А и захарова детский невроз

Происхождение детских неврозов и психотерапия

Скачать книгу в формате: fb2 epub rtf mobi txt

Читать книгу на сайте: Читать онлайн

Происхождение детских неврозов и психотерапия

В работе «Неврозы у детей и подростков» рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Монография «Психотерапия неврозов у детей и подростков» — это подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.

Для психологов, психиатров, невропатологов, ст…

Здравствуй, дорогой незнакомец. Книга «Происхождение детских неврозов и психотерапия» Захаров А. И. не оставит тебя равнодушным, не вызовет желания заглянуть в эпилог. Место событий настолько детально и красочно описано, что у читающего невольно возникает эффект присутствия. Запутанный сюжет, динамически развивающиеся события и неожиданная развязка, оставят гамму положительных впечатлений от прочитанной книги. Произведение, благодаря мастерскому перу автора, наполнено тонкими и живыми психологическими портретами. Основное внимание уделено сложности во взаимоотношениях, но легкая ирония, сглаживает острые углы и снимает напряженность с читателя. Невольно проживаешь книгу – то исчезаешь полностью в ней, то возобновляешься, находя параллели и собственное основание, и неожиданно для себя растешь душой. Периодически возвращаясь к композиции каждый раз находишь для себя какой-то насущный, волнующий вопрос и незамедлительно получаешь на него ответ. Захватывающая тайна, хитросплетенность событий, неоднозначность фактов и парадоксальность ощущений были гениально вплетены в эту историю. В романе успешно осуществлена попытка связать события внешние с событиями внутренними, которые происходят внутри героев. Не остаются и без внимания сквозные образы, появляясь в разных местах текста они великолепно гармонируют с основной линией. По мере приближения к апофеозу невольно замирает дух и в последствии чувствуется желание к последующему многократному чтению. «Происхождение детских неврозов и психотерапия» Захаров А. И. читать бесплатно онлайн можно неограниченное количество раз, здесь есть и философия, и история, и психология, и трагедия, и юмор…

Добавить отзыв о книге «Происхождение детских неврозов и психотерапия»

readli.net

Детские неврозы по А. И. Захарову

У каждого ребенка в течение детства возможно развитие детских неврозов. Они могут развиваться из-за напряженного беспокойства. По мнению психотерапевта А.И.Захарова, в процессе развития человеческого организма, беспокойство может проявляться: как страх «быть ни кем» (младший дошкольный возраст); как страх «быть ничем»(старший дошкольный возраст); как страх «быть не тем»(младший школьный возраст) и как страх «быть не собой» (подростковый возраст). Внезапный, острый страх с переходом в ужас, с чувством неминуемой смерти от какой-то зловещей поломки в организме, может превратиться в болезненный, патологический. Все это на разных периодах развития может способствовать развитию неврозов. Невротический страх — есть боязнь чего-то опасного, происходящего прямо сейчас, — в отличии от тревоги, которая есть боязнь чего-то плохого в будущем, даже недалёком(М.Бурно,2008).
В научной литературе прописано:»Неврозы (от греч. neuron — жила, нерв) — группа «пограничных» функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Неврозы имеют полифакторную природу. В этиологии неврозов определённую роль играют следующие факторы: биологические (наследственность и конституция, длительные соматические заболевания); социально-психологические (неблагоприятные семейные обстоятельства, неправильное воспитание)[1.c.328-329].
А.И.Захаров считает, что невротический страх, который или не оправдывается конкретной угрозой, или не соответствует ей по степени значимости, но всегда имеет определённую психологическую подоплёку своего происхождения (мотивацию). Невротический страх в виде общей боязливости, страха ожидания (в оригинале у З.Фрейда – невроза тревоги). Классической моделью невротического страха являются фобии. В отличие от невротического реальный страх возникает при конкретной внешней опасности , являясь выражением инстинкта сохранения (Фрейд.З.,1922). Страхов при неврозах достоверно больше, чем в норме, что подчеркивает повышенную чувствительность к страхам при неврозах, их большую выраженность и аффективную заряженность. В младшем дошкольном возрасте невротической разновидностью будет страх «быть никем», основанный на выраженной в этом возрасте потребности в эмоциональном признании и поддержке со стороны близких для ребёнка лиц, к которым он привязан. Страх «быть никем», не представлять, не значить, в оценках и отношениях окружающих имеет своим источником характерный для данного возраста страх одиночества , т.е. эмоциональной и социальной изоляции. Это страх быть отвергнутым, лишиться поддержки, быть ни с кем, наедине со своими беспокоящими (волнующими) проблемами, опасениями и страхами, от которых нет защиты и которые нарушают внутреннюю целостность. Чувство своей ценности, уверенность в своих силах и возможностях. Беспокойство ощущается наиболее остро, когда ребенок остается один, в темноте и в замкнутом пространстве комнаты, как это бывает при засыпании. Страхи у детей часто представляют вторичное образование относительно страхов родителей или их неадекватного, исходящего из неблагоприятных личностных особенностей по отношению к детям младшего дошкольного возраста. Действительно, страх «быть никем» чаще встречается у детей гиперопекающих и эгоцентрических родителей, создающих искусственную (формализованную) и аффективную напряженную среду в отношениях избыточными запретами, моральными предписаниями и подчёркнутой принципиальностью, равно как и чрезмерную, основанную на страхе одиночества, зависимость детей от себя и своего настроения. Эти же родители часто не обеспечивают необходимого тепла и любви во взаимоотношениях с детьми, требуя в то же время беспрекословного подчинения и беззаветных проявлений чувств любви и признания. Таким образом, они, в первую очередь матери, требуют от детей больше, чем могут дать сами в плане эмоциональной отзывчивости и поддержки. Страх «быть никем» максимально представлен при истерическом неврозе, являясь одной из центральных мотиваций его внутреннего конфликта.
При истерическом неврозе клиническая симптоматика может проявляться в моторной сфере (судорожные припадки и пр.), в виде сенсорных и речевых нарушений (истерическая глухота, слепота, мутизм (немота)) и вегетативно-висцеральных расстройств (рвота,понос, нарушение сердечно-сосудистой деятельности и др.).
Характерная черта указанных расстройств — это как правило, их небольшая глубина, демонстративность переживаний, их четкая ситуативная обусловленность. У детей истерические реакции имеют ряд особенностей: наиболее частыми нарушениями у них могут быть энурез, заикание, анорексия (отказ от пищи)[1. c.329].
В старшем дошкольном возрасте формируется другая разновидность невротического страха — страх «быть ничем», т. е. не быть, не существовать. Источник этого страха — страх смерти, распространенный в норме и при неврозах. При последних он встречается уже в 5 лет, подчеркивая более выраженный, чем в норме, и аффективно (аффект- сильное эмоциональное переживание) заостренный инстинкт самосохранения. Иррациональные мысли у старших дошкольников типа: «а вдруг что-нибудь произойдёт, случится» приобретают навязчивый оттенок (помимо его воли) с активным избеганием всех связанных с ними тем. Всё это может быть связано с пребыванием в больнице, тяжелой болезнью, операциями, с тревожно-мнительным отношением в круге общения, смертью близких и знакомых, испугами со стороны животных, при падении и во время сна.
Типичным у детей с неврозами младшего школьного возраста будет страх «быть не тем», т.е. не соответствовать общепринятым нормам, ожиданиям со стороны значимых лиц. Это страх сделать не так, как нужно, не то, что следует, т.е. страх ошибки, неудачи, поражения, своей несостоятельности в представлении окружающих, социальной изоляции. Страх «быть не тем» — это страх несчастья, беды вследствие нарушения общепринятых норм поведения: «а вдруг что-нибудь произойдёт, случится . ужасное, непоправимое». Данная мотивация воспроизводит страх «быть ничем», т.е предшествующий страх смерти как непоправимого и фаталистического несчастья, соотносимого не только со страхом смерти себя, но и со страхом смерти родителей. Сплав двух страхов «быть никем» и «быть ничем» получает своё преломление в страхе «быть не тем» и проявляется в виде невротического страха сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, всего того, что может обернуться непоправимой в чём-то бедой с предвосхищением возможных событий (тревожность).Страх «быть не тем» встречается в возрасте интенсивного развития нравственно-этических и нормативно-регулирующих социальных отношений, отражая возросший уровень самосознания в формировании личности, новую социальную позицию школьника. У младшего школьника в этот период создаются предпосылки развития собственного достоинства, самолюбия, выраженного чувства вины и совести. Завышенный уровень притязаний и излишний рационализм к себе в период повышенной внушаемости и со стороны родителей может привести к нервно-психическим напряжениям у детей, что может привести к неврастении.
Неврастения является следствием перенапряжения, истощения нервной системы, переутомления.Термин «неврастения» ввел М.Бирд в 1869 г.(нервная астения, слабость). Клиническое проявление неврастении — синдром раздражительной слабости (не выносливость к сильным раздражителям, подавленное настроение и т.п.) Работоспособность нарушается в следствие ослабления внимания и повышенной утомляемости. Нередко наблюдается плохой сон, головные боли.
Страх «быть не тем» часто сопровождается скованностью и излишним напряжением при опросах с места, ответах у доски, общения с незнакомыми людьми, выполнении ответственных заданий, в том числе при проведении контрольных работ и тестирования. У младших школьников типичным выражением страха «быть не тем» не только при неврастении, но и при неврозе страха будет торможение, реже возбуждение, при неожиданных вопросах, ответах на неподготовленную тему. В этих условиях легче проявляются заикание, тики, возможны рефлекторные позывы на низ, мочеиспускание, спазмы в виде комка в горле, болей в животе, икота, кашель, нарушение дыхания. Вместе с тем нарастают вегетососудистые реакции типа покраснения, прилива и озноба, головокружения и полуобморчных состояний. Все эти реакции отсутствуют в привычных условиях общения. Нередко торможение при ответах и застенчивость в контактах указывают на гипертрофированное чувство стыда, вины, опасения позора и социального неприятия, т.е. на страх быть не такими. как все. Это может иметь место при неврастении, неврозе страха и обессивном (навязчивом) неврозе. Объединяющим звеном будет тревожность, нарастающая в подростковом возрасте более активно, чем в норме.
У детей и подростков с различными клиническим формами неврозов страх изменения возникает вначале от ощущения непроизвольного характера происходящих с ним болезненных изменений. Неспособность владеть собой означает разрыв между желаниями и возможностями их реализации. Подобная преграда вызывает чувство бессилия и безотчётного беспокойства, ассоциируется с действиями потусторонних сил. В немалой степени из-за страха изменения «я» подростки с неврозами не курят, не употребляют алкоголь, поскольку для них мучительно восприятие себя как ещё более неспособного контролировать чувства и соответствовать общепринятым нормам поведения. В этом они кардинальным образом отличаются от сверстников с психопатическим чертами характера, у которых ослаблен или извращен инстинкт самосохранения и которые испытывают чувство удовольствия, так называемого «кайфа», от ощущения своей физической и психической измененности. Более того, подростки с неврозом боятся, что в следствие нарастающего психического напряжения, расстройства соматических функций они могут не выдержать, «сломаться», сойти с ума, т.е. они боятся, что с ними может что-то случиться, произойти непоправимое — в максимальной мере это смерть или необратимые физические и психические изменения.
Страх «быть не собой» — это одновременно и страх быть другим — обезличенным, лишенным самосознания, индивидуальности и самобытности. Ребенок страшится потерять человеческий облик, поскольку это означает быть посмешищем в глазах окружающих, вести себя нелепо, не так как нужно, как следовало бы, быть изгоем и отвергнутым. Таким образом, в мотивации страха «быть не собой» присутствуют страхи «быть ничем», «не тем» и «никем». Итак, страх «быть не собой» имеет при неврозах сложную мотивацию происхождения. Ведущая линия в нем — аффективно переживаемая невозможность быть собой вследствие прогрессирующих невротических изменений личности и реакции на навязываемый родителями образ «Я», несовместимый с индивидуально преломляемым самосознанием и потенцией развития. Рассматриваемые страхи можно сгруппировать следующим образом:
«Быть никем» — страх одиночества — младший дошкольный возраст — истерический невроз;
«Быть ничем» -страх смерти — старший дошкольный возраст — невроз страха;
«Быть не тем» — страх несоответствия — младший школьный возраст- неврастения
«Быть не собой» — страх изменения — подростковый возраст — обессивный невроз.
Общим для перечисленных страхов является страх отсутствия признания (групповой поддержки) или страх «быть не таким, как все». Основой для данного центрального в формировании личности страха при неврозах будет потребность в самоактуализации и системе значимых межличностных отношениях или проблема «быть собой среди других» [А.И. Захаров. Происхождение и психотерапия детских неврозов. СПб.:Каро. 2006,c.94-116].

Основные предпосылки возникновения неврозов у детей
Материал Автор статьи Е.В. Мурашова
Невроз — сложное, многокомпонентное заболевание, развивающееся на основе множества причин и предпосылок. Основные из них мы уже называли. Это инициирующая психологическая травма или длительно действующие стрессорные факторы, истощающие адаптационные возможности организма; особенности психологической защиты ребенка, его темперамент, его характер; а также — наличие индивидуально значимого внутреннего конфликта.
Часто среди дилетантов, а иногда и от не слишком квалифицированных психологов можно услышать упрощенное толкование механизмов развития невроза, практически ограничивающееся первым пунктом вышеприведенного списка, то есть психотравмирующей ситуацией. У ребенка невроз, потому что его отдали в ясли или потому, что он долго лежал в больнице и перенес тяжелую операцию и разлуку с родными. Или (и это встречается еще чаще) невроз ребенка объясняется тем, что в семье сложные отношения между родными, часто бывают скандалы, папа приходит домой пьяным и т. д.
Отдают в ясли множество детей, многие дети тяжело болеют и лежат в больницах, к сожалению, в огромном числе семей эмоциональная обстановка далека от стабильности и благополучия. Да и вообще, если взглянуть на обстоятельства трезво, то любой из пунктов приведенного выше списка встречается в жизни чуть ли не на каждом шагу. В чьей жизни не было психотравмирующих ситуаций (особенно подобных упомянутым)? Кто может поручиться за исключительную силу своих психологических защит и утверждать, что они нигде и никогда не дают сбоев? У какого человека нет никаких внутренних конфликтов между осознаваемой и неосознаваемой частью психики? Но невроз развивается далеко не у всех. Почему?
И кто же подвержен наибольшему риску? Возможно ли это определить заранее, так, как практические врачи определяют группы риска по развитию заболеваний сердца, желудка, развитию сахарного диабета? Ведь, предвидя и зная, куда «подстелить соломки», гораздо легче предотвратить нежелательное развитие любых событий (в нашем случае — развитие невроза). Отчасти подобное предвидение возможно.
Невроз, как и любое другое тяжелое заболевание, редко развивается на пустом месте. Так же как и всем другим серьезным расстройствам функционирования организма (инфаркт, онкологические заболевания, язва желудка), ему предшествуют расстройства менее серьезные, как бы предвестники. Такие предвестники известны врачам практически для всех распространенных заболеваний. Изменение кислотности и гастрит (предвестник язвы желудка), ишемическая болезнь сердца и другие нарушения его функции (предвестник инфаркта), состояние «предрака» (предвестник онкологических заболеваний) — все это серьезные поводы для тревоги и немедленного начала лечения. Если лечение правильно, своевременно и эффективно, то страшный «исход», как правило, удается предотвратить.
Все это верно и для невроза. Выделяют так называемое предневрозное состояние и даже предневрозный характер. Что же это такое?
Предневрозный характер формируется из более или менее полного сочетания следующих черт:
• ребенок мнителен, робок, неуверен в себе;
• как следствие этого, не доверяет другим;
• ребенок чрезмерно зависим от значимых лиц, перекладывает на них всю ответственность за свою жизнь и поступки;
• он тревожен, предрасположен к перестраховкам;
• повышенно внушаем;
• ребенок малоактивен, опаслив, избегает игр со сверстниками или, наоборот, повышенно активен, но это активность тревожная, с элементами демонстрационности;
• обидчив, постоянно ждет насмешки, нападения;
• он склонен долго и тяжело «переживать» собственные неудачи и вообще все события своей жизни и жизни семьи. И радость, и горе легко выбивают его из равновесия.
С формирования такого характера и начинается путь ребенка к неврозу. Если среди приведенных черт преобладает педантичность, обостренный инстинкт самосохранения, боязливость, тревожность и мнительность, и при этом ребенок внимателен к мелочам, дотошен и рассудителен, то, скорее всего, у данного ребенка разовьется невроз навязчивых состояний.
Если ребенок легко сдается перед трудностями, мнителен, робок, с удовольствием играет роль «больного и слабого», то здесь наблюдается явная предрасположенность к заболеванию неврастенией.
Если же мы имеем дело с ребенком эгоистичным, с демонстративным, часто инфантильным поведением, если такой ребенок легко внушаем, капризен, вечно недоволен окружающими, постоянно требует повышенного внимания к своей особе, то такого ребенка, скорее всего, ожидает заболевание истерическим неврозом.
Понятно, что при наличии у ребенка предневрозного характера родителям целесообразно обратиться к специалисту (психологу или психоневрологу) с тем, чтобы вовремя откорректировать имеющиеся нарушения.
Как вы уже, несомненно, поняли, заболевают неврозом и дети, и взрослые. Но хотелось бы отметить, что неврозы, возникающие в детском возрасте, отличаются некоторым своеобразием. Это своеобразие заключается в том, что у детей достаточно часто наблюдаются так называемые моносимптомные неврозы, из самого названия которых явствует, что их клиническая картина проявляется всего одним, как правило, достаточно ярким симптомом. Иногда этот симптом выглядит весьма изолированным и непонятным, и только глубокий анализ анамнеза ребенка и семейной ситуации позволяет выявить все компоненты заболевания неврозом. К таким неврозам относятся невротическое заикание, тики, расстройства сна и аппетита, невротические энурез и энкопрез (недержание мочи и кала), патологические привычки, такие как сосание пальца, кусание ногтей и ногтевых валиков, онанизм, выдергивание бровей, ресниц и т. д.
Что делать, если у ребенка невроз
Невроз, как и многие другие заболевания, гораздо легче предотвратить, чем лечить. Но лечить его можно и нужно. Лечение невроза, как правило, длительное. Проводит его только специалист в тесном контакте с семьей ребенка.
Невроз отличника – пример работы психолога
Если предположить, что у Василисы невроз, то должны быть налицо все его компоненты. Давайте смотреть.
Предневрозный характер — имеет место. Василиса гиперответственна, педантична, тревожна, несмотря на все свои способности и достижения не уверена в себе («Сто раз все перепроверит»). Очень зависима от мнения окружающих, боится совершить ошибку и повести себя «не так». Характер Василисы, судя по всему, результат взаимодействия воспитания и темперамента. По темпераменту Василиса, скорее всего, флегматик, склонна все делать неторопливо и как следует. А гиперответственность, высокую требовательность к себе в ней воспитали мама и бабушка. Делать много, на совесть, да еще и все делать правильно, все успевать — это тяжело. Поэтому Василиса допоздна сидит за уроками, почти не гуляет, не посещает никаких кружков.

www.proza.ru

Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. (детские страхи)

В книгу вошли две основополагающие монографии видного отечественного психолога-практика, ведущего специалиста в области детских и подростковых неврозов Александра Ивановича Захарова.

Монография «Психотерапия неврозов у детей и подростков» — это подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.

В психологическом отношении невроз — парадоксальное средство решения проблем, реактивно-защитный способ их переработки, неосознаваемая попытка избавиться от них и обрести душевное равновесие. Неосуществимость такой попытки порождает пессимизм, неверие в свои силы и личностный регресс.

Вместо присущих детям доверчивости, наивности и непосредственности развиваются недоверчивость, настороженность и страх, представляющие собой неадекватную форму приспособления к действительности, основу для тревожно-мнительного и паранойяльно-защитного развития их личности и создающие среди сверстников мнение о таких детях как о «недотрогах».

Неверие в себя, иначе низкий уровень самопринятия, порождает недоверие к другим, к новому опыту, неспособность к переменам, что находит свое отражение в страхе изменения «я». Недоверие к себе (неуверенность) и недоверие к другим (страх изменения «я») создают неразрешимую для личности проблему «быть собой среди других».

Задача групповой психотерапии заключается в укреплении психического единства личности посредством нормализации межличностных отношений.

А.И.Захаров.Происхождение детских неврозов и психотерапия

Антенатальные патогенные факторы.

Определение страха и его разграничение.

Страхи при неврозах.

Состав семьи и образование родителей.

Социально-психологическая структура семьи.

Личностный опросник Айзенка.

Личностный опросник Кеттэла.

Личностный опросник Лири.

Методика незаконченных предложений.

Цветовая методика Люшера.

Отношения в семье

Патогенез неврозов у детей

Обзор отечественной литературы

Обзор зарубежной питературы

Применение психотерапии изобразительного творчества

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с книгами:

В работе «Неврозы у детей и подростков» рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Оглавление

Дата рождения, количество детей в семье и порядок рождения.

Перинатальные патогенные факторы.

Постнатальные патогенные факторы.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность.

Эмоциональный контакт родителей и детей.

Своеобразие детей до заболевания неврозом.

Семейная обусловленность страхов.

Методика семейного приема.

Рисование как способ диагностики.

Конфликт в семье.

Преморбидные особенности детей.

Понятие «жизненной ситуации».

Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.

Обследование семьи детей с неврозами.

Прародительская семья и ее влияние на родительскую семью.

Развитие детей до заболевания неврозом.

Отношения в семье.

Патогенез неврозов у детей.

Обзор отечественной литературы.

Обзор зарубежной литературы.

Применение психотерапии изобразительного творчества.

— «Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Учебное пособие» Набиуллина Р. Р., Тухтарова И.В. . — Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003.

— статья «Происхождение страха» // Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Издательство «Союз», 2004.

— «Психология бессознательного: Сб. произведений» Фрейд 3./ Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский.—— М.: Просвещение, 1990. Глава «Психоанализ детских неврозов»

— «День страха» Цыбульский В.Е., Торлецкий С.А.— М.: КСП+, 2003.

— «Энциклопедия детских проблем» Захарова Ю. А. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. — 171 с.

Конспект лекций по курсу «Психология развития и возрастная психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины.

Почему папа, всегда такой добрый и ласковый, так СТРАШНО кричит на маму? Почему милая собачка соседей вдруг бросилась со СТРАШНЫМ лаем? Почему кресло по ночам превращается в СТРАШНОЕ чудовище? Огромный, многообразный мир окружает ребенка. В нем столько необъяснимого, непонятного, рождающего страх. Ваше внимание, забота, желание выслушать и понять, а не отмахнуться: глупости все это! — не дадут детским страхам развиться в фобии и неврозы, развеют их как дым. Незаменимым помощником на этом трудном пути станет наша книга с конкретными советами и рекомендациями. Пусть ваш ребенок будет здоров!

— «Поймите своего ребенка» Вроно Е. М. . —— М.: Дрофа, 2002. — 224 с.

В книге детского психиатра анализируются многие жизненные ситуации, возникающие в семьях при воспитании «трудных» детей. Страхи, боязнь одиночества, темноты, чужих людей, детские депрессии, подростковые попытки самоубийства, неудовлетворенность собой — вот далеко не полный перечень вопросов, которые рассматривает автор.

Эта книга рассказывает о детских страхах и проблемах подросткового периода. О том, как у детей формируется понятие о несправедливости мира, возникает недоверие к родителям и всем взрослым людям. Нельзя сказать, что книга изобилует практическими советами, она скорее философична, информация подается на основе примеров из практики детского психотерапевта.

Ложь во спасение

«. И в вымыслах носился нежный ум»

Невидимые миру слезы

Меня не понимают.

Чужой среди своих

Охотники за привидениями

«Кто не с нами, тот против нас»

Очень важное отступление

Школа — всего лишь служба

Свет мой, зеркальце.

Лекарство от любви

«. В эти лета мы не слыхали про любовь»

Страсть, старая как мир

На планете другой.

Без вины виноватые

Хочу, чтобы меня еще не было

Подкидыш Когда в семье война

Мирное сосуществование: ни мира ни войны

Вниз по лестнице, ведущей вниз.

Когда раскалывается мир.

Лучшее — враг хорошего

Как показывает мой опыт работы детским психологом, обычно родители очень боятся возникновения страхов у своих детей. Некоторые мамы и папы спешат обратиться к специалисту сразу же, как только они заметят проявления тревоги у своего ребенка, а некоторые, наоборот, приходят на консультацию только тогда, когда у их сына или дочери из-за страхов возникают проблемы со сном, учебой или общением.

Как же понять, когда ребенку нужна помощь, а когда он сможет сам справиться со своими страхами? Для этого взрослым нужно прежде всего знать о возрастной динамике страхов, то есть о том, как страхи «взрослеют» вместе с детьми. Тогда им легче будет судить о том, какие страхи являются нормальными для данного возрастного периода (или даже отражают достижения ребенка в развитии!), а какие – это уже повод для беспокойства родителей.

Если ваш ребенок ведет себя беспокойно уже в первые месяцы жизни , то вам, естественно, нужно задуматься о том, какие прежде всего физиологические потребности вашего малыша не удовлетворены полностью. Хорошо ли он кушает, спит, не мешает ли одежда его движениям, все ли в порядке с кишечником, тепло ли ему и т.п. Как вы видите, на данном этапе причины тревог ребенка весьма просты.

На втором — третьем месяце жизни у младенца обычно появляется первая эмоциональная реакция на мать и тех домашних, которые принимают активное участие в уходе за ним. Возникающий «комплекс оживления» доставляет, конечно, радость любящим родителям, вознаграждая их за бессонные ночи и дни, полные забот. Но есть и другая сторона медали у этого нового явления в развитии малыша. Вы можете заметить, что он проявляет беспокойство (чаще дышит, двигает ручками и ножками или даже плачет) в новой обстановке и при отсутствии матери. Однако, как правило, эти признаки пропадают при возвращении мамы или других близких.

Но в 7 месяцев ребенок начинает уже явно беспокоиться, если мамы нет в поле зрения. И это говорит о его нормальном развитии (появлении способности отличать маму от других лиц) и о формировании хороших эмоциональных отношений между матерью и малышом. Так что в этом случае поводом для беспокойства родителей должно, скорее, стать безразличие ребенка к уходу матери.

К 8 месяцам к страху потери матери добавляется боязнь незнакомых людей, которая представляет собой, по сути, продолжение того же страха.

Вообще, возраст 7 – 9 месяцев – это период повышенной чувствительности к возникновению страхов у детей! Поэтому постарайтесь быть особенно чуткими к потребностям малыша, а также окружить его ровной, искренней заботой и эмоциональной теплотой (ведь дети этого возраста легко различают настроение и эмоциональное состояние матери по голосу).

Обычно к полутора годам описанные страхи потихоньку пропадают. Если же вы видите, что ребенок их не «перерос», то стоит задуматься, во-первых, о том, не слишком ли тревожна и недоверчива мама при общении с другими людьми, во-вторых, о том, не нарушены ли отношения ребенка с близкими взрослыми, является ли для него его дом его крепостью. Если же вы исключаете обе эти причины, то, возможно, такое «застревание» на ранних детских страхах является признаком отклонения в развитии ребенка.

От 1 года до 2 лет у ребенка еще может появляться (а у кого появился, сохраняться) страх неожиданных резких звуков. Он обусловлен инстинктом, поэтому вряд ли стоит беспокоиться, если только эмоциональная реакция ребенка на испуг, например, плач, не затягиваются слишком надолго.

По мере роста ребенка укрепляется и его привязанность к близким. Поэтому от 2 до 3 лет могут возникать страхи одиночества и потери эмоционального контакта с матерью. Именно поэтому данный период считается не очень благоприятным для начала посещения яслей (или детского сада).

Иногда в этом возрасте детям начинают сниться страшные сны (часто со сказочными персонажами), поэтому могут появиться страхи перед засыпанием. Часто сказочные герои, пугающие ребенка во сне, являются отражением его опасений в реальной жизни, обычно страхов наказания со стороны родителей.

В возрасте от 3 до 5 лет у детей активно развивается воображение, поэтому могут появляться воображаемые страхи. Теперь ребята могут и днем бояться Бабу-Ягу, Кощея, Серого Волка и прочих злодеев, не существующих в реальности. Кроме этих страхов возможны и другие — одиночества, темноты и замкнутого пространства.

С 5 до 7 лет дети обычно начинают понимать, что жизнь людей не бесконечна и что смерть прерывает, в конце концов, существование всякого живого существа. Как следствие такого зрелого осознания у них возникает страх смерти. Ребенок начинает бояться своей смерти и смерти своих близких, прежде всего родителей. Остальные страхи, возникающие в этот возрастной период, например, страхи перед чертями, жителями потустороннего мира, боязнь пожаров, потопов, войны и пр., представляют собой разновидности все того же страха смерти.

В 6-7 лет в жизни ребенка происходят коренные перемены – он начинает учиться в школе и ощущает себя членом общества (пока еще школьного). Это многое меняет в мировоззрении первоклассников. Как правило, все нормально развивающиеся мальчики и девочки в возрасте от 6 до 10 лет хотят быть «хорошими», то сеть соответствовать ожиданиям взрослых. Поэтому меняются и страхи. Главный страх в данном возрасте – это страх быть не тем, кого ценят, любят и уважают. Отсюда могут вытекать страхи опоздать, не успеть, не понять, сделать не правильно, поступить плохо и т.п.

В развитии детей младшего школьного возраста есть еще одна особенность: им свойственно магическое мышление, поэтому они начинают бояться стечения «роковых» обстоятельств, таинственных явлений, суеверий. Но детская психика использует и традиционный детский прием борьбы со своими страхами – дети рассказывают друг другу страшные истории, и с удовольствием боятся все вместе! Из вариантов страха смерти, в силу магического мышления, сохраняется страх стихии.

В подростковом возрасте, то есть с 11 до 15 лет , возникают новые, противоположные задачи в развитии. Подростки, с одной стороны, стремятся принадлежать к какой-то группе, быть вместе со всеми, а с другой стороны, хотят сохранить свою индивидуальность, до конца «оформить» собственную личность. Поэтому и страхи в этот переходный период соответствующие. С одной стороны, подростков мучают страхи одиночества, отвержения и осуждения со стороны сверстников, они боятся не справиться со взятыми на себя обязательствами, не оправдать доверия. С другой стороны, они боятся быть не собой, быть обезличенным, боятся потерять власть над своими чувствами. Тело растущего ребенка в этот период резко меняется. Это провоцирует страх изменений, иногда боязнь заболеть. Помимо этого подростки продолжают испытывать страхи, возникшие на предыдущем этапе — страх войны, пожара, стихии.

К концу школьного обучения – в 16-17 лет – ребята, как правило, начинают всерьез задумываться о своем будущем. Поэтому могут возникать страхи, связанные с этими мыслями: страх не поступить в институт, не найти хорошую работу, остаться без семьи, страх самостоятельности и ответственности за свои решения и поступки и т.п.

Как вы видите, страхи детей действительно «взрослеют» вместе с ними, становясь более реальными и социальными. Поэтому, если описанные страхи появляются «вовремя» и не слишком ярко выражены, то воспринимайте это как одно из подтверждений нормального, своевременного развития вашего ребенка.

Если же ваш сын или дочь не просто чего-то опасаются, а страдают от этих переживаний, если страх становится навязчивым, если он осложняет жизнь вашего любимого чада, или если вы видите несоответствие страхов возрасту вашего ребенка, то в этих случаях лучше обратиться за консультацией к психологу.

Если заглянуть в медицинскую энциклопедию, то можно прочитать:

«Нервный тик — это навязчивые, повторяющиеся, возникающие помимо воли человека движения в виде сокращения некоторых групп мышц (мышц лица, шеи, головы и др.), которые могут быть беспорядочными или имитировать целенаправленные движения (например, движение шеи и головы «при тесном воротничке», мигание, нахмуривание, облизывание, жевание)». Тик может быть подавлен на время волевым усилием. Он исчезает во сне, но усиливается при волнении.

Безусловно, непроизвольные подмигивания, движения носом, бровями, подергивания плечами — все это довольно распространенные невротические проявления. А бывает и так, что одни нервные тики проходят, но вслед за ними появляются другие.

Так что это — болезнь или реакция на стресс? Нужно ли тик лечить или «само пройдет»? В этой статье мы постараемся прояснить эти вопросы.

Причина возникновения нервных тиков — разная. Чаще всего им подвержены дети в кризисные периоды своей жизни (в 5-7 лет, 10-11 лет). Чаще всего нервный тик возникает в результате психических переживаний (тогда его называют психогенным) или подражания (особенно у маленьких детей). Так же он может явиться следствием поражением центральной нервной системы, что бывает, например, при эпидемическом энцефалите. Тик мышц лица может быть вызван длительным раздражением, исходящим из воспалительных очагов на лице. Помимо этого такое состояние может быть вызвано и нехваткой в организме магния, который содержится в удобной для усвоения форме в бобовых растениях — фасоли и горохе, а также в кашах, гречневой и овсяной.

Естественно появляется вопрос: как лечить эту болезнь, и какие таблетки выпить, чтобы это прекратилось? Лечение зависит от природы появления тика. Но в любом случае, это лечение длительное, требующее большого терпения, и обязательно проводимое под наблюдением невропатолога.

Если тик вызван органическим процессом в центральной нервной системе или тканях, то лечение должно быть направлено на основное заболевание.

Другое дело, если тик возник во время стресса или в результате переживаний. Бывает так, что у эмоционального, смышленого малыша, который успешно занимается во многих кружках и дома «карпит» над уроками, вдруг начинает дергаться веко, или временами дрожит рука, или начинает часто хмурить бровки. И в данном случае, это не болезнь, а склад нервной системы, присущий, как правило, таким детям. Их нервная система находится в большем напряжении, чем у спокойных и флегматичных малышей. И проявления таких тиков могут длиться долго, но с возрастом, чаще к подростковому периоду, в основном проходят сами собой.

Однако, это не означает, что родители должны не беспокоить совсем, ожидая исчезновения «навязчивых движений». Напротив, нужно очень внимательно отнестись к повседневной жизни своего ребенка в семье, в коллективе (детсаду, школе, кружках, секциях), к его отношениям с друзьями. Проанализировать, нет ли дома или в школе каких-то психотравмирующих факторов. Может, вы излишне строги или требовательны к ребенку, но при этом не проявляете должного внимания к ее личной жизни, интересам, тревогам? Может, ему просто не хватает вашей любви, или проявления теплых чувств и эмоциональности в общении с другими близкими? Для восприимчивого ребенка очень важна спокойная, дружелюбная атмосфера в собственном доме. С другой стороны проанализируйте его отношения в школе. Учеба требует напряжения. И возможно ребенок тревожен, боится проверки знаний, или выглядеть хуже других при ответах. А как складываются отношения с одноклассниками? С учителями? Возможно, источник постоянного стресса именно в школе. Нужно обязательно постараться понять, в какие моменты (после каких ситуаций в школе или дома) начинают появляться подобные тики. Возможно, отследив эти моменты, Вы поймете, как предотвратить появление стрессовой ситуации.

Лечение тиков, возникших в результате стресса или переживания, должно быть направлено на снятие внутреннего и внешнего напряжения у ребенка. Для этого подойдут общеукрепляющие, успокаивающие средства, массаж, ванны. Единственное, что надо помнить: любые препараты, воздействующие на нервную систему, могут нести не только пользу, но иметь и различные побочные действия, которые не прибавят здоровья ребенку. Поэтому самолечением заниматься просто опасно — оно должно проходить под наблюдением невропатолога. Параллельно с этим можно и обратиться к психотерапевту, который может помочь ребенку психотерапевтическими приемами. Главное — выяснить и по мере возможности устранить причины появления нервного тика. Или найти способ другого реагирования на источник стресса.

— «Как выйти из невроза» П. И. Юнацкевич, В. А. Кулганов- Издательство: Атон, 1998 г. — 122 с.(Практические советы психолога).

Как научиться противостоять болезни еще до ее проявления? Как создать в себе личность, имеющую мощный психологический барьер против страхов, растерянности, неуверенности в себе, которые неизбежно возникают и в неожиданной экстремальной ситуации, и в повседневной жизни?

На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в данной книге. В ней врачи-психологи дают практические советы и рекомендации по основам самоукрепления психического здоровья и профилактики нервно-психических заболеваний.

Что такое невроз?

Что говорит о неврозах Зигмунд Фрейд

Что вызывает психическая травма

Нарушения вегетативных функций

Детский невроз: Как его приобретают?

Как избежать развития невроза?

Как горе-родители формируют тревожность у детей дошкольного возраста

Антипедагогические рекомендации родителям

Конфликты и нервы

Отношение религии к самоубийству

Нравоучения для невротиков

Духовная борьба с искушением самоубийства

Подумай о своем здоровье

Как построить рекламу для невротиков

Как можно улучшить настроение деловому человеку?

Как повысить работоспособность у невротизированного человека

fusionpiter.ru

Это интересно:

  • Клинику психопатий ганнушкина Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика Скачать книгу в формате: fb2 epub rtf mobi txt Читать книгу на сайте: Читать онлайн Книга выдающегося отечественного психиатра П.Б. Ганнушкина явилась итогом почти тридцатилетней исследовательской деятельности автора. Впервые были даны четкие клинические […]
  • Паранойя джозеф Скачать книгу в формате: fb2 txt epub rtf mobi Читать книгу на сайте: Читать онлайн Привет тебе, любитель чтения. Не советуем тебе открывать "Паранойя" Файндер Джозеф утром перед выходом на работу, можешь существенно опоздать. Благодаря уму, харизме, остроумию и благородности, моментально ощущаешь симпатию к […]
  • Сайт анорексия я люблю тебя NRXA, я люблю тебя! Скачать книгу в формате: fb2 epub rtf mobi txt Читать книгу на сайте: Читать онлайн «NRXA, я люблю тебя!» В этой книге Вы НЕ найдете способы борьбы с анорексией. С уважением и искренним сочувствием к НЕ понимающим, К. Паника. Анорекси́я — полный или частичный отказ от приёма пищи под […]
  • Курпатов как избавиться от тревоги депрессии раздражительности Как избавиться от тревоги, депрессии и раздражительности Скачать книгу в формате: fb2 epub rtf mobi txt Читать книгу на сайте: Читать онлайн Дорогой ценитель литературы, погрузившись в уютное кресло и укутавшись теплым шерстяным пледом книга "Как избавиться от тревоги, депрессии и раздражительности" Курпатов […]
  • Ложная женщина невроз как внутренний театр личности альфред щеголев Ложная женщина; Невроз как внутренний театр личности Скачать книгу в формате: fb2 txt epub rtf mobi Часть I. Ложная женщина О мужественности и женственности В обыденном сознании половая жизнь человека наивно отождествляется с его сексуальной активностью, но в действительности эта жизнь таинственна и глубока. Наш […]
  • Глеб черниговцев жизнь без стрессов или пофигизм по-русски Жизнь без стрессов, или Пофигизм по-русски Скачать книгу в формате: fb2 rtf txt epub pdf Читать книгу на сайте: Читать онлайн Наша жизнь полна стрессов. По сути дела, вся наша жизнь — сплошной стресс. Можно ли избежать или, по крайней мере, ограничить то количество стрессов, которое переживает человек […]
  • А лэнгле дотянуться до жизни экзистенциальный анализ депрессии Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии Скачать книгу в формате: fb2 rtf txt epub pdf Читать книгу на сайте: Читать онлайн Сборник статей выдающегося психотерапевта А. Лэнгле посвящен одной из самых актуальных тем практической психологии, психотерапии и психиатрии – депрессии. В основе […]
  • Парцерняк с стресс вегетозы психосоматика С.а. парцерняк стресс.вегетозы. психосоматика Формат книги: fb2, txt, epub, pdf Размер: 6.3 mb Скачано: 1528 раз Книга «Стресс; Вегетозы; Психосоматика Серия: Интегративная . Купить книгу «Стресс; Вегетозы; Психосоматика Серия: Интегративная медицина» автора Парцерняк С.А. и другие произведения в разделе Книги в […]