Стресс от школы 1 класс

Дети в школу: как снять стресс 1 сентября

Дети не всегда так же, как родители, рады хризантемам, извлеченным из шкафов строгим костюмам и лицам учительниц на празднике первого звонка. Потеря свободы, хоть и временная, грядущие нагрузки и жизнь по распорядку – всегда большой стресс для малышей и даже старшеклассников. Как подсластить школьную пилюлю и внушить ребенку, что школа – это новый интересный этап, а не каторга, рассказал детский и семейный психолог Лариса Россол.

Прежде всего, если летом приходилось решать школьные задачки и читать литературу, освободите последние 2-3 недели перед 1 сентября, даже если не всю программу осилили. Пусть это время посвятится отдыху, а то появится угнетающее впечатление, что учеба будет длиться вечно. Это время нужно насытить чем-то веселым и интересным, и желательно за неделю-две сменить режим дня на школьный. Однако поднимать ребенка в 7 утра нужно, запланировав на 10 поход в кино или рыбалку с дедушкой, чтобы ранний старт был не из-под палки. На все эти развлечения, конечно, потребуется отдельный бюджет – рассматривайте его как инвестиции в будущее и комфортное психологическое состояние.

Применяйте также принцип «вдохнули-выдохнули»: например, перед садиком мама чаще целует-обнимает ребенка, говорит ему, что он лучший – делает вдох, и приведенный в детсад ребенок эту любовь выдыхает. Точно так же в последние деньки перед школой заряжайте позитивом ребенка, исключите скандалы и строгости. Только гармония и покой, установка на то, что все получится – и этот заряд подпитает вашего ученика надолго.

Коллаж достижений

Составьте с ребенком коллаж желаний и целей на ближайший год. Из журнальных и распечатанных картинок, говорящих о новых знакомствах, новых успехах, чувствах, раскрытии новых талантов, поездках на каникулах сделайте сообща нечто вроде большого красочного плаката. Повесьте его над письменным столом, пусть воплощает стремление школьника побывать на Рождество в замках Львовщины или научиться играть на пианино. Можно отдельно выписать на листике планы и желания – скажем, подтянуть английский, чтобы поехать в США по программе обмена или завести иностранных друзей, переписываться с ними.

Рядом с коллажем разместите «доску достижений» – пустой лист А3 с фотографией ребенка по центру, и объясните, что пока он пуст, но целый год будет пополняться его успехами. Первую запись делайте уже 1 сентября: солнечное фото и подпись «Отличный старт!». Это очень мотивирует и повышает самооценку.

Новый облик

Ребятам постарше можно сделать новую модную стрижку к первому звонку – им обязательно захочется как можно скорее показаться перед одноклассниками и всех поразить. Предвкушение впечатления, которое новый имидж произведет на дружков-подружек, затмит мысль о грядущей учебе. И самые трудные первые две недели у школьников мозги будут заняты тем, как хорошо они выглядят, а затем дети вольются в рабочий ритм.

«Мотивирующий уикенд»

Привлекайте ребенка к подготовительному шопингу – отлично будет, если вся семья бодро отправится на школьный базар на выходных перед первым звонком и выберет пеналы, тетрадки и транспортиры по вкусу школьника (навязанная школьная форма, купленная в ссоре – негатив на весь год). Если походы по магазинам удовольствия не приносят, поручите выбрать себе ранец в интернет-магазине, вместе обсуждайте варианты. Главное, чтобы подготовка к школе переросла в предвкушение пользования новыми красивыми вещами, семейные выходы на школьный базар стали милой традицией, а на следующий год при виде сезонных раскладок с красочными дневниками у школьника возникли позитивные ассоциации.

Праздничное настроение

Пусть с первого класса ребенок знает, что 1 сентября – торжественная дата, и первый урок в году стоит отметить тортиком, скажем, в форме шоколадной книжки или глобуса (кондитеры творят чудеса). Пригласите после линейки домой одноклассников или съешьте лакомства в семейном кругу, коллективно сходите в кино, луна-парк. Можете завести свои собственные маленькие традиции – каждый год в этот день фотографироваться в одном и том же месте, закапывать по бутылке вина или записку, в которой ваш школьник загадывает, кем хочет стать, когда вырастет. Такой старт зарядит ребенка позитивом на начало учебного года. Под тортик скажите ему: «У тебя все поучится», – пожелайте усердия, чтобы год был лучше предыдущего – на эмоциональном подъеме он запомнит ваши слова так же, как сладкое мини-торжество.

Учите любить учебники, а не тосковать при их виде. Как только выдадут книги на год, выделите вечер-два, чтобы совместно с ребенком пролистать их в поисках интересного (ой, смотри, к Новому году у вас будет «Робинзон Крузо» – ты не поверишь, как увлекательно!), и заботливо заверните книжки в обложки. Можете поухаживать за ними – подклеить, расправить страницы, а обложки декорировать стикерами, ленточками, стразами – лишь бы ребенку было приятно в руки взять.

Проблема глубже

Не все трудности отступают перед новыми бантиками и тортом. Если ребенок не хочет идти в школу, потому что с одноклассниками нелады, конфликт с каким-то педагогом или просто науки даются так туго, что само напоминание о геометрии вгоняет в тоску, придется действовать радикально. Говорить с учительницей геометрии, чтобы помогла подружиться с предметом, сходить на прием к психологу, чтобы отношения со сверстниками строились легче, даже менять школу. А моральная поддержка, похвалы и настройка на новые достижения (у тебя все получится!) в любом случае не отменяются.

lady.tsn.ua

Стрессы первого класса

Первый раз в первый класс – ваш малыш очень горд и взволнован. Детский сад и игры в песочнице остаются в прошлом, а сейчас начинается настоящая, почти взрослая жизнь. Будет ли она простой?

Любые перемены, даже если они к лучшему, вызывают стресс. С английского это слово переводится, как «давление, нагрузка, напряжение». В исследовании британских ученых Хоулмза и Рейха приводится шкала стресса, в которой напряжение, испытываемое человеком по поводу конкретных событий, измеряется в баллах от 1 до 100. Так, любой успех «обходится» нам в 28 баллов по этой шкале, отпуск – в 13 баллов, а незначительное нарушение закона (например, переход улицы на красный свет) – в 11 баллов. 100 баллов – это потеря супруга и максимальный по силе стресс.

Сколько же «стоит» поступление в школу? Оно вызывает стресс величиной в 26 баллов, и это намного больше, чем переживания по поводу переезда,. Семилетнему ребенку действительно нелегко справиться с таким напряжением, здесь требуется активное включение родителей.

Существует несколько факторов, влияющих на продолжительность и глубину стресса, вызванного приобретением статуса школьника.

1. Школьные правила и традиции

Одна из задач учителя в первые две недели сентября – познакомить первоклассников со школой, рассказать о правилах, провести экскурсию по этажам. А еще – быть терпимым к тому, что у детей не все сразу получается. Очевидно, что жесткий в плане дисциплины и эмоционально холодный педагог осложняет течение адаптационного процесса, а чуткий и поддерживающий учитель помогает детям быстрее привыкнуть к школе.

Важно, чтобы учитель делал скидку на то, что еще вчера его подопечные были дошколятами, им нужно время, чтобы приспособиться к новым условиям. Если вы видите, что в школе уделяется недостаточно внимания этим процессам, возьмите дело в свои руки. Например, начертите с ребенком карту школы, отметьте, где находится его класс, туалеты, столовая, физкультурный зал. Попросите его, не подглядывая в карту, описать свой путь из столовой в учительскую. Рассадите игрушки и предложите первокласснику попробовать себя в роли учителя – пусть он учит кукол и медведей грамоте, «отыгрывая» полученные в школе впечатления.

Ваша интуиция подскажет, как именно облегчить переживания вашего малыша.

2. Домашняя обстановка

Чем меньше перемен и катаклизмов случается в жизни ребенка в период первых школьных дней, тем лучше. Если родители расходятся, семья переезжает на новое место, в гости приезжает бабушка из деревни и т. д. – эти события накладываются на имеющееся напряжение и многократно его усиливают. Не менее деструктивно на самочувствие ребенка влияет начало занятий в музыкальной и спортивной школе одновременно с поступлением в общеобразовательное заведение.

Первоклассник очень нуждается в надежном убежище, где все будет просто и понятно, «по-старому». Поэтому психологи и врачи настоятельно рекомендуют первые полгода обучения в школе ничего не менять, следить за соблюдением режима дня и жить предсказуемой для ребенка жизнью. Пусть дома он чувствует себя как за каменной стеной.

3. Особенности нервной системы малыша

Если ребенок сам по себе отличается впечатлительностью и тревожностью, ему довольно трудно адаптироваться в школьных условиях. Он близко к сердцу воспринимает замечания учителя и сверстников, боится дать неправильный ответ, сделать что-нибудь не так. На фоне постоянного напряжения у него могут появиться расстройства сна и аппетита, детский страх школы, боли в животе и тошнота.

Для нормализации самочувствия и настроения требуются средства, помогающие ребенку успокоиться и переключиться. Однако неврологи ограничены в выборе успокаивающих препаратов в связи с тем, что многие из них вызывают вялость, сонливость и заторможенность. Требуется препарат, не влияющий на активность и внимание ребенка.

Одним из таких средств является «Тенотен детский». Он уменьшает тревожность, раздражительность и плаксивость. При этом средство не вызывает сонливости и заторможенности. Успокоившийся малыш способен лучше усваивать новую информацию, ничто не отвлекает его от учебы.

«Тенотен детский» помогает улучшить концентрацию внимания и память у детей. В сочетании с традиционными средствами (прогулкой перед сном, регулярной физической активностью, уменьшением времени, проведенным перед телевизором и компьютером) «Тенотен» поможет малышу справиться со стрессом.

Помогите своему ребенку учиться с радостью!

www.tenoten-deti.ru

Школа как источник стресса

Статью можно было бы назвать и «Жизнь как источник стресса», ведь стресс — это нормальная реакция организма. Но у детей правильные механизмы этой реакции ещё не сложились.

Словом «стресс» частенько злоупотребляют, используя его к месту и не к месту. Чуть испортилось настроение — «у меня стресс»; неудачный день и всё валится из рук — «не знаю, стресс, наверное». Жонглирование этим термином и его постоянное муссирование в СМИ приводит к обратному эффекту — мы перестаём к нему относиться серьёзно, воспринимая порой важные тревожные звоночки от близких людей за недостойное внимания нытьё.

Совсем недавно мы писали про экзаменационный стресс. В одном из комментариев мы получили отклик выпускницы, полный отчаяния:

За 11 класс похудела на 10 кг, во время экзаменов ещё на 4,
2 недели лежала в реанимации, потом почти пол-лета в разных больницах, в т.ч. в психиатрической, до сих пор лечусь 🙁

То, о чём написала эта девушка — и есть сильный эмоциональный стресс, сопровождающийся истощением нервной системы, и вызван он неспособностью контролировать свою реакцию на запросы социальной среды.

Жизнь человека в целом состоит из череды переходов из состояния стабильности в состояние кризиса. Это совершенно нормальный ход событий, тем не менее, неизменно вызывающий у нашего организма определённую реакцию, даже если особо важные/неприятные/ответственные события предсказуемы.

Вы каждый день ездите в автомобиле на работу и точно знаете, в каком месте города встанете в пробку, и всё равно нервничаете, когда в ней оказываетесь. Вы прекрасно осведомлены о том, в какой день вам сдавать отчёт, но с приближением дедлайна не можете не переживать. Каждый школьник знает дату контрольной или экзамена, но подготовка к ним, вопросы родителей, напоминания учителей создают дополнительное нервное напряжение. На фоне завышенных запросов от внешней среды — неважно, реальны эти запросы или лишь так воспринимаются психикой, загнанной в угол реакцией тревоги — и могут дать сбой адаптационные механизмы.

Французские школьники 1886 г.

Дети находятся в состоянии постоянной адаптации; в общем-то, как и взрослые, но адаптационные процессы у детей происходят гораздо интенсивнее. Как и их сбои. Задача ребёнка, вступившего в школьный возраст — продолжать осваивать систему межличностных воздействий и содержание человеческой культуры. Если выразить проблему достаточно прямолинейно и грубо, то, насколько успешно проходит это освоение и насколько благоприятная среда для этого создана, можно понять по тому, как происходит процесс адапатции и как проходят возрастные кризисы.

Иными словами: если ребёнок дезадаптирован, постоянно проявляет стрессовые реакции, в этом участвуют два основных фактора: первый — сама структура личности ребёнка, склонная к подобным реакциям; второй — внешняя среда, то и дело подбрасывающая неадекватно высокие запросы. И эти два фактора находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

А на какой из этих факторов для своего ребёнка способны оказать непосредственное влияние именно вы? Правильно, на атмосферу среды, которая его окружает.

О том, как следует действовать взрослому человеку, чтобы не создавать дополнительный источник стресса для ребёнка школьного возраста, нам ответиила семейный психолог Анна Девятка.

Личность развивается благодаря преодолению сложностей и выдерживанию психоэмоционального напряжения, связанного со стремлением преодолеть стрессовую ситуацию и добиться успеха. Рассматривая стресс с позитивного ракурса, можно сказать, что стресс — это одна из ступенек взросления.

Поэтому, рассказывая про источники школьного стресса, мы обозначим позитивный прогноз преодоления ситуации и возможные действия взрослого человека.

Общая структура преодоления стрессовой ситуации выглядит так:

Независимо от возраста важна вера в себя и надежда на то, что вы справитесь;

Определение источника стресса;

Фантазия о том, какой результат хотите получить после преодоления ситуации;

Осознание, чего именно не хватает для успешного преодоления. Поиск этого ресурса;

Понимание, может ли ребёнок наработать опыт преодоления ситуации сам, или здесь нужна помощь взрослого. Иногда ребёнку достаточно эмоциональной поддержки от близких, а иногда взрослым необходимо включиться в ситуацию и решать её на уровне взрослый-взрослый, например, поговорить с педагогом.

После преодоления ситуации необходимо дать признание ребенку, закрепить его представление о том, что он смог успешно преодолеть сложность и теперь это его опыт в копилке успехов.

А теперь давайте подробнее разберем несколько классических источников школьного стресса.

Плачущий мальчик вернулся домой на обед.

1 ситуация: Адаптация в первом классе

Источники стресса связаны с появлением новых требований к ребенку, а значит, и новых правил, которые нужно соблюдать и в рамках этих правил выстраивать отношения с учителем и сверстниками. Новые правила появляются не только у ребёнка, но и у всей семьи – ведь раньше общиий ритм дня и недели подстраиивался под дошкольный образ жизни. Теперь ситуация изменилась и взрослым приходится передоговариваться между собой по бытовым вопросам: кто отводит ребенка в школу, кто забирает, как включить всё это в график работы взрослых. Можно сказать, что адаптацию к первому классу проходит вся семья.

К возможным стрессам нужно готовиться заранее, поэтому очень рекомендуется отдать будущего школьника ина подготовительные занятия именно в ту школу, где потом планируется обучение. И совсем замечательно, если ребёнок пойдёт в один класс со своим другом или подругой.

2 ситуация: Негативная социальная оценка или сверхпозитивная социальная оценка

В стенах школы самым авторитетным взрослым для ребенка становится учитель. По сравнению с прошлыми дошкольными временами ярче воспринимается оценка действий ребенка со стороны педагога, которая сопровождается прохождением кризиса компетентности-некомпетентности у младшего школьника. Источником стресса в данном случае будут неадекватно завышенные или заниженные требования к ребёнку со стороны педагога. Как следствие, ребёнок может либо постоянно находиться в напряжении и зубрить не ради знаний, а ради того, чтобы оправдывать ожидания взрослого. Негативная оценка опасна чрезмерной снисходительностью по отношению к ребенку — он чувствует, что от него многого не ждут, и это снижает стремление учиться.

Стабилизироваться в данной стрессовой ситуации ребенку помогают родители. Именно родители знают своего ребенка лучше всего и понимают, на что он способен. Родителям необходимо наладить контакт с педагогом на уровне взрослый-взрослый, чтобы освободиться от возможного клейма «очень способного» или «бестолкового». Так ребёнок получит больше свободы выражать себя через обучение.

3 ситуация: Сложности в общении

Наиболее болезненно они воспринимаются в подростковом возрасте, когда ребенку важно признание сверстников и уважение его как личности. Каждая проблемная ситуация в общении является источником стресса, поэтому важно, чтобы у подростка был близкий человек, к которому он прислушивается и может рассказать о своей проблеме, не нарвавшись на осуждение или нравоучения. Задача взрослого — поддержать ощущение успешности ребёнка, снизить драматическое восприятие ситуации, помочь порассуждать — вдруг всё совсем не так, как ему кажется внутри своей ракушки? Хорошо, если есть возможность поддержать ребёнка, отправив его на тренинги общения.

Читайте также :

4 ситуация: Переход из школы в школу или из класса в класс

Смена коллектива, места обучения и правил — всегда стрессовая ситуация. Ребёнку важно объяснить, что первое время необходимо потратить на «ориентирование на местности», не нужно дружить с первым встречным, важно присмотреться к одноклассникам, понять, кто тебе нравится и с кем хотел бы дружить, и только после этого делать шаги к сближению.

Также важно понять, какие требования предъявляют педагоги и насколько школьник им соответствует. Если необходимо, подтянуть знания.

На школьные годы приходится активное развитие личности ребенка, развитие самооценки, самостоятельности и уверенности в своих силах, умения учиться новому и общаться с людьми. Это 11 лет непрерывного развития, кризисных скачков, маленьких трагедий и побед. И для детей, и для родителей. Обе эти стороны будут 11 лет находиться в постоянном адаптационном периоде. И к нему нужно, как бы это ни звучало, учиться адаптироваться.

newtonew.com

Первый раз в первый класс — праздник или стресс?

Еще с середины августа ваше чадо играет исключительно в школу, десятки раз перебирает карандаши и тетради в новеньком ранце. Первого сентября вскакивает ни с свет, ни заря, и вот, в парадной одежке и с огромным букетом гордо вышагивает в сопровождении почетного эскорта родственников навстречу своему первому школьному дню. Куда же уходит это ощущение праздника? Почему так скоро гаснет радостный блеск в глазенках малыша, а школа из храма науки уже через несколько недель, а то и дней, превращается в унылое царство скуки или даже в тюрьму?

Называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут

Пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь , как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную и социальную категорию. Как поется в известной песенке, «называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя , прежде чем ребенок поймет, а что это, собственно, такое, быть школьником. И от вашего поведения во многом зависит, к каким выводам он придет.

В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и «домашних», хорошо подготовленных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчивых и непосед. Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья малыша и решайте все проблемы как можно быстрее.

Отметки не главное!

Почему-то почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа…

Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть, не совсем перестали, но, если раньше его любили безусловно, то есть, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить. Представьте себе, что испытали бы вы, если бы у вас были проблемы на работе, а ваш супруг, вместо того, чтобы просто посочувствовать или дать дельный совет, начал упрекать вас за неусидчивость или неумение ладить с начальством.

В начальной школе вообще не стоить зацикливаться на оценках. Конечно, есть счастливчики, которые, не особенно напрягаясь, учатся на «отлично» от первого до последнего класса.

В большинстве же случаев дети, которые были отличниками в начальной школе, становятся рядовыми учениками в средней. И наоборот, очень часто головная боль учительницы, горе-ученик классу к шестому-седьмому выравнивается и блестяще заканчивает школу. По правде говоря, учителя в младших классах вообще могут не выставлять оценок, формально учитываются только итоговые оценки за третий (четвертый) класс. Но большинству учителей проще с помощью двоек и пятерок манипулировать детьми.

Главное внимание и практика

Если у малыша не ладится с учебой, постарайтесь воздержаться от упреков и нравоучений . Для начала успокойте его и заверьте, что будете любить его , какие бы отметки он не получал. Объясните, что в школу приходят учиться, а те, кто уже все умеет, может сразу поступать в институт, а когда учатся, может сразу и не выйти.

Напомните малышу, как он учился плавать, кататься на велосипеде или роликах и тоже сначала не выходило и было очень трудно, а зато когда получилось, то сразу стало очень весело. Вот также будет и с письмом, надо только побольше тренироваться. Потом стоит понаблюдать за ребенком и все же понять, в чем причина неудач.

Возможно, малыш просто устает. Практически всем детям, а особенно тем, кто не ходил в детский сад, с трудом удается приучить себя вставать в семь утра. В ход идут уговоры, угрозы, дело частенько заканчивается скандалом. В результате не выспавшийся, с утра взвинченный ребенок еле-еле успевает к началу занятий (а ведь многие добираются до школы в транспорте), с трудом высиживает уроки, переутомляется.

Приготовление и проверка уроков с последующим «разбором полетов» во многих семьях приходится на вечер, когда родители возвращается с работы. Малыш перевозбуждается, не может вовремя заснуть.

Новый режим дня

Чтобы не создавать порочного круга, лучше еще до школы начать приучать будущего первоклассника к новому режиму, постепенно сдвигая время подъема и отхода ко сну. Если вы этого не сделали, вам придется проявить твердость и настоять на том, чтобы ребенок отправлялся спать не позднее девяти часов вечера, в том числе и в выходные.

Часа за полтора до сна стоит прекратить просмотр телепередач и буйные игры. Естественно, что и уроки следует закончить никак не позднее. Лучше всего, пойдите с малышом на полчасика прогуляться перед сном, поговорите с ним о прошедшем дне, успокойте, если его что-то волнует. Легко возбудимым детям за час до сна стоит дать легкий успокоительный чай и принять теплую ванну с травами.

Утром начинайте будить ребенка немного раньше, чем необходимо, чтобы у него было время «раскачаться». Можно попробовать включать веселую музыку или мультик. Многие дети спросонья не могут проглотить ни куска. Не настаивайте, лучше положите в портфель стаканчик йогурта или бутерброд, чтобы малыш мог перекусить на первой перемене.

Если ребенок привык спать днем, постарайтесь, чтобы он сохранил эту привычку хотя бы до конца первого класса. Скандалисту, вопящему, что он уже не маленький, объясните, что даже взрослые ложатся вздремнуть после работы. Ну, а если ваш малыш законченная «сова», да и для вас подъем в семь утра — пытка, переведите его учиться во вторую смену.

Чтобы избежать переутомления, постарайтесь, чтобы в первый школьный год в жизни ребенка не происходило кардинальных перемен:

  • если есть возможность, не планируйте на это время рождение младенца;
  • не меняйте места жительства;
  • не проводите эксперименты с нетрадиционными методами питания и оздоровления;
  • не начинайте водить малыша в кружки и секции, если вы не делали этого раньше;
  • лучше даже не торопиться с покупкой домашнего животного.
  • Золотая середина, или что делать если ребенок опережает или не догоняет сверстников

    Если ребенок хронически не успевает за одноклассниками, устает к середине урока, не может уследить за объяснениями учительницы, играет вместо того, чтобы выполнять задание, — возможно, он еще просто не дорос до школы. Малыш может быть сколь угодно сообразительным и развитым, даже уметь читать и писать, но если он оказался среди детей, которые старше его на шесть-десять месяцев, а то и на год, то учителя будут строить урок, ориентируясь на более старших, физически и психологически зрелых детей.

    Но даже если ребенок пошел в школу вовремя, может оказаться, что он психологически (а вовсе не интеллектуально!) не готов к учебе. В этом случае, не стоит мучить себя и малыша. Лучше побыстрее заберите его из школы, не дожидаясь, пока у него разовьется комплекс неудачника. Ни в коем случае не упрекайте беднягу. Ему и так нелегко. Объясните малышу, что это был только подготовительный класс, а по-настоящему он пойдет учиться через год. Лучше всего отдать его в потом в другую школу, чтобы ничто не напоминало о прошлогоднем провале.

    Через неделю-другую учебы может оказаться, что ребенок, наоборот, опережает уровень первого класса. Мудрая опытная учительница, конечно же, найдет способ занять умницу делом, но, к сожалению, чаще всего развитые дети вынуждены мучительно скучать, пока их однокашники осваивают прописи и букварь. Не ждите, пока кроха утратит интерес к учебе или уверится, что школа — это место, куда ходят валять дурака и хватать пятерки.

    Если в школе есть класс с углубленной программой, переведите малыша туда, если нет, попробуйте «перескочить» во второй класс, причем, чем быстрее вы это сделаете, тем лучше он адаптируется в новой обстановке: пока класс будет заниматься повторением пройденного, можно будет ликвидировать возможные пробелы в знаниях. Только не стоит сразу принимать окончательное решение. Попросите, чтобы ребенку разрешили несколько дней походить во второй класс и проверить, сможет ли он там учиться. Как правило, администрация школы легко разрешает такие вещи.

    Прислушивайтесь к своему ребенку

    Если малыш с первого взгляда заявил, что к этой учительнице он не пойдет, не считайте это капризом и обязательно прислушайтесь к его мнению: дети очень чутки к малейшей психологической несовместимости. Учительница, которая постоянно недовольна внешним видом вашего отпрыска, его поведением, голосом, почерком, манерой сидеть и пользоваться вилкой, играть на перемене и собирать портфель вряд ли ему подходит. Еще хуже, если учитель не обращает на ребенка внимания: то есть, ставит оценки, проверяет тетради, делает замечания, но все это как бы не видя, абсолютно равнодушно.

    Заметив, что у малыша назревает конфликт с учительницей, немедленно встретьтесь с ней и попытайтесь выяснить, в чем дело. Если вы поймете, что речь идет о явной антипатии или психологической несовместимости, переводите ребенка в другой класс: ничего, кроме отвращения к учебе и комплекса неполноценности такая учительница ребенку не привьет. Вообще, при любых школьных конфликтах, как бы сложны и неприглядны они не были, малыш всегда должен чувствовать, что вы с ним — в одном лагере, помогаете ему выкарабкаться из сложной ситуации, а не ведете, заодно с директором и завучем, войну против него.

    Проблемы в школе

    Проблема первая — прописи

    Самое сложное для первоклассников — это вовсе не научиться читать и считать (большинство детей, как правило, умеют это в той или иной степени еще до школы). Гораздо труднее освоить прописи (на это отводится ничтожно мало времени, всего одно полугодие), научиться аккуратно вести тетради, быстро писать под диктовку учителя. У вашего чада запредельная грязь в тетрадях, буквы не желают попадать на строчки и валятся в разные стороны?

    Не спешите обвинять его в неаккуратности и отсутствии прилежания. Скорее всего, у малыша плохо развита мелкая моторика. Вместо того, чтобы заставлять его часами просиживать за прописями, поиграйте в веселые пальчиковые игры, научите его складывать бумажные фигурки оригами, предложите побыть Золушкой: рассыпьте вперемешку рис, фасоль и гречку и попросите пальчиками рассортировать крупу. Можно купить красивые раскраски и поучиться аккуратно заштриховывать картинки или вырезать прописные буквы из наждачной бумаги и обводить их пальчиками.

    Если у ребенка вполне сносный и разборчивый почерк, но он не соответствует вкусу учительницы, ни в коем случае не разрешайте переучивать и тем более ругать и наказывать малыша: почерк — это проявление характера, и любое насилие в этой области может привести к тяжелейшей психологической травме, не говоря уж об испорченной осанке и зрении.

    Проблема вторая — математика

    Проблемы с математикой чаще всего бывают у детей с более развитым правым полушарием мозга: они лучше справляются с чтением, письмом и вообще с вербальной деятельностью. К математике они не то что неспособны, но их просто нужно учить несколько иначе: например, малышу, может быть, сложно решать задачи, потому что он начинает вчитываться в сюжет, сопереживать зайчикам и белочкам, забывая о математических проблемах. В этом случае стоит научить его уходить от текста, например, с помощью схемы.

    Некоторым детям проще понять задачу на слух: достаточно бывает медленно и внятно проесть им условие, и они понимают, о чем идет речь. Если у малыша сложности с устным счетом, вам просто необходим «Стосчет» Зайцева: с помощью описанных в приложении игр и упражнений вы легко справитесь с этой проблемой.

    Сложности с математикой, как правило, легко преодолимы, стоит только спокойно и творчески подойти к делу.

    Проблема три — чтение и письмо

    Гораздо хуже, если малыш, несмотря на все ваши усилия, с трудом читает или пишет с грубыми и необъяснимыми орфографическими ошибками. Возможно, у вашего ребенка логопедическое расстройство: дисграфия или дислексия. Если вы заметили , что у малыша явные симптомы дисграфии: ребенок постоянно пропускает буквы или, наоборот, дублирует их, пишет буквы зеркально, путает глухие и звонкие согласные в сильной позиции, не видит границы слов, просто делает «дурацкие» ошибки, — как можно скорее обратитесь к школьному логопеду, если его нет в вашей школе, вам должны сообщить, в какой из школ района он принимает.

    Проблема четвертая — общение с детьми

    Если ребенок не ходил в детский сад, у него могут, особенно на первых порах, возникнуть проблемы в общении с другими детьми. Постарайтесь подготовить малыша к тому, что в школе с ним будут учиться очень разные дети, все они, наверное, будут очень хорошими, но разными, возможно, не похожими на него. Предупредите, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться, но нужно постараться наладить хорошие отношения.

    Можно разыграть с помощью кукол различные ситуации, с которыми можно столкнуться в школе, и подумать, как из них можно было бы выйти. В конфликтах между детьми, которые, конечно же, неизбежны, не бросайтесь очертя голову защищать свое чадо или, наоборот, резко его отчитывать. Постарайтесь понять обе стороны, подскажите малышу, как бы вы поступили на его месте в неловкой ситуации.

    Если малыш оказался аутсайдером, подумайте, как можно поднять его авторитет в классе. Возможно, его не берут в компанию просто потому, что у него нет «культовых» игрушек. В таком случае, вам придется пожертвовать своими принципами и купить-таки вожделенную Барби или человека-паука. Если вам это не по карману, попытайтесь сэкономить на чем-нибудь другом или одолжить игрушку у знакомых.

    Над малышом смеются, потому что он не умеет быть опрятным? Обязательно потренируйтесь дома вытирать нос и завязывать шнурки, одевайте ребенку в школу только ту одежду с которой он может сам справиться, не допускайте, чтобы он выглядел смешным.

    Если малыш неловок, не умеет играть в подвижные игры, поиграйте с ним в классики и вышибалы, запишите в спортивную секцию.

    Может быть, ребенок просто не умеет знакомиться и завязывать отношения. Расскажите ему, как начать разговор с малознакомым человеком, устройте небольшую вечеринку или пикник и предложите пригласить ребят, с которыми ему хотелось бы дружить. Придумайте такие игры, которые помогли бы детям завязать дружбу. Сделайте так, чтобы ваш дом был всегда открыт для друзей ваших детей. Но обязательно объясните малышу, что нельзя покупать дружбу одноклассников с помощью чипсов, конфет и лимонада.

    Проблема пятая — малыш очень робкий

    Если малыш от природы замкнут и не испытывает особой тяги к общению, не настаивайте и не тормошите его. Возможно, позже он найдет себе такого же приятеля-тихоню и будет предаваться вместе с ним уединенным беседам.

    Иногда робкие дети стремятся прежде всего завести личные отношения с учительницей. В принципе, в этом ничего плохого нет, особенно, если учительница отвечает малышу взаимностью. Следите только, чтобы ребенок не оказался в хрестоматийной роли любимчика, к которому учителя не всегда объективны и которые, отрабатывая свое особое положение, начинают «помогать» учительнице, ябедничая на товарищей.

    Проблема шестая — ребенок-агрессор

    Агрессивному ребенку постарайтесь объяснить, почему его поведение неприемлемо. Некоторые дети, попав в непривычную обстановку перевозбуждаются, переутомляются от избытка впечатлений. Таким детям, во всяком случае в первое время, стоит проводить вторую половину дня как можно спокойнее, избегать шумных зрелищ и буйных игр, пораньше ложиться спать.

    Возможно, малыш просто гиперактивен и не умеет играть спокойно. Тогда постарайтесь отдать его в спортивную секцию, где он будет «выпускать пар»: например, в хоккейную или в школу восточных единоборств. Но излишняя агрессивность может свидетельствовать о внутреннем неблагополучии. Подумайте, все ли в порядке в ваших семейных отношениях, не подавляете ли вы ребенка дома, не слишком ли вы к нему строги, не требуете ли от него чрезмерной аккуратности или непомерных успехов в школе.

    Проблема седьмая — не такой как все

    Если у ребенка есть какие-то физические дефекты, и над ним смеются из-за этого, постарайтесь, если возможно, их скорректировать. Небольшие изъяны внешности можно исправить с помощью подходящей одежды или прически.

    Если проблемы серьезные, научите малыша вести себя так, чтобы они не бросались в глаза. Здесь вам, возможно, понадобится помощь психолога. Главное, не допускайте, чтобы у ребенка сформировался комплекс калеки. Если малыш будет вести себя раскованно и непринужденно, активно принимать посильное участие в детских играх, другие дети скоро забудут о его недуге.

    Первоклашка — уже самостоятельный ребенок

    Многие родители чрезмерно опекают первоклассников: провожают и встречают их из школы, делают вместе с ними уроки, контролируя буквально каждый их шаг. Если школа находится не на другом конце города, потихоньку приучайте малыша добираться до нее самостоятельно.

    • Научите его правилам безопасности и дорожного движения, попросите, чтобы он «проводил» вас до школы и обратно. Когда вы почувствуете, что малыш готов к самостоятельным путешествиям, начните отпускать его на небольшие расстояния, например, в ближайший киоск за молоком. Можно приурочить первый самостоятельны поход в школу к какому-нибудь знаменательному событию: например, дню рождения, началу последней школьной четверти.
    • Обязательно приобретите ребенку часы и требуйте, чтобы он неукоснительно приходил домой в оговоренное время. К концу первого — началу второго класса спокойный уравновешенный ребенок вполне может самостоятельно перейти через не слишком оживленный перекресток, проехать несколько остановок в наземном транспорте.
    • Не стоит слишком активно вмешиваться в учебу. Конечно, помогать придется, особенно на первых порах, но делайте это лишь тогда, когда малыш сам вас об этом попросит. Если он активно отказывается дать вам тетради на проверку, не настаивайте, пусть учится сам отвечать за свои школьные дела, это будет гораздо полезнее пятерок, полученных под вашим недреманным оком.

    Очень скоро жизнь войдет в нормальную колею, страсти улягутся, и вам будет казаться, что малыш уже давным-давно учится в школе. И все же, первый класс с его радостями и неурядицами останется в памяти малыша, а опыт, приобретенный в первый «взрослый» год во многом предопределит всю его дальнейшую жизнь.

    Уважаемые читатели! Вы помните свой первый класс? Ваш малыш уже сам ходит в школу? Легко ли у него прошла адаптация? Были ли конфликты с одноклассниками? Ждем ваших ответов в комментариях.

    rebenok.by

    Это интересно:

    • Голодание лечение депрессии Голод - лучшая приправа к пище. Сократ Голодание - один из самых радикальных и интересных методов в лечении депрессии. В психиатрии существуют методики лечебного голодания, разработанные специально для выхода из депрессий, которые используют в некоторых психиатрических клиниках. Люди, страдающие депрессией, голодают […]
    • Шизофрения и валерьянка Валериана (Valeriana) Действующее вещество Фармакологическая группа Состав и форма выпуска в упаковках контурных ячейковых 10 шт.; в пачке картонной 2, 3 или 5 упаковок или в банках по 20, 25 или 50 шт.; в пачке картонной 1 банка. Фармакологическое действие Фармакодинамика Действующим началом препарата является […]
    • Смулевич аб депрессии при соматических и психических заболеваниях Терапия депрессивных расстройств в кардиологической практике (опыт применения препарата "Опра") *Клиника кардиологии ММА им. И.М.Сеченова, *Научный центр психического здоровья РАМН, Москва Введение По современным данным, депрессивные расстройства являются наиболее распространенными (до 10%) психопатологическими […]
    • Не люблю мужа депрессия Не люблю мужа депрессия Я не знаю что мне делать, помогите . Мне не хочется жить. По сути все не плохо, кто прочтет мою историю скажут дурочка живи и радуйся! А я не могу, нет сил. Устала. Я замужем, уже 5 лет. Недавно родила дочку, ей 7 месяцев. Муж , любит и меня и дочь! Зарабатывает хорошо, своя большая квартира, […]
    • Возможности развития образования и социализации детей с аутизмом 5.4. Возможности развития, образования и социализации тяжесть, глубина аутистических расстройств; возможно более раннее начало специализированной коррекции, ее комплексный медико-психолого-педагогический характер; адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекционной работы, ее последовательность, продолженность, […]
    • Гомеопатия для детей при неврозах Лечение невроза Пе­ред на­ча­лом ле­че­ния хро­ни­че­ских за­бо­ле­ва­ний и для по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти го­мео­па­ти­че­ских средств ре­ко­мен­ду­ет­ся про­ве­сти очи­ще­ние ор­га­низ­ма пре­па­ра­том Кар­сат «ЭДАС-136» (кап­ли) или Кар­сат «ЭДАС -936» (гра­ну­лы), ко­то­рый ак­ти­ви­зи­ру­ет вы­де­ли­тель­ные […]
    • Таблетки стресс веда Таблетки от стресса Стресс Веда Стресс Веда способствует нормализации и поддержанию психоэмоционального состояния, вызывает мягкий седативный эффект, в ночное время способствует наступлению физиологического сна. Препарат не вызывает сонливости днем. Стресс Веда относится к аюрведическим фитопрепаратам из категории […]
    • Умственная отсталость статистика Умственная отсталость Умственная отсталость – это задержка и недостаточное развитие психики и интеллекта у человека, что чаще всего диагностируется в 2-3 года, в некоторых случаях – ближе к школьному возрасту. Симптомы умственной отсталости ярко выражены. При таком диагнозе у человека наблюдается отставание от […]