Средняя степень олигофрении слабоумия

Олигофрения — группа патологических состояний, характеризующихся врожденным или приобретённым в первые три года жизни слабоумием. В понятие олигофрения входят состояния различные по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям, характеризующиеся недоразвитием психики (преимущественно интеллекта) и отсутствием прогредиентности, то есть прогрессирующего нарастания патологических черт.

Большинство случаев олигофрении (врождённое слабоумие) относится к обширной группе врождённых аномалий развития центральной нервной системы (ЦНС), связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогенезом). Эти состояния принято отличать от деменции — приобретённого слабоумия, протекающего с распадом психической деятельности. В отличие от последней, при олигофрении сохраняется лишь динамика клинических проявлений, связанная с возрастным развитием (эволютивная динамика), декомпенсацией или компенсацией состояния под влиянием возрастных кризов, вредных воздействий экзогенного характера (в том числе и психогенных).

Термин олигофрения часто подменяют понятием умственная отсталость, которое помимо самой олигофрении включает также различные формы ранней интеллектуальной недостаточности, связанной с прогредиентными заболеваниями (шизофренией и др.), а также психогенными и культуральными факторами.

В настоящее время для определения степени умственной отсталости используют показатель интеллектуального коэффициента IQ. Согласно классификации, которая отражена в МКБ-10 ( F70-F79 ), умственная отсталость бывает:

  • лёгкой степени — ориентировочный IQ составляет 50-69 (умственное развитие в зрелом возрасте соответствует развитию в возрасте 9-12 лет);
  • умеренная — ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (умственное развитие в зрелом возрасте соответствует развитию в возрасте 6-9 лет);
  • тяжёлая — ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (умственное развитие в зрелом возрасте соответствует развитию в возрасте 3-6 лет);
  • глубокая — IQ менее 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в тр`хлетнем возрасте).
  • К олигофрении не относятся возникающие в детском возрасте вторичные задержки развития, связанные с физическими дефектами (поражением слуха, речи и др.). Олигофренами не являются дети с временной задержкой развития вследствие тяжёлых соматических заболеваний или неблагоприятных условий среды и воспитания (социальной и педагогической запущенности, эмоциональной депривации).

    Клиническая картина олигофрении характеризуется недоразвитием психики и личности в целом. Слабоумие носит диффузный характер, обладая признаками не только недоразвития интеллекта и мышления, но также низкого уровня развития памяти, внимания, речи, двигательной активности и т.д. При этом наблюдается преимущественное недоразвитие наиболее дифференцированных, онтогенетически молодых функций (речь, мышление) при относительной сохранности эволюционно более древних элементарных функций и инстинктов. Отмечается слабое развитие абстрактного мышления, отвлечённым ассоциациям, неспособность к обобщениям, которая проявляется преобладанием в суждениях больного непосредственных представлений о предметах и явлениях, установлением сугубо конкретных связей. В анамнезе больных как правило имеются указания на задержку психического, психомоторного и физического развития, которая коррелирует со степенью слабоумия.

    По выраженности психического недоразвития при олигофрении различают три степени слабоумия: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако между ними нет чётких границ, существуют промежуточные состояния.

    Идиотия — наиболее тяжёлое слабоумие практически с полным отсутствием у больного речи и мышления. Реакции на обычные раздражители у таких больных отсутствуют либо бывают неадекватными. Внимание отсутствует или крайне неустойчиво. Речь ограничивается отдельными звуками, иногда словами; больные не понимают обращённую к ним речь.

    Имбецильность — средняя степень слабоумия. Речь у имбецилов развита лучше, чем при идиотии, тем не менее, они также необучаемы, нетрудоспособны. Больным доступны лишь элементарные акты самообслуживания.

    Дебильность — наименее выраженная степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладению несложными трудовыми процессами, в известных пределах возможно их социальное приспособление.

    Библиография:
    1. Руководство по психиатрии / под ред. Г.В. Морозова, — М., 1988;
    2. Руководство по психиатрии / под ред. А.В. Снежневского, — М., 1983.

    zalogzdorovya.ru

    Средняя степень олигофрении слабоумия

    Олигофрения (малоумие). Врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, проявляющееся в недоразвитии всей психики, но главным образом, интеллекта. Причины олигофрении различны. Выделяют 3 основные группы этиологических факторов:

    Наследственные (болезнь Дауна, микроцефалия — врожденный маленький череп и т.п.).

    Факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода (болезни и алкоголизм матери, прием различных лекарственных препаратов, оказывающих вредное воздействие на плод).

    Осложнения во время родов (родовые травмы, обвитие плода пуповиной) и тяжелые болезни раннего детского возраста (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции).

    Однако, довольно часто встречаются случаи олигофрении с невыясненной причиной. Не всегда учитываются вредности на производстве (на химкомбинатах, в сельском хозяйстве — гербициды, инсектициды и т.п.).

    Симптомы и течение. Различают 3 степени психического недоразвития: дебильность, имбецильность и идиотию. Определение степени малоумия проводят обычно клиническим методом. За рубежом пользуются определенным коэффициентом, который определяется отношением умственного возраста к фактическому, умноженному на 100. Например, если ребенок по тестам соответствует 5 годам, а ему на самом деле 10 лет, то коэффициент будет составлять 50. В норме величина коэффициента колеблется от 70 до 130. При легкой степени олигофрении (дебильности) коэффициент составляет 50-70, при средней (имбецильности) — 20-50, и при тяжелой (идиотии) — менее 20.

    При всем многообразии клинических форм олигофрении есть общие для всех больных признаки психического недоразвития. Во-первых, слабоумие охватывает не только недоразвитие познавательного процесса, но и личность в целом, т.е. страдает восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля, мышление и интеллект. Во-вторых, ведущая роль в структуре психического дефекта принадлежит недостаточности абстрактного мышления, неспособности к обобщению. Мышление конкретнообразное, ситуационное. Речь отличается бедностью запаса слов, элементарным построением фразы, неграмотностью. Внимание и память в целом ослаблены, хотя бывает хорошо развита механическая память с избирательным запоминанием, например, номеров телефонов, фамилий, цифр. У больных снижен уровень побуждений, инициативы. Незрелость личности проявляется в повышенной внушаемости без логического осмысления ситуации, неспособности принять адекватное решение в обычных житейских ситуациях, недостаточной критичности к своему состоянию. Развитие физическое также протекает с задержкой. Степень задержки и тяжесть пороков развития зависят от степени слабоумия.

    Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, иногда при хорошей механической памяти, усидчивости и гиперопеке родителей достигают неплохих результатов в учебе. Легкую дебильность бывает трудно отличить от нижней границы нормы. Такие дети учатся в обычной школе. Лица с дебильностью овладевают преимущественно конкретными знаниями. Они медлительны, инертны, малоинициативны, но легко подражают взрослым, представляющим для них авторитет. Отмечается определенная необдуманность и непредсказуемость поступков, слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения. С годами дебильность становится менее заметной, особенно у тех, кто сумел хорошо адаптироваться в жизни. Однако, часть дебилов может попасть в группу асоциальных или даже уголовных элементов в связи с повышенной внушаемостью, некритичностью и недостаточным осмыслением ситуации.

    Имбецильность — средняя степень слабоумия. Лица с имбецильностью не поддаются обучению в школе. Их речь косноязычна, односложна. Набор слов ограничен (200-300 слов). Однако, такие больные усваивают необходимые навыки самообслуживания. Они обычно опрятны, самостоятельно едят, могут выполнять несложную работу по дому (уборка, стирка, мытье посуды), неплохо ориентируются в обычных житейских вопросах. Некоторые из них могут усвоить элементарные знания (учат их обычно на дому или в специальных группах): читать по слогам, считать предметы и деньги. Мышление и эмоции инертны, тугоподвижны. На перемену обстановки такие больные дают своеобразную негативную реакцию. Склонность к слепому подражанию и повышенная внушаемость могут стать причиной асоциальных поступков. Они не могут существовать самостоятельно, поэтому нуждаются в постоянном присмотре и опеке.

    Идиотия — глубокая умственная отсталость с почти полным или полным отсутствием мышления и речи. Такие больные на внешние раздражители реагируют примитивно или не реагируют совсем. Вместо речи произносят звуки, не понимают и обращенную к ним речь. Больные не владеют даже простыми навыками самообслуживания, неопрятны, не могут сами есть, иногда пищу глотают непрожеванной (таких кормят только жидкой пищей). Лица с идиотией не всегда отличают родных от посторонних. Эмоции элементарны, связаны только с удовольствием или неудовольствием. Неудовольствие часто выражают в крике, становятся злобными, агрессивными, наносят самоповреждения. Предоставленные сами себе, они либо пассивны, вялы, лежат в постели, либо возбуждены, совершают стереотипные движения (раскачиваются, хлопают в ладоши и т.п.). Глубокому недоразвитию психики сопутствуют грубые дефекты и физического развития. Если эти пороки несовместимы с жизнью, то такие больные погибают, иногда вскоре после рождения. Такие больные требуют постоянного ухода и наблюдения. Проживают обычно в специальных интернатах.

    Лечение и профилактика. Лечение олигофрении зависит от ее причины и носит сугубо симптоматический характер. Для улучшения обменных процессов назначают ноотропы, церебролизин, глютаминовую кислоту, липоцеребрин, проводят витаминотерапию. Для снижения внутричерепного давления делают вливания магнезии, назначают глицерин, диакарб. При сильной заторможенности применяют стимуляторы (сиднокарб, женьшень, китайский лимонник, алоэ и т.д.). При возбуждении назначают нейролептики, при наличии припадков — противосудорожные средства. Первичная профилактика включает в себя медико-генетическое консультирование, раннюю диагностику неправильного развития плода при наблюдении за беременной женщиной, осторожное назначение лекарств во время беременности, особенно ее первой половины, освобождение от работы, связанной с вредностью, полный отказ от алкоголя и курения во время беременности, своевременное и правильное лечение заболеваний матери в период беременности и вскармливания грудью и ребенка в первые годы жизни. Вторичная профилактика заключается в раннем выявлении умственной отсталости и проведении своевременного лечения, адаптации и реабилитации.

    www.about-health-care.com

    Выделяют 3 основные группы этиологических факторов:

    • Наследственные (болезнь Дауна, микроцефалия — врожденный маленький череп и т.п.).
    • Факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода (болезни и алкоголизм матери, прием различных лекарственных препаратов, оказывающих вредное воздействие на плод.
    • Осложнения во время родов (родовые травмы, обвитие плода пуповиной) и тяжелые болезни раннего детского возраста (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции). Однако довольно часто встречаются случаи олигофрении с невыясненной причиной. Не всегда учитываются вредности на производстве (на химкомбинатах, в сельском хозяйстве — гербициды, инсектициды и т.п.)
    • Симптомы и течение:

      Различают 3 степени психического недоразвития:

      • дебильность;
      • имбецильность;
      • идиотия.
      • Определение степени малоумия проводят обычно клиническим методом. За рубежом пользуются определенным коэффициентом, который определяется отношением умственного возраста к фактическому, умноженному на 100. Например, если ребенок по тестам соответствует 5 годам, а ему на самом деле 10 лет, то коэффициент будет составлять 50. В норме величина коэффициента колеблется от 70-до 130. При легкой степени олигофрении (дебильности) коэффициент составляет 50-70, при средней (имбецильности) — 20-50, и при тяжелой (идиотии) — менее 20.

        При всем многообразии клинических форм олигофрении есть общие для всех больных признаки психического недоразвития. Во-первых, слабоумие охватывает не только недоразвитие познавательного процесса, но и личность в целом, т.е. страдает восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля, мышление и интеллект. Во-вторых, ведущая роль в структуре психического дефекта принадлежит недостаточности абстрактного мышления, неспособности к обобщению. Мышление конкретно-образное, ситуационное.

        Речь отличается бедностью запаса слов, элементарным построением фразы, неграмотностью. Внимание и память в целом ослаблены, хотя бывает хорошо развита механическая память с избирательным запоминанием, например, номеров телефонов, фамилий, цифр. У больных снижен уровень побуждений, инициативы. Незрелость личности проявляется в повышенной внушаемости без логического осмысления ситуации, неспособности принять адекватное решение в обычных житейских ситуациях, недостаточной критичности к своему состоянию. Развитие физическое также протекает с задержкой. Степень задержки и тяжесть пороков развития зависят от степени слабоумия.

        Зависит от ее причины и носит сугубо симптоматический характер. Для улучшения обменных процессов назначают ноотропы, церебролизин, глютаминовую кислоту, липоцеребрин, проводят витаминотерапию. Для снижения внутричерепного давления делают вливания магнезии, назначают глицерин, диакарб.

        При сильной заторможенности применяют стимуляторы (сиднокарб, женьшень, китайский лимонник, алоэ и т.д.). При возбуждении назначают нейролептики, при наличии припадков — противосудорожные средства.

        Первичная профилактика включает в себя медико-генетическое консультирование, раннюю диагностику неправильного развития плода при наблюдении за беременной женщиной, осторожное назначение лекарств во время беременности, особенно ее первой половины, освобождение от работы, связанной с вредностью, полный отказ от алкоголя и курения во время беременности, своевременное и правильное лечение заболеваний матери в период беременности и вскармливания грудью и ребенка в первые годы жизни.

        Вторичная профилактика заключается в раннем выявлении умственной отсталости и проведении своевременного лечения, адаптации и реабилитации.

        Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, иногда при хорошей механической памяти, усидчивости и гиперопеке родителей достигают неплохих результатов в учебе. Легкую дебильность бывает трудно отличить от нижней границы нормы. Такие дети учатся в обычной школе. Лица с дебильностью овладевают преимущественно конкретными знаниями.

        Они медлительны, инертны, малоинициативны, но легко подражают взрослым, представляющим для них авторитет. Отмечается определенная необдуманность и непредсказуемость поступков, слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения. С годами дебильность становится менее заметной, особенно у тех, кто сумел хорошо адаптироваться в жизни. Однако часть дебилов может попасть в группу асоциальных или даже уголовных элементов в связи с повышенной внушаемостью, некритичностью и недостаточным осмыслением ситуации.

        Имбецильность — средняя степень слабоумия. Лица с имбецильностью не поддаются обучению в школе. Их речь косноязычна, односложна. Набор слов ограничен (200-300 слов). Однако такие больные усваивают необходимые навыки самообслуживания. Они обычно опрятны, самостоятельно едят, могут выполнять несложную работу по дому (уборка, стирка, мытье посуды), неплохо ориентируются в обычных житейских вопросах. Некоторые из них могут усвоить элементарные знания (учат их обычно на дому или в специальных группах): читать по слогам, считать предметы и деньги.

        Мышление и эмоции инертны, тугоподвижны. На перемену обстановки такие больные дают своеобразную негативную реакцию. Склонность к слепому подражанию и повышенная внушаемость — могут стать причиной асоциальных поступков. Они не могут существовать самостоятельно, поэтому нуждаются в постоянном присмотре и опеке.

        Идиотия — глубокая умственная отсталость с почти полным или полным отсутствием мышления и речи. Такие больные на внешние раздражители реагируют примитивно или не реагируют совсем. Вместо речи произносят звуки, не понимают и обращенную к ним речь. Больные не владеют даже простыми навыками самообслуживания, неопрятны, не могут сами есть, иногда пищу глотают непрожеванной (таких кормят только жидкой пищей).

        Лица с идиотией не всегда отличают родных от посторонних. Эмоции элементарны, связаны только с удовольствием или неудовольствием. Неудовольствие часто выражают в крике, становятся злобными, агрессивными, наносят самоповреждения. Предоставленные сами себе, они либо пассивны, вялы, лежат в постели, либо возбуждены, совершают стереотипные движения (раскачиваются, хлопают в ладоши и т.п.). Глубокому недоразвитию психики сопутствуют грубые дефекты и физического развития. Если эти пороки несовместимы с жизнью, то такие больные погибают, иногда вскоре после рождения. Такие больные требуют постоянного ухода и наблюдения. Проживают обычно в специальных интернатах.

        Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности — мягкие стимуляторы.

        Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.

        Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка — контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.

        Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем — помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.

        Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.

        Информация, приведенная в данном разделе, предназначена для медицинских и фармацевтических специалистов и не должна использоваться для самолечения. Информация приведена для ознакомления и не может рассматриваться в качестве официальной.

        www.webapteka.ru

        Олигофрения

        Общая характеристика заболевания

        Олигофрения – это врождённое или приобретённое в раннем возрасте слабоумие. Оно выражается в общем недоразвитии психики и в первую очередь затрагивает интеллект человека. Термин «олигофрения» происходит от двух греческих слов «oligos» (малый) и «phrēn» (разум), хотя более корректными считаются выражения «психическая задержка» или «психическая недостаточность». В обиходе олигофрению у детей нередко называют психической отсталостью, а самого ребёнка с задержкой умственного развития — отсталым.

        Олигофрения, как отдельное заболевание, была классифицирована лишь в начале прошлого века. До этого времени общий собирательный термин «слабоумие» объединял пациентов как с врождённой болезнью, так и с приобретённым психическим недоразвитием, например, старческой деменцией.

        Причины олигофрении

        Существует три группы факторов, провоцирующих развитие заболевания:

        Первый комплекс причин олигофрении имеет эндогенный (внутренний) характер. Сюда относят все виды психического недоразвития, вызванного хромосомными патологиями, различными генетическими синдромами и наследственными специфическими нарушениями обмена веществ. Причиной олигофрении данного типа могут послужить синдром Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Рубинстайна — Тейби, болезнь Дауна, разные типы мукополисахаридоза и другие метаболические заболевания.

        Второй комплекс причин олигофрении составляют факторы экзогенной, т.е. внешней, этиологии. В данном случае общее психическое недоразвитие у больного могут вызвать внутриутробные инфекции во время беременности, иммуноконфликт крови мамы и ребёнка, родовые и послеродовые травмы черепа малыша, алкоголизм матери, наркомания и другие пагубные привычки, спровоцировавшие серьёзные нарушения в снабжении плода питательными веществами.

        Комплекс причин олигофрении смешанной этиологии состоит из факторов как экзогенной, так и эндогенной природы. В результате совокупного воздействия на организм человека сразу нескольких неблагоприятных факторов развиваются самые тяжёлые формы олигофрении.

        Формы олигофрении

        Каждому комплексу причин олигофрении соответствует отдельная форма заболевания. Всего на сегодняшний момент принято различать 4 формы олигофрении:

        I форма олигофрении – наследственный вариант заболевания, вызванный дефектными генеративными клетками родителей больного. К I форме олигофрении относят пациентов с болезнью Дауна, микроцефалией и психическим недоразвитием на фоне серьёзных патологий кожи и костей человека.

        II форма олигофрении – различные виды эмбрио- и фетопатий. Ко II форме олигофрении причисляют виды психического недоразвития, вызванные внутриутробными факторами: вирусными, бактериальными или паразитарными инфекциями женщины во время беременности, гемолитическими болезнями плода.

        III форма олигофрении – задержка психического развития у ребёнка, спровоцированная родовой травмой, гипоксией или асфиксией во время родов, а также перенесённым в возрасте до 3 лет энцефалитом, менингитом или серьёзной черепно-мозговой травмой.

        И последняя VI форма олигофрении – тип психического недоразвития, вызванный прогрессированием основного врождённого заболевания, например, различных дефектов головного мозга или эндокринных патологий.

        Степени олигофрении

        В зависимости от выраженности умственного дефекта и коэффициента интеллекта больного различают 3 степени олигофрении:

        Лёгкую умственную отсталость принято называть дебильностью. У больных с этой степенью олигофрении коэффициент интеллекта находится в переделах 50-70 балов. Пациенты имеют довольно развитую речь, могут совершать простые арифметические операции (сложить, отнять, посчитать деньги). Их круг интересов ограничен бытовыми вопросами. К обучению больные с лёгкой степенью олигофрении интереса не проявляют и демонстрируют полную неспособность к абстрактному мышлению. Они в состоянии усвоить правила общественного поведения и навыки примитивного монотонного ручного труда.

        Имбецильность – степень олигофрении с умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития. Коэффициент интеллекта этих людей от 20 до 49 баллов. Больные с данной степенью олигофрении косноязычны. Их словарный запас состоит из нескольких десятков слов. При этой степени олигофрении у человека сохраняется способность к самообслуживанию, но выполнять самую примитивную производственную работу больной часто оказывается не в состоянии.

        Идиотия – степень олигофрении с самой глубокой умственной отсталостью. Пациенты этой группы имеют коэффициент интеллекта менее 20 баллов. Мышление при глубокой степени олигофрении практически неразвито. Больные плохо понимают обращённую к ним речь. Их общение с окружающими ограничено проявлением эмоций удовольствия или неудовольствия. Навыки самообслуживания у пациентов отсутствуют, и они полностью зависимы от ухаживающих за ними людей.

        Диагностика олигофрении

        Некоторые формы олигофрении, вызванные генетическими факторами, сегодня можно диагностировать ещё на стадии внутриутробного развития. В таком случае решается вопрос о возможности искусственного прерывания беременности.

        Олигофрения у детей первого года жизни диагностируется на основании целого комплекса симптомов физического и психического отставания в развитии. Олигофрения у детей самого раннего возраста выражается в неспособности ребёнка до года держать голову, сидеть, фиксировать взгляд на одной точке, поворачивать голову на звук, улыбаться или гулить на обращённую к нему речь.

        Олигофрения у детей второго года жизни проявляется в отсутствии желания познавать окружающую среду, в неразвитости речи и моторики. Ребёнок не понимает обращённую к нему речь и не пытается имитировать действия взрослых. В самом раннем возрасте диагностируются, как правило, самые тяжёлые степени олигофрении.

        В дошкольном периоде лёгкая степень олигофрении у детей выражается в слабо развитой речи, преобладании примитивных эмоций, плохой обучаемости и неспособности к самообслуживанию.

        Лечение олигофрении

        Для выявления различных форм олигофрении у детей во всём мире существует патронажная система контроля физического и психического развития ребёнка от рождения и до определения его в школу. К сожалению, лечение заболевания возможно лишь у детей с олигофренией метаболической этиологии. В таком случае ребёнку назначаются препараты для коррекции обмена веществ, и дальнейшее развитие болезни зависит от восприимчивости детского организма к лечению.

        При всех других формах олигофрении у детей можно проводить лишь вспомогательную терапию витаминными комплексами, аминокислотами, ноотропами, препаратами для стимуляции мозгового кровообращения и уменьшения внутричерепного давления.

        Диагноз «олигофрения» у детей предполагает участие ребёнка в социальной программе реабилитации. При лёгкой и средней степени олигофрении больные направляются в специализированные детские сады и школы-интернаты. Там они получают образование примерно на уровне 4 классов обычной школы и одновременно обучаются какой-либо профессии. После окончания интерната большинство выпускников трудоустраивается. При всех формах олигофрении пациентам оформляется инвалидность и назначается денежное пособие.

        Видео с YouTube по теме статьи:


        www.neboleem.net

        Олигофрения: симптомы, степени, лечение

        Олигофрения – группа заболеваний, отличающихся по происхождению и степени тяжести. Проявлением болезни служит приобретенное в детстве или врожденное слабоумие, а также сложности в адаптации к социуму.

        Люди, страдающие данным заболеванием, могут читать и писать, выполнять несложный математический счет, делать несложную работу и даже создают семьи. Уровень адаптации к социуму зависит во многом от характера заболевания и поведения человека. У добродушных и спокойных людей жизнь достаточно успешна. У агрессивных и легко возбудимых пациентов часто проявляются трудности во взаимодействии с людьми и при выполнении обычных дел. Также у них наблюдается склонность к употреблению токсимонических веществ и бродяжничеству, попаданию под чужое влияние.

        Классификация олигофрении

        Существует три степени олигофрении:

        1. Идиотия – самая тяжелая форма заболевания. Человек не разговаривает, не способен научиться даже самым простым навыкам по уходу за собой. У таких больных наблюдается эмоциональная ограниченность, отсутствие продуктивной деятельности. Им необходимы специальные условия содержания, постоянный уход.
        2. Имбецильность. Люди с умеренной степенью заболевания отличаются безинициативностью, примитивным мышлением, легкой внушаемостью. Они понимают простую речь, произносят короткие фразы, их можно научить считать, иногда читать и даже писать. Больные нуждаются в постоянном уходе и наблюдении. Из эмоциональных реакций у них проявляются стыд, злопамятность, привязанность. Страдающие имбецильностью реагируют на то, как их хвалят или ругают. Для таких пациентов существуют специальные школы и медучреждения.
        3. Дебильность – легкая степень олигофрении. Диагностировать у детей её сложно, поэтому делают это только по достижению десятилетнего возраста. Проявляется заболевание в виде отсутствия способности воспринимать и выражать сложные понятия, абстрактно мыслить. У детей наблюдается замкнутость, страх в новой обстановке, изменение в поведении, рассеянное внимание, неадекватное поведение.

        Больные легкой степенью олигофрении часто без проблем овладевают речью в достаточной степени, могут ухаживать за собой. Замедленное развитие детей в этом случае не вызывает беспокойства у окружающих. Заболевание проявляется в начале учебной деятельности и выражается в неспособности запоминать преподносимый материал. Такие больные хорошо ориентируются в быту и могут жить самостоятельно.

        Причины и факторы возникновения олигофрении

        Основные причины возникновения заболевания:

        • нарушение обмена веществ на генетическом уровне;
        • хромосомная аномалия;
        • неблагоприятные воздействия на яйцеклетку и сперматозоиды;
        • вредные воздействия на ребенка в утробе.
        • На самом деле это заболевание – слабоумие, полностью захватившее личность, проявляющееся недостаточной интеллектуальностью. Заметно это патологическое состояние еще в детстве, и дальше оно уже не развивается. Симптомы могут выражаться в нарушениях двигательной, речевой и эмоциональной систем.

          Другие причины возникновения олигофрении:

        • инфекции внутриутробные: токсоплазмоз, краснуха у беременных женщин;
        • гормональные нарушения, иммунноконфликт крови матери и плода;
        • алкоголизм, наркомания в период вынашивания ребенка;
        • родовая и послеродовая травма черепа;
        • генетические заболевания;
        • частое применение рентгена;
        • грубые нарушения в питании и недоедание, недостаток йода у будущей матери;
        • недостаточное воспитание и общение с ребенком в неблагополучных семьях.

        Признаки и симптомы олигофрении

        Слабоумие можно выявить, обратив внимание на следующие симптомы:

      • сложности в адаптации к новой среде;
      • рассеянное внимание;
      • неусидчивость;
      • трудности в соблюдении режима;
      • плохое поведение;
      • отсутствие интереса к учебе;
      • частые мигрени;
      • частичный паралич конечностей;
      • отсутствие способности обобщать и запоминать;
      • слаборазвитая эмоциональная сторона.
      • Личностное формирование у таких людей отсутствует. Также наблюдаются отклонения на физическом уровне. У больных заметны неправильное строение черепа, диспропорции в телосложении, отставания в половом развитии и росте.

        Часто встречаются разнообразные дефекты, например, заячья губа, маленькая голова с большим лицом и прочее. Врожденное заболевание иногда сопровождается тяжелой формой, которая характеризуется безразличием, вялым состоянием, периодическими приступами раздражительности.

        Диагностика

        Диагностика олигофрении направлена на установление степени тяжести заболевания и причины его появления. Делать это необходимо в раннем возрасте. Чтобы поставить точный диагноз, специалисты изучают полный анамнез всей семьи, данные о протекании беременности матери ребенка, перенесенных в этот период заболеваниях, особенностях родов и первых лет жизни малыша.

        Не меньшую роль в постановке диагноза играет клиническое обследование, исследования неврологических, физических и интеллектуальных отклонений. Кроме того, проводятся лабораторные, психологические, патофизиологические исследования. Выясняется, как часто ребенок болел простудами, как питался. Проводится оценка уровня адаптации в социуме, отношений с родителями и окружающими людьми.

        Магнитно-резонансная и компьютерная томографии головы помогают определить существующие повреждения тканей головного мозга.

        Существует три вида лечения данного заболевания: симптоматическое, корригирующее и специфическое.

        Симптоматическое лечение олигофрении зависит от происхождения заболевания и может ограничиваться противосудорожной, общеукрепляющей терапией. Кроме того, используются препараты для стимуляции психических процессов.

        Корригирующее лечение – специальные методики обучения, психологическая поддержка, помощь больным в социальной адаптации и прочее. Проводится в соответствующих учреждениях. Применяется при легкой и средней степени заболевания.

        Специфическое лечение олигофрении назначается специалистом в зависимости от степени тяжести заболевания. Предусматривает использование специальной диеты, заместительной терапии.

        Тяжелые формы заболевания сопровождаются необходимостью постоянного ухода и надзора в специальных лечебницах и домах инвалидов.

        Лечение назначается специалистом после проведения основательной диагностики. Обычно применяют транквилизаторы, ноотропы, нейролептики, гормоны или медикаменты, содержащие йод.

        Народная медицина предлагает заменить ноотропные препараты отварами из женьшеня, лимонника, а также соком алоэ. Все эти лекарственные растения положительно воздействуют на деятельность мозга, активизируя его. Однако без консультации со специалистом принимать их не рекомендуется. Незнание схемы правильного их употребления и дозы может привести к появлению психозов, злобы и агрессии у больного.

        Лечить ребенка при наличии симптомов олигофрении можно начинать с раннего возраста – с момента, как будет поставлен диагноз. Подбирает схему терапии только врач, делается это с учетом особенностей конкретного ребенка. Кроме того, специалист назначает специальный режим питания.

        Используемые препараты призваны улучшить обменные процессы в тканях мозга. Помимо медикаментов, назначаются витамины и аминокислоты.

        При нарушениях в поведении обязательно выписывают нейролептики или транквилизаторы. Эффективность лечения зависит и от мероприятий, направленных на реабилитацию больного олигофренией. То есть необходимо оказать профессиональную помощь и в коррекции его поведения. Коррекцией поведения и социализацией больных занимаются специализированные школы, где детей обучают школьным знаниям и помогают освоить несложную профессию.

        Средняя и тяжелая форма заболевания у детей требует постоянного ухода и наблюдения за состоянием здоровья. При первых же признаках олигофрении у малыша необходимо срочно обратиться за консультацией к специалистам. Полная диагностика поможет определить степень заболевания и назначить эффективную терапию.

        Чтобы не упустить момент, родителям необходимо постоянно следить за здоровьем и поведением своего чада. Чем раньше обнаружится заболевание, тем больше шансов на эффективную социализацию ребенка.

        Профилактика олигофрении

        К профилактическим мерам относятся консультации семей, где заболевание является наследственным. Рекомендуются специальные методики обслуживания малышей, их адаптации к социуму.

        Меры профилактики олигофрении у будущего ребенка во время беременности матери включают:

        • регулярное посещение женской консультации, акушера-гинеколога;
        • своевременную постановку на учет;
        • отказ от курения и алкоголя;
        • прогулки по два часа каждый день;
        • правильный режим дня;
        • восьмичасовой полноценный сон;
        • сбалансированное питание;
        • отказ от вредной пищи: жаренного, консервированного, острого, горячего;
        • правильное родовспоможение, недопущение использования щипцов.
        • Осложнения и последствия

          К осложнениям олигофрении относятся нарушения трудовой и социальной адаптации с ярко выраженным отсутствием интеллекта. При тяжелой и средней тяжести заболевания могут развиться антисоциальное агрессивное поведение, попытки убийства, суицидальные наклонности и прочее.

          Диета при олигофрении

          Развитие слабоумия можно остановить в раннем возрасте, начав своевременное лечение. В процессе терапии специалисты рекомендуют исключить из рациона ребенка белковые продукты, а также бобовые культуры и мучные изделия, заменив их на препарат «Берлофан».

          Чтобы стимулировать активность мозга больных олигофренией, необходимо включить в рацион питания продукты, в состав которых входят витамины группы В, а также блюда, приготовленные из овощей и фруктов.

          В качестве профилактики заболевания беременным женщинам показано полноценное питание, которое снижает риск возникновения инфекций, повышает иммунитет.

          Трофимова Ярослава, медицинский обозреватель

          5,191 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

          okeydoc.ru

    Это интересно:

    • Умственная отсталость легкой степени iq Какой уровень IQ соответствует легкой умственной отсталости недостатка витаминов, скудного питания; Врожденная патология может возникнуть из-за: Преждевременные роды и т.д. Симптомы умственной отсталости Главным признаком отсталости в умственном развитии является нарушение интеллектуальных способностей. Данный […]
    • Депрессия продолжительность лечения Сложной проблемой до сих пор остаётся наличие форм хронической депрессии, устойчивых к лечению. Продолжается обсуждение оптимальной продолжительности терапии и необходимости поддерживающего приёма лекарств после окончания основного курса. Итак, основные методы лечения хронической депрессии – медикаментозное лечение и […]
    • Александровский ю а пограничные психические расстройства Пограничные психические расстройства. Учебное пособие На основе обобщения многолетнего врачебного опыта и исследований, проведенных под руководством автора, в настоящем издании систематизированно излагаются теоретические, клинико-диагностические, терапевтические и организационные вопросы современной пограничной […]
    • Как сдать анализ на синдром дауна Анализ крови на скрининг как и когда сдавать Будущим мамочкам приходится сдавать множество анализов и проходить регулярные обследования у врачей. Среди большого количества обследований легко запутаться и многие женщины не знают, для чего проводится тот или иной анализ. В большинстве случаев будущей маме и правда не […]
    • Где найти выход из депрессии Как выйти из депрессии — 10 советов психолога как избавиться от заболевания самостоятельно + основные признаки депрессии Депрессия с латинского переводится как подавленное состояние человека. Это особое расстройство психики и поэтому очень важно знать как выйти из депрессии самостоятельно или при помощи специалистов. […]
    • Симптомы ситуационного невроза Ситуационный невроз – стресс, вызванный обстоятельствами Новости от спонсоров: Определенные события, заставившие перенапрягаться нервную систему, могут вызвать ситуационный невроз. Данное расстройство нервной системы заставляет больного вести себя определенным образом. Изучено несколько форм такого […]
    • Шизофрения в рисунках Метка: шизофрения Творчество пациента с вялотекущей шизофренией Творчество людей, страдающих шизофренией Совмещение рисунка и текста, символика Особенности шизофренического мышления ясно выступают в их творчестве. Это прежде всего относится к тем случаям, когда шизофренией, заболевает какой-нибудь крупный […]
    • Шизофрения и интеллект Шизофрения и интеллект Совершенно ясно, что пациенты с шизофренией плохо выполняют тесты на интеллект, но что этот факт означает? Это не обязательно указывает на угасание интеллекта, поскольку возможно, что эти пациенты плохо выполняли тесты на IQ до того, как они заболели. Но разумеется, могут быть случаи, когда […]