дня.

Формула 1 . Спокойствие и стабильность.

» Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».

Формула 2. Уменьшение напряжения в процессе работы.

» На протяжении всего дня я сохраняю абсолютное самоуправление, абсолютное подчинение всех действий достижению наибольшего результата своей работы. Ни при каких обстоятельствах я не нервничаю и не раздражаюсь. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание. Я способен к огромным волевым усилиям».

Формула 3. Любовь к своей работе.

» Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».

Формула 4. Любовь к ученикам.

» Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыт к диалогу с моими учениками».

Перед сложным разговором.

Формула 1. Спокойствие.

» Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».

Формула 2. Снятие волнения и нервного напряжения.

» Мне легко, легко и свободно. Ярко отчетливо чувствую безмятежное счастье. Я безмятежно счастлив. Каждая клеточка тела дышит безмятежным счастьем. Все тело легко, легко, свободно. Безмятежное счастье».

Снятие усталости и восстановление работоспособности.

» Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрым после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всем теле».

» Я полон сил и энергии, я готов продолжать работу на уровне своих лучших возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полон сил и энергии, у меня здоровые, молодые нервы, У меня неутомимое богатырское сердце».

Все мы знаем, что стресс влияет не только на наше эмоциональное состояние, но также стрессовые ситуации влияют на наше здоровье.

Непрерывный стресс может нанести вред сердцу и даже способствовать закупорке артерий. Согласно последним данным, он может вызвать резкий скачок гормонов стресса в крови, в результате чего ослабевает иммунная защита организма и человеку становится труднее сопротивляться инфекциям. Все заболевания, от изжоги до астмы и рака, связаны со стрессом — он может даже ускорить ухудшение памяти. Но существуют проверенные методы снятия стресса.

Чтобы обуздать стресс, вам не обязательно в корне менять свою жизнь. » Многие говорят: Я слишком занят, у меня нет просто времени на борьбу со стрессом». Но существуют упражнения, которые можно делать где угодно. За несколько минут вы сможете предотвратить чрезмерно эмоциональную реакцию на стрессовую ситуацию, прежде чем процесс выйдет из-под вашего контроля. Научившись успокаиваться, вы, быть может, даже обнаружите, что не так уж сильно загружены.

1 Возьмите тайм — аут.

Хотя бы раз в день 5-10 минут посидите спокойно, абсолютно ничего не делая.Сосредоточьтесь на окружающих звуках, на своих ощущениях.

Когда вы просто спокойно сидите, замедляется сердцебиение и снижается давление, т.е. устраняются самые очевидные симптомы стресса.

2 Смейтесь в полный голос.

Держите под рукой что-нибудь, что вызывает у вас смех.

( сборник анекдотов, смешные письма, цитаты из своей любимой кинокомедии).

В течение дня время от времени обращайтесь к этому средству. Исследования показали, что когда вы от души смеетесь, в организме сокращается содержание гармонов стресса и повышается иммунитет. Этот эффект может продолжаться до 24 часов.

3 Слушайте музыку.

Когда перед вами стоит пугающая вас задача, послушайте успокаивающую музыку — классическую, джаз, «релакс» или любые ваши любимые мелодии.

4 Подумайте о хорошем.

На какое-то время, будь-то 15 секунд или 5 минут, сосредоточьтесь на ком-то или чем-то, что вам очень дорого. Помочь может даже фраза или слово, повышающее вашу самооценку.

5 Побольше ходите.

Встаньте из-за стола или дивана и хотя бы 10 минут погуляйте.

6 Дышите глубоко.

На 5 минут замедлите дыхание: делайте около 6 глубоких вдохов животом в минуту. ( т.е. 5 секунд вдыхайте воздух и 5 секунд выдыхайте.)

7 Вставайте с постели расслабленным.

Вечером, перед тем как заснуть, и утром, после того как прозвенит будильник, пока вы еще в постели, потратьте 5 минут на то, чтобы расслабить все тело. Для начала напрягите пальцы ног, потом медленно расслабьте их. Тоже самое проделайте поочередно с мышцами стоп, икр бедер, ягодиц, а также с верхней частью тела, пока не дойдете до лицевых мышц, которые тоже нужно напрячь и расслабить. В начале и конце каждого дня потратьте минуту — другую на то, чтобы сознательно расслабиться.

nsportal.ru

Тренинг для педагогов: «Эффективные способы снятия стресса»

Наталья Зенгер
Тренинг для педагогов: «Эффективные способы снятия стресса»

Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов, формирование знаний о приемах саморегуляции.

• Дать понятие стресса и влияние его на организм человека.

• Обучение способам управления своим эмоциональным состоянием.

• Обучение способам психологической самопомощи в ситуации стресса.

• Обучение педагогов способам снижения стрессовых реакций организма.

Приветствие. «Имена-качества», обмен чувствами.

Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 1-2 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Марина, мечтательная, миролюбивая».

2 слайд. Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

3 слайд. Основные признаки стресса:

— физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);

— эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);

— поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.).

Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям.

4 слайд. Причины возникновения стресса.

— неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;

— конфликты с коллегами;

— чувство перегруженности работой, переутомляемость; психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;

— слишком высокая ответственность;

— тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и детей.

Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда (повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д., а также психологические и организационные трудности: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора воспитанников, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня. Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил.

Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит педагог.

Психологический дискомфорт воспитателя негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на детях.

Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться распознавать в себе их признаки и симптомы, уметь управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. В этом случае, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболеваний, отсрочить эмоциональное выгорание.

I. Рисуночные техники

Стресс — категория абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь. Методики позволяют:

1. материализовать свой стресс, придать ему конкретную художественную форму;

2. понять, какие факторы влияют на возникновение стресса;

3. определть показатели, указывающие, что человек находится в стрессовом состоянии.

“Мой стресс” (Колошина Т. Ю., Трусь А. А.)

ИНСТРУКЦИЯ: в течение 5 минут выполнить рисунок, который называется “Мой стресс”. На нём изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Не спешите, подумайте некоторое время над тем, что вы изобразите, и приступайте рисовать.

Нужно взять цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисовать абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как хочется, в полном соответствии с настроением. Затем надо попробовать «перенести» свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуя его. Когда рисунок закончен, на другой стороне листа следует написать 5–7 слов, отражающих настроение. После этого нужно посмотреть на рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитать слова и эмоционально, с удовольствием разорвать лист и выбросить. Условно эмоциональное состояние переносится на рисунок.

Всего 5 минут, а Ваше эмоционально – неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в Ваш рисунок и было уничтожено Вами.

Психологи обнаружили, что раскрашивание картинок в течение двух-трех минут в периоды повышенного стресса в пять раз увеличивает вероятность завершения работы в срок. То есть вы сможете не только пережить стресс, но и, возможно, создадите какой-нибудь шедевр.

Чтобы сохранить энергию, массируйте по 30 секунд точки, находящиеся под носом, между бровями, под нижней губой и в центре ладони.

Еще один простой способ сбросить нервное напряжение и избежать стресса. Нужно изо всех сил потереть ладони друг о друга, пока они не станут горячими. Также полезно хорошенько растереть уши. Так вы сможете взбодриться и сосредоточиться на работе.

III. Психотехнические упражнения для снятия напряжения и усталости.

Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья педагога является его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, усталость и расслабляться. Для этого существуют специальные психотехнические упражнения, которые ослабляют психическую напряженность, снимают некоторые невротические реакции, т. е. выполняют психотерапевтическую роль. Регулярное выполнение педагогом этих упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, управлять ими и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии. В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, педагог сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, уверенности в себе.

Вот несколько упражнений, предложенных И. Е. Шварцем, немецким психотерапевтом:

Упражнение «Гора с плеч»

Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, сомкнуты в «замок». Вдох – поднять руки в «замке»над головой, ладонями вперед. Задержать на 2–3 с дыхание, сделать резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить — поза «экстрасенса».

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или рот. В это время кулачки разжимаем.

Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.

Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

Важно научиться не думать о выдохе. Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпускать «отработанный» воздух.

Сделав 4 коротких, шумных вдоха носом (и соответственно 4 пассивных выдоха, сделайте паузу и отдохните 3-4 секунды. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха — движения.

Устройте 30-секундную пробежку вверх и вниз – это упражнение усилит приток кислорода к каемчатым частям мозга, ответственным за управление эмоциональным стрессом.

V. Предметы – помощники (6 слайд)

В течение рабочего, мимическая мускулатура так напрягается, что голова становится тяжелой и начинает болеть. Один из способов избежать стресса – расчесывание волос в течение 10–15 минут. Эта процедура помогает “разогнать” кровь и расслабить мышцы.

Запахи сильно связаны с эмоциональной памятью. Поэтому очень полезно иметь под рукой аромат, ассоциирующийся с пережитыми минутами сильного счастья, восторга, блаженства. Вдыхайте его почаще, это поможет сохранить хорошее настроение.

VI. «Скорая помощь» на дому (7 слайд)

Смыть конфликты и стрессы

Справиться с эмоциональным негативом помогает 15-минутный душ. Встаньте под теплые струи воды, чтобы они массировали голову и плечи. Вскоре вы почувствуете, как вода уносит с собой все ненужное.

Восточные практики учат: «Хотите избавиться от печали, передвиньте 27 предметов в доме». Считается, что это освобождает пространство для энергии, которая сможет беспрепятственно скользить в правильном направлении. Попробуйте данный метод и сами убедитесь, что он помогает мозгу переключиться, отвлечься от проблем и отдохнуть.

Раскладывание вещей по местам помогает упорядочить мысли, сосредоточиться. Кроме того, аккуратный вид полок, ящиков, шкафов дает своеобразный психологический эффект – внешний порядок и организованность человек бессознательно переносит на собственную жизнь.

Чай с гибискусом

При накоплении радикалов человек испытывает чувство тревоги и панические состояния, характерные для стресса. Гибискус не дает радикалам концентрироваться, как бы разжижает их и таким образом помогает снять стресс, не делая вас вялыми.

Минута на размышление

Найдите возможность остаться дома одному, чтобы упорядочить мысли. Включите любимую музыку, достаньте из холодильника любимое лакомство, устройтесь в любимом кресле. Подумайте, чего бы вам хотелось больше всего, и запишите желание на бумаге. Вид четкого плана поможет определиться с дальнейшими действиями.

Обязательно танцуйте дома! Ритмичные движения под музыку хорошо помогают снять стресс. К тому же, танцы воспринимаются как развлечение, в отличие от тех же тренировок в фитнес-клубе.

Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.

Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.

Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.

8 слайд. Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

И помните, что лучшее лекарство от стресса … УЛЫБКА!

www.maam.ru

Это интересно:

  • Тяньши при неврозе Тяньши при неврозе Неврозы — заболевания нервной системы, обусловленные длительным психическим перенапряжением. Указанные заболевания проявляются разнообразными нервно-психическими расстройствами. Неврозы встречаются достаточно часто, и легче возникают у лиц с врожденной или приобретенной слабостью нервной системы. У […]
  • Клиника неврозов комиссия Клиника неврозов комиссия ГЕНЕТИКА, МЕДИЦИНА, ЭКОЛОГИЯ… ОБРАЗ ЖИЗНИ! Как вы думаете: что играет самую важную роль в состоянии нашего здоровья? В 1994 году межведомственная комиссия Совета безопасности России по охране здоровья населения, основываясь на международных научно-медицинских данных, составила рейтинг […]
  • Два года депрессия Депрессия длится уже 2 года Вопрос психологу Спрашивает: марина, лет Категория вопроса: Стресс и депрессия У меня меняется настроение за день 15 раз.Депрессия уже 2 года все начиналось со смерти мамы а потом стали уходить один за одним за 10 лет я потеряла много близких помогите я схожу сума!На чела принимать […]
  • Депрессия и суицидальное поведение А.Б. Смулевич, ДЕПРЕССИИ В ОБЩЕМЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ, 2000 Депрессии и суицидальное поведение Связь депрессии с высоким риском самоубийства общеизвестна. На протяжении XX столетия, по данным обзорных публикаций [Hafner H., 1988; Kaplan H., Sadock В., 1996], частота суицидов при депрессиях остается постоянной — их […]
  • Спорт как снятие стресса Три способа снятия стресса Подобное лечится подобным, поэтому одно "С" устраняется другим "С". Начнем с самого простого и поэтому самого распространенного. Спирт входит в тройку средств, необходимых для снятия стресса (спирт, секс, спорт). 1. «Группа крови на рукаве». Наши предки вели разнообразный образ жизни. Одни […]
  • Презентация аутизм дошкольников Презентация: детский аутизм Презентация на тему : Детский аутизм. Презентация создана к докладу на педсовете: Изучение проблемы детского аутизма в системе специального(коррекционного) образования. Просмотр содержимого документа «презентация: детский аутизм» Загадка третьего тысячелетия С 2008 года Генеральная […]
  • Народные средства от стресса и нервного напряжения Лечение стресса травами По материалам газеты «Вестник ЗОЖ» Настойка антистрессовых трав. Взять по 50 г трав: пустырник, ромашка, душица, мята, иван-чай, черника, зверобой, корни левзеи, пиона, девясила, шиповника, ягоды брусники. Сложить все в трехлитровую банку и доверху залить водкой или самогоном. Через месяц […]
  • Когда обнаруживают синдром дауна Синдром Дауна - описание, причины, симптомы (признаки), диагностика, лечение. Краткое описание Синдром (трисомия 21, трисомия G) Дауна — хромосомная болезнь, обусловленная трисомией по хр. 21, как правило, вследствие нарушения расхождения хромосом во время мейоза яйцеклетки. Код по международной классификации […]