Заикание это нарушение темпо-ритмической организации речи

Заикание это нарушение темпо-ритмической организации речи

6. Назовите и охарактеризуйте основные разделы и содержание методик коррекционно-педагогической работы при брадилалии, тахилалии и ее разновидностях.

Литература

1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — С. 195—198.

2. Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалией) // Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962. — С. 266— 271.

3. Кочергина В. С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969. — С. 214—226.

4. Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М., 1979. — С. 8—26.

5. Тяпугин Н. П. Заикание. — М., 1966. — С. 68.

ГЛАВА 11. ЗАИКАНИЕ

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: Balbuties, Disphemie, Spasmophemie, Lalonewros.

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.

На рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом нёбе, через которое якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это ненормальным углублением в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при своем движении; Эрве-де-Шегуан — неправильным соотношением между длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой уздечкой.

pedlib.ru

Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов

Заикание — это нарушение темпо-ритмической организации речи, один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).

Неотъемлемым компонентом профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать современные методики в работе с детьми дошкольного возраста. Одной из таких методик является стрельниковская дыхательная гимнастика.

Стрельниковская дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие (как биологическое, так и психотерапевтическое):

положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

улучшает дренажную функцию бронхов;

восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе (спайки, слипчатые процессы);

способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани, восстановлению нормального крово — и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;

налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоравливает нервно-психическое состояние.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой используется и в коррекции заикания.

Единственно возможный путь решения проблемы — изменить стереотип дыхания и речи ребенка. Это означает:

научить дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований;

тренировать диафрагму, заставлять ее активно участвовать в голосообразовании, создавать так называемую опору;

тесно сомкнуть голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

В процессе написания работы были проведены исследования. С детьми экспериментальной и контрольной групп заикающихся детей старшего дошкольного возраста были проведены занятия по традиционным методикам в течение шести месяцев. Одновременно, с детьми экспериментальной группы проводились занятия дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой и специальные звуковые упражнения.

Анализ изучения динамики состояния дыхательной сферы детей до проведения занятий и после цикла занятий, показал:

У детей экспериментальной группы дыхание стало предельно глубоким, они научились заполнять воздухом легкие до самых нижних, широких оснований — 100% (2 ребенка); научились заставлять диафрагму участвовать в голосообразовании, создавать так называемую опору — 100% (2 ребенка); голосовые связки у детей стали более подвижными и выносливыми (2 ребенка).

У всех детей экспериментальной группы выработан новый стереотип дыхания. Успешно преодолен ларингоспазм.100% детей экспериментальной группы полностью преодолели заикание, у них не наблюдается повторных рецидивов, что мы видим в приложении № 7.

Материалы по педагогике:

Поведение как психологическая категория
Основной задачей данного раздела является определение понятия «отклоняющееся поведение личности». Определить понятие — значит раскрыть его содержание через род — подведение определяемого понятия под более широкое по объёму родовое понятие. Отклоняющееся поведение — это прежде всего некая форма пове .

Требования к подбору и использованию дидактических игр и упражнений
Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игры; в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию. Если дидактическая игра проводится все занятия, то она должна быть связана по содержанию с предшествующ .

Варианты проведения утренней гимнастики
1. Традиционная утренняя гимнастика с использованием общеразвивающих упражнений Во вводной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений. В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3–7 в зависим .

www.solideducator.ru

Нарушения темпо-ритмической организации речи – новые подходы в преодолении

Краткая аннотация: В данной статье предлагается к использованию в своей практической деятельности учителей – дефектологов, логопедов стройная, опробованная, простая и подтвердившая свою эффективность последовательная система методов и приёмов коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями темп-ритмической организации речи различного генеза. Данные методы и приёмы наглядно демонстрируют эффективность коррекции основного дефекта и сопутствующих отклонений в развитии детей при минимальных затратах времени, наибольшем учёте интересов и направленности личности каждого ребёнка при условии установления эмоционально значимого контакта со всеми участниками коррекционного процесса.

Рассматриваемые в статье вопросы будут интересны с моей точки зрения как педагогам коррекционных учреждений работающих с означенным контингентом детей так и родителям детей имеющих данные отклонения в развитии, а так же и всем у кого имеется данное отклонение в речи, так как описываемая работа весьма доступна и при высокой заинтересованности позволяет даже не специалистам ею пользоваться. А язык, которым она изложена, максимально доступен широкому кругу лиц, как имеющему специальное образование, так и просто грамотному небезразличному обывателю. А при правильной организации специального коррекционного пространства использование этой системы методов и приёмов в разы увеличит эффективность и сократит сроки коррекции.

Как и любая речевая патология, нарушения темпо-ритма речи в современном бурно и неуклонно развивающемся мире имеют тенденцию к нарастанию и проявлению в различных сочетаниях с другими речевыми и физиологическими несовершенствами. И так как всё гениальное просто и в тоже время совершенно, всю коррекционную работу по преодолению этой достаточно широкой группы речевых нарушений можно смело и вполне научно обоснованно свести к небольшому набору универсальных и максимально эффективных методов и приёмов исправления. В результате достаточно долгого времени работы с детьми различного возраста имеющими те или иные нарушения в темпо – ритмической организации речи было подмечено одно важное обстоятельство: чем выше был порог осознанного желания преодолеть своё несовершенство, тем быстрее и успешнее шла коррекция, и тем устойчивее были достигнутые результаты.

Итак, обо всём по порядку.

В норме у представителей различных культур темп речи может варьироваться от 1 – 2 до 15 – 20 звуков в секунду, при том что речь остаётся внятной, ясной и понятной. Патологическое нарушение темпа, ритма и плавности речи характеризуется чрезмерностью её замедления или ускорения, общей неряшливостью в смешении фонем, неразборчивостью, повторами, перестановками, спазмами, семантическими и стилистическими неточностями вплоть до грубых ошибок.

Не вдаваясь глубоко в формулировки диагнозов и классификаций данных патологических явлений в речи будь то незначительные запинки в речи или заикание, а также патологически ускоренная (при тахилалии) или замедленная ( при брадилалии) речь, есть ряд моментов, которые требуют пристального внимания со стороны речевого окружения, т.е. тех с кем контактирует тот у кого нарушена речь.

В логопедии и этике есть такое понятие как правила речи. Эти правила могут быть сведены по сути своей к нескольким фундаментальным незыблемым и упрощённым до той степени, чтобы их мог произнести любой находящийся на коррекции в удобной для него форме. Начинают как правило с трёх основных правил:

  • говорю на выдохе;
  • говорю спокойно;
  • думаю, потом говорю.
  • ВАЖНО! – эти правила начинают соблюдать все, кто окружает корректируемого безо всяких поблажек, в этот момент и выявляется, кто может негативно влиять на процесс коррекции. Бывают, конечно, различные жизненные ситуации, если противостояние значительное, а мир в семье важнее всего, то тогда стоит минимизировать общение корректируемого с негативно настроенными членами семьи, детского и пр. коллективов, дабы не раздражать их, так как дальше будет больше требований к так называемой речевой среде, т.е. к тем, кто будет непосредственно закреплять все вновь полученные в процессе коррекции навыки.

    Почему так много значения придаётся этой пресловутой речевой среде? Да потому что «договариваться надо на берегу», потом будет обидно и не понятно почему не получается быстро, «как, к примеру, у Васи», или всё шло хорошо, но тут приехал или пришёл кто-то и всё стало также или ещё хуже.

    К чему хочется подвести – специалисты, надеюсь, меня уже поняли: что касается темпа, ритма и плавности речи, то здесь важна дисциплинированность, сплочённость и понимание важности личного примера и требовательность прежде всего к себе и своей речи. И вот тогда чудо не заставит себя долго ждать.

    Поделюсь с вами «своими замечательными открытиями». Если все эти отклонения от нормы не обусловлены «органикой», то кого-то тут явно копируют, обычно тот больше всех и протестует: «но меня же понимают». И тут конечно очень важно параллельно убирать все сопутствующие нарушения исходя из более доступных на данный момент.

    Следующий важный стимул: заразить уверенностью в положительном исходе коррекции «у Васи же получилось», потому что Вася то-то … и то-то делал, а давай попробуем, смотри как он красиво стал говорить (это и есть стимул нематериального характера, хотя на первых порах и чем младше ребёнок, важны и стимулы материального характера – ты научишься это говорить и сможешь сам попросить продавца показать тебе… то о чём мечтает ребёнок).

    Поэтому мы всегда на первых порой «молчаливых» или «жестовых» занятиях как правило рисуем/ лепим/ вырезаем и наклеиваем мечту. Говорим о мечте шёпотом, чтобы не спугнуть её.

    А ещё предлагаем попробовать всем овладеть чудесной «терапевтической» речью, которая звучит с особой искренностью, спокойствием и любовью ко всему человечеству, такая речь расплавит даже самый толстый лёд в душе самых сопротивляющихся. Такая речь действительно лечит, окрыляет и вдохновляет, дарит уверенность и прогоняет прочь все страхи.

    О страхах, конечно, нужно говорить отдельно, прорабатывать каждый из них, если они имеются, со специалистом, но чтобы узнать о них, нужна высокая степень доверия. Иногда это испуг, или боязнь что-то не успеть, или что тебя не дослушают и т.д. и т.п. Бывает очень часто, что внезапно появившийся недуг, как к примеру заикание, вызывает у ребёнка речевой негативизм, который может носить довольно стойкий и тяжёлый характер, здесь без обращения к специалистам (неврологу, психотерапевту, психологу, дефектологу – логопеду) вряд ли обойдётся. Но всё же главное самому не поддаться панике, контролировать свои эмоции, чтобы быть опорой ребёнку, а не тем, кого самого надо приводить в чувства.

    Массаж, о нём так много все знают, и так мало понимают, а некоторые даже боятся его. Пора здесь расставить все точки над «и». Конечно, существует понятие специального логопедического массажа при той или иной речевой патологии. Его желательно проводить самому близкому человеку, которому безоговорочно доверяет ребёнок, а овладеть этими несложными навыками в настоящее время стало в значительной степени доступно. Польза его однозначна и неоспорима, как то что массаж любят все и он нужен всем.

    Мелкая моторика таких детей тоже весьма своеобразна: линии не чёткие, наблюдаются «скачки», разрывы, множественные линии. Здесь важен приём передачи уверенности ребёнку «рука в руке», формирование правильного двигательного стереотипа.

    В общей и речевой моторике также наблюдаются специфические проявления нарушения темпа и ритма, вот почему для этих детей очень важны все музыкальные, стихотворные, гимнастические, артикуляторные стройные формы с осознанием для чего то или иное действие производится, но основная цель всё же – спонтанная правильная речь, которая тем проще получается , чем более комплексно решаются эти важные вопросы. Семья и благополучная в ней обстановка при этом стоят на первом месте.

    И в завершение: коррекция нарушений темпо-ритма иными словами звучит как упорядочивание , т.е. приведение в порядок: если неравномерно растянутая во времени, значит чётко определять необходимые паузы и постепенно предлагая всё более нарастающий темп предлагать повторять слова, фразы отражённо, затем самостоятельно не менее 2 раз, чтобы дать возможность прислушаться к своему новому звучанию и запомнить этот образ правильной речи.

    То же самое с ускоренной речью, только наоборот, даём образцы правильной слегка замедленной, чёткой, внятной, со всеми флексиями (началом, основой и окончанием) в каждом слове, если надо то и по слогам, постепенно сливая в слова, затем в норме.

    Очень важно с самого начала обучить ребёнка приёмам рефлекторной регуляции:

    1. дыхание должно быть не слишком глубоким, спокойным и плавным; если произошёл рецидив, реагировать спокойно, восстановив дыхание соблюдать правила речи, которые по мере возрастания речевых возможностей, подобно аффирмациям, расширяются и углубляются:
    2. говорить надо на выдохе / я говорю на выдохе / у меня получается красиво говорить на выдохе и т.д.

    Также очень помогает такой действенный приём как «голова баса» с использованием наклона головы немного вниз и вперёд, с мягкой придыхательной подачей голоса.

    Ну и под конец о психологической устойчивости речи в критических эмоционально значимых и трудно контролируемых ситуациях как успеха так и неудачи. Важными оказываются тренинги на проявление доверия, моделируемые ситуации, диалоги в театрализации, интервьюирование, сочинение сказок с хорошим концом, рассказы о сбывшихся мечтах и ещё очень много всего.

    Неизменной веры в себя и успехов во всех начинаниях!

    logoportal.ru

    Нарушение темпо-ритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания

    Нарушение темпоритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания

    Заикание описывается исследователями преимущественно как «детская болезнь» (И.А. Сикорский, 1889; М.Е. Хватцев, 1969; Н.А. Власова, К.-П. Беккер, 1983), а также определяется как нарушение темпоритмической организации речи.

    Ритм речи представляет собой соотношение чередования ударных и безударных слогов и их сочетаний. Именно эти элементы существенно нарушены при заикании, что влияет на реализацию не только эмоциональных, но и смысловых компонентов речи.

    Темпоритмическая организация речиэто контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме.

    Зарубежные исследователи (R.F. Curlee, 1993; П. Ине, 1995) считают, что неплавности речи детей дошкольного возраста являются фактором риска в возникновении заикания. В современной литературе (И.М. Аксарина, 1978; Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, 1998; С.Р. Асланова, 2001) существуют данные, указывающие на неплавности детской речи как на этап становления речевой функции в целом (дискоординация темпо-ритмической организации речи в возрасте 1 — 6 лет). Устная речь в этом возрасте характеризуется наличием онтогенетических пауз, которые возникают именно в период формирования фразовой речи, физиологическими итерациями (повторами звуков и частей слова), дыхательными итерациями и восклицаниями внутри слова и фразы.

    Со временем неплавность речи уменьшается, и в школьном возрасте продолжает проявляться в сложных по структуре лингвистических высказываниях в виде различных повторов и пауз (N.E. Bernstein, 1981; E.D. Mysak, 1982).

    Вышеописанные явления, такие как многочисленные итерации, дыхательные и звукослоговые необоснованные паузы, появляющиеся при эмоционально значимом контакте, характерны для заикания в целом. Отличие состоит в том, что при заикании они закрепляются и обретают прочную связь с вызвавшей психологический стресс ситуацией, а главное — являются судорожными, т.е. сопровождающимися мышечными сокращениями в различных отделах речевого аппарата: дыхательном, голосовом, артикуляционном.

    Исследования показывают, что все показатели неречевого и речевого темпа и ритма характеризуются специфической дизритмией, отражающей дискоординацию процессов восприятия и воспроизведения речевой и неречевой информации в целом, что требует исследований этих процессов у заикающихся на более глубоком нейрофизиологическом и нейропсихологическом уровнях.

    Поэтому проблема профилактики нарушения темпо-ритмической организации речи особенно актуальна.

    В настоящее время комплекс профилактических мер по предотвращению заикания недостаточно развит. В дошкольном воспитании не учитываются возрастные особенности ребенка, а именно гиперсензитивный период развития речевой функции в 2,5 — 3,5 года. В то же время целенаправленное развитие темпоритмической организации двигательной сферы (в нее входят и музыкальный и речевой компоненты) способствует профилактике онтогенетической неплавности речи и судорожных запинок, гармонизирует развитие ребенка: развивает двигательную одаренность, помогает в овладении пением, позволяет оптимизировать обучение музыке и основам грамоты, избежать нарушения слоговой структуры слова и др.

    Представляю вашему вниманию ряд рекомендаций, которые будут способствовать профилактике недостатков темпо-ритмической организации речи. В обучении и воспитании дошкольников в любой форме (в семейном воспитании или детском учреждении) следует выбирать наиболее оптимальную модель коммуникации взрослого и ребенка, которая на высоком уровне использовала бы паралингвистические средства вербального и невербального общения.

    Образец речи взрослого должен быть совершенным с точки зрения правильного — неторопливого — темпа, четкой артикуляции, уменьшения редукции гласных, четкости, напевности, звучности голоса, ритмизации в различных ее проявлениях — колыбельных и других детских песнях, потешках, присказках, стихотворениях классиков, русских народных сказках. Особенно это важно в период младенчества, когда ритмизированная речь матери сочетается с движением (например, покачивание ребенка), а также в гиперсензитивный период развития речи. Желательно использовать образцы речи актеров, чтецов, дикторов, сказительниц. Материалы для чтения, рассказывания и пересказа должны быть доступны по возрасту и уровню речевого развития и известны как классические произведения высочайшего художественного уровня (особенно поэтические тексты). Средства вербальной коммуникации, связанные с развитием темпо-ритмической организации речи, можно развивать и с помощью невербальных средств, в том числе игровой коммуникации с музыкой и движением, например, занятий по ритмике и танцам, пению. Пению должна отводиться особая роль в системах воспитания дошкольника, так как оно объединяет музыкальные и речевые средства выразительности, направленные на воспитание ритмического чувства.

    mallishok.ru

    Темпо-ритмическая сторона речи: понятие, основные особенности

    Значение правильной устной речи в современной жизни является неоспоримым, поскольку доклады, лекции, беседы, выступления становятся повседневными явлениями. Устная речь всегда отличалась большим запасом средств, с помощью которых можно передать мысли и чувства: жесты, мимика, интонация, и т.д.

    Роль интонации в речи является огромной. Интонация может усилить само значение слов и выразить иногда больше, чем слово.

    Интонация рассматривается как основное фонетическое средство оформления высказывания в совокупности просодических компонентов, которые участвуют в организации и членении потока речи в соответствии со смыслом передаваемых сообщений. Из любого высказывания или его части (предложении) можно выделить такие компоненты:

    Мелодика – относительные изменения высоты основного тона голоса (повышение или понижение);

    Интенсивность–выражается в словесном и смысловом ударении;

    Пауза – характеризуется перерывами в процессе речевого потока;

    Тембр–определяется как индивидуальная, специфическая голосовая окраска.

    Темп речи рассматривается как скорость протекания речи в определенный промежуток времени, речевое ускорение или замедление, которое обусловливает степень слуховой отчетливости и артикуляционной напряженности. Темп рассматривается в системе просодической стороны речи. Он разделяется на быстрый, скороговорный, когда слово выступает в измененной форме; медленный, когда речь становится тягучей, монотонной; прерывистый, когда в речи происходит деление на короткие и не обоснованные смысловые отрезки. Темп речи всегда оказывает непосредственное влияние на метричность организации речи – речевой ритм.

    Ритм речи – это речевая упорядоченность, закономерность расчленения временных последовательностей на группу акцентов. Благоприятная скорость речевого ритма, по наблюдениям Жинкина Н.И. может составлять от 100 – 200 ударов метронома в минуту (1 слог – 200 мл/сек или 0,2 сек.).

    Все эти компоненты рассматриваются через звуковую оболочку речи, ее звучание, материальность в воплощении содержания и смысла высказываний, они являются взаимосвязанными и реально существующими в единстве.

    Темпо-ритмическое нарушение – это сложное психофизиологическое расстройство, которое связанно с нарушениями в плавности речи. Плавность речи связано в первую очередь с интонационной выразительностью речи, где особое значение имеет её темпо-ритмическая организация. Такие параметры являются так называемыми паралингвистическим средством вербальной коммуникации людей и имеют важное значение в психологии общения.

    Основными проявлениями нарушений темпо-ритмической организации речи при заикании являются судорожные сокращения мышц в различных отделах речевого аппарата (голосовом, дыхательном, артикуляционном), что может привести к прерываниям в речевом потоке, в связи сданная речевая патология рассматривается как нарушение в общении. Для этого необходимо подробнее рассмотреть понятия темп и ритм.

    Темп (от латинского «tempus» – «время»)

    1) «степень скорости, быстроты движений, осуществления чего-либо;

    2) в физических упражнениях определённая частота повторения равномерно выполняемых многократных движений, например, шагов при ходьбе, беге».

    Термин ритм (от греческого «rhythos», «rheo» – теку) явление многозначное и определяется как «воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов».

    Ритм изучается в различных научных областях, так как является фундаментом в живых и неживых системах. Речевой ритм, как считает Н.И. Жинкин, представляет из себя чередования ударных и безударных слогов, а также занимает важное место в организации двигательно-моторных стереотипов речи. Организм каждого человека представляет совокупность огромного числа ритмических циклов (дыхания, ритмы сокращения сердца, работы мозга, синтеза белка и др.), которые работают согласованно между собой. Здоровье любого организма находится в значительных зависимостях от согласованности данной работы.

    При возникновении заикания главную роль играет нарушение взаимоотношений нервных процессов (перенапряжения подвижности и силы) в коре головного мозга. Нервные срывы в деятельности коры больших полушарий могут быть обусловлены, с одной стороны, состояниями нервной системы, и готовностью к отклонению от нормы, а другой стороны, такой нервный срыв бывает обусловлен и неблагоприятным экзогенным фактором. Следствием нервного срыва может быть расстройство области высшей нервной деятельности – речи, это будет проявляться в нарушениях координации движений и речи с признаками судорожности и аритмии. Нарушения в корковой деятельности в таком случае будут являться первичными и приведут к нарушению индукционного отношения между корой и подкоркой, вместе с этим нарушатся те условно-рефлекторные механизмы, которые ответственные за регулировку деятельности подкорковых образований. При создавшихся условиях, когда нормальная регуляция коры становится нарушенной, имеет место отрицательный сдвиг в деятельности стриопаллидарной системы. Роль этой системы достаточно важна, т.к. в норме эта система считается ответственной за ритм дыхания, его темп и тонус артикуляторных мышц.

    Другое по педагогике:

    Анализ количества и качества творческих заданий в учебнике по музыке для третьего класса
    Для проведения опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования был определен круг основных задач, который заключался в следующем: провести констатирующий срез по 3 классу на предмет систематизации творческих заданий; предложить комплекс творческих заданий, обеспечивающий ситуацию выбора дл .

    Роль авторитета учителя

    Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

    www.listeducation.ru

    Это интересно:

    • Кондратюка 8 отделение пограничных состояний Форум врачей У меня сильные душевные страдания 1317 11 Июль 2010 - 12:28 12 лет - дозы пива становились больше, играл на приставке я тоже значительно дольше, проблемы с моральным состоянием и настроением происходили чаще. Рассказываю про приставку и алкоголь, как про возможные причины моего душевного не […]
    • Лечение заикание в рязани Лечение заикание в рязани ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ, ЛОГОНЕВРОЗА В РЯЗАНИ И ОБЛАСТИ. Численность населения Рязани - 537622, а области — 180119 чел. Города Рязанской области: Касимов 30 696 Скопин 26 329 Сасово 25 747 Ряжск 21 623 Рыбное 19 265 Новомичуринск 16 852 Кораблино 11 272 Михайлов 10 340 Спасск-Рязанский 6 555 Шацк […]
    • Хромосомные болезни синдром дауна ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Тяжелые хромосомные болезни Синдром Дауна (ХХ+21,ХУ+21) - презентация Презентация была опубликована 2 года назад пользователемНадежда Ладыгина Похожие презентации Презентация на тему: " ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Тяжелые хромосомные болезни Синдром Дауна (ХХ+21,ХУ+21)" — Транскрипт: […]
    • Анорексия у беременных Нервная анорексия и беременность (обзор литературы и описание случая) О. В. Тикко, Е. М. Шифман Республиканский перинатальный центр МЗ СРС РК, Петрозаводск, Россия Мы сообщаем о случае беременности при нервной анорексии у пациентки 29 лет. Диагноз «нервная анорексия» был установлен после исключения соматической […]
    • Боязнь когда много дырок Трипофобия, или почему люди боятся дыр Если при виде этой фотографии плода лотоса вы начинаете чувствовать, как по коже побежали мурашки, значит вы страдаете от трипофобии. Около 16 процентов людей (18 процентов женщин и 11 процентов мужчин) инстинктивно испытывают тревогу, глядя на скопления дыр. Такие кластерные […]
    • Курск дети с синдромом дауна синдром дауна Нет на свете женщины, которая мечтала бы родить ребенка с отклонениями, которая радовалась бы появлению именно такого ребенка, как здоровому. Но, тем не менее, такие дети рождаются, и, к сожалению, довольно таки часто. Узнав о своей беременности, я плакала от счастья, я не могла поверить в это чудо. […]
    • Цераксон от заикания Сибмама - о семье, беременности и детях Сообщение Анелита » Пн Окт 11, 2010 12:36 Сообщение Олег Корень » Вт Окт 12, 2010 10:58 Сообщение Анелита » Вт Окт 12, 2010 16:12 Сообщение Олег Корень » Сб Окт 16, 2010 11:34 Сообщение Antoshkao » Чт Авг 18, 2011 0:56 Сообщение Олег Корень » Вт Авг 23, 2011 21:59 […]
    • Курсы стресс тестирования Проект Положения Банка России “О требованиях к методикам стресс-тестирования рисков и оценки точности модели центрального контрагента, а также порядку и срокам предоставления информации о результатах стресс-тестирования и оценки точности модели центрального контрагента” (по состоянию на 08.06.2016) Настоящее […]