Умеренная умственная отсталость по мкб

Глава 8 Умственная отсталость (МКБ-10 Р7)

Умственная отсталость (олигофрения) — врожденное или приобре­тенное в первые годы жизни недоразвитие психических функций. Оли­гофрении относятся к наиболее распространенным формам психичес­кой патологии в детском возрасте и составляют от 0,2 до 0,89% больных в популяции.

В основу диагностики умственной отсталости положен клинико­психопатологический подход. Выделяют следующие диагностические критерии:

• нарушение функций, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когни­тивных, речевых, моторных и социальных способностей;

• своеобразная структура слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления и меньшей выраженностью поражения предпосылок интеллекта и эмоциональной сферы;

• непрогредиентность интеллектуальной недостаточности и замед­ленный темп психического развития.

Вспомогательное значение имеет критерий нарушения социаль­ной адаптации в детском возрасте, в частности критерий невозмож­ности усвоения программы общеобразовательной школы. Адаптив­ное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных усло­виях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может совсем не иметь явного ха­рактера.

Классификация умственной отсталости:

Р70 Легкая умственная отсталость.

Р71 Умеренная умственная отсталость.

Р72 Тяжелая умственная отсталость.

Р73 Глубокая умственная отсталость.

Р78 Другая умственная отсталость.

Р79 Неуточненная умственная отсталость.

Р7х.О Минимальные поведенческие нарушения или их отсутствие.

Р7х.1 Значительные поведенческие нарушения, требующие внима­ния или лечебных мер.

Р7х.8 Другие поведенческие нарушения.

Р7х.9 Поведенческие нарушения не определены.

Этиология олигофрений многообразна. Большая часть олигофрений возникает в результате поражения ЦНС на ранних этапах развития, обычно до 3 лет. За редким исключением специфические этиологичес­кие факторы остаются неизвестными, в связи с чем такие формы оли­гофрений называют недифференцированными (идиопатическими), они составляют до 65% всех случаев. К дифференцированным относятся расстройства с уточненной этиологией.

Все клинические формы умственного недоразвития Г.Е. Сухарева делит на три группы в зависимости от времени воздействия этиологи­ческого фактора.

1. Умственная отсталость эндогенной природы (в связи с поражени­ем генеративных клеток родителей): болезнь Дауна, истинная микроце­фалия, энзимопатические формы олигофрений, клинические формы, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи.

2. Эмбрио- и фетопатии: умственная отсталость обусловленная ко­ревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности, други­ми вирусами, умственная отсталость, вызванная токсоплазмозом, лис- териозом, на почве врожденного сифилиса, клинические формы умственной отсталости, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами, и др.

3. Умственное недоразвитие, возникающее в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве: умственная отсталость, связанная с родовой травмой и асфиксией в родах, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном перио­де, обусловленная перенесенным энцефалитом или менингоэнцефа- литом.

Наряду с этими группами выделяют атипичные формы олигофре­нии, связанные с гидроцефалией, локальными дефектами развития го­ловного мозга, эндокринными нарушениями и пр.

Внутри каждой из названных групп проводят дальнейшую диффе­ренциацию по виду дополнительных этиологических факторов и осо­бенностям клинической картины. Так, выделяют формы умственной отсталости в результате хромосомных аберраций (болезнь Дауна, симп­том Клейнфельтера, симптом Шершевского-Тернера и др.); наслед­ственные формы: метаболические (фенилкетонурия, галктоземия и др.), гаргоилизм, синдром Марфана, синдром Лоуренса и др.; смешан­ные по этиологии (экзогенно-эндогенные формы): краниостеноз, мик­роцефалия, кретинизм.

Экзогенно обусловленные формы: рубеолярная, связанная с листе- риозом, при врожденном сифилисе, токсоплазмозе и др.

Формы с пре- и постнатальным повреждением головного мозга: умственная отсталость связанная с гемолитической болезнью новорож­денных, асфиксией при рождении и механической родовой травмой, в связи с гидроцефалией и др.

Все этиологические факторы разделяются на эндогенно-наслед­ственные и экзогенные (органические и социально-средовые).

Социальная депривация также является этиологическим фактором умственной отсталости.

Часто этиологические факторы выступают в сложном взаимодействии.

Клиника олигофрений: ядерные симптомы — равномерный и диф­фузный характер поражения; поражению подвергаются наиболее моло­дые, интенсивно развивающиеся структуры мозга, которые еще не за­кончили своего формирования к моменту воздействия патогенетичес­кого агента. Это проявляется тотальным характером недоразвития при олигофрении и касается не только интеллектуальной, но и психической деятельности в целом.

Условные разграничения по степени тяжести расстройства интел­лекта опираются на градации достигаемого больными уровня социаль­ного приспособления.

В зависимости от культуральных норм исследователи должны сами решать, как лучше определять коэффициент интеллектуальности (КИ) или возраст умственного развития в соответствии с нижеприведенными группами.

Для определения степени сопутствующих нарушений поведения мо­жет использован четвертый знак:

Р7х.О Нарушения поведения отсутствуют или минимальны.

Р7х.1 Значительные нарушения поведения, требующие внимания или терапии.

Р7х.8 Другие нарушения поведения.

Р7х.9 Сведения о нарушении поведения отсутствуют.

Люди с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навы­ки с некоторой задержкой, но большинство из них приобретают способ­ности использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе. Большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой (прием пищи, умы­вание, одевание, контроль за функцией кишечника и мочевого пузыря), в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости, причем у многих особен­ными проблемами являются чтение и письмо. Тем не менее при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образо­вание, предназначенное для развития их навыков и проявления ком­пенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практи­ческой деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифи­цированный ручной труд. В социокультуральных условиях, не требую­щих продуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая сте­пень легкой умственной отсталости сама по себе может и не представ­лять проблемы. Тем не менее, если наряду с этим отмечается заметная эмоциональная и социальная незрелость, то проявятся и последствия ограничения социальной роли, например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей, или затруднения в адаптации к культуральным традициям и нормам.

У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использо­вание речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отста­ет также развитие навыков самообслуживания и моторики. Некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необ­ходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответ­ствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваи­ваемого материала. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отс-

талостью обычно способны к простой практической работе при тщатель­ном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и боль­шинство из них обнаруживают признаки социального развития, что зак­лючается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.

Коэффициент умственного развития обычно находится в диапазоне от 35 до 49.

Г72 Тяжелаяумственная отсталость (выраженная имбецильностъ). По клинической картине, наличию органической этиологии и сопут­ствующих расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости. Нижние уровни функционирова­ния, отмеченные в Р71, наиболее характерны и для этой группы пациен­тов. У большинства больных здесь наблюдаются выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указываю­щие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы. Коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34.

Р73 глубокая умственная отсталость (идиотия). У больных этой рубрики коэффициент умственного развития ниже 20; это означает, что пациенты весьма ограничены в способностях к пониманию или выпол­нению требований или инструкций. Большинство таких больных не­подвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержани­ем мочи и кала; с ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации. Психическая жизнь ограничивается бе­зусловными рефлексами, вторая сигнальная система почти не развива­ется. Идиот не осмысливает окружающего, не дифференцирует близ­ких, он может продуцировать лишь однообразные движения и нечлено­раздельные звуки. Эмоциональная жизнь находится в зачаточном сос­тоянии, эмоции проявляются в злобных реакциях и крике при неприят­ных раздражителях. Они неспособны или малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре. Понимание и использование речи ограничиваются в лучшем случае выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительно­пространственные навыки, и при адекватном надзоре и руководстве ‘больные могут принимать участие в домашних и практических делах. В большинстве случаев устанавливается органическая этиология.

Наиболее четко дифференцированными формами олигофрений яв­ляются следующие.

Фенилпировиноградная олигофрения (болезнь Феллинга, фенил- кетонурия). распространенность носителя гена в популяции 1:50, забо­левают 1:10000 новорожденных.

В основе этого заболевания — врожденная аномалия обмена ве­ществ, нарушение окисления фенилаланина вследствие отсутствия фермента фенилаланингидроксилазы. Фенилаланин не превращается в тирозин, накапливается фенилпировиноградная кислота, которая выде­ляется с мочой, и ее можно обнаружить с помощью пробы Феллинга (реакция с 10% раствором хлористого железа). Эта форма сопровожда­ется глубокой степенью психического недоразвития чаще в виде идио­тии или имбецильности. На фоне вялости бывают вспышки раздражи­тельности, гнева, явления эхолалии и эхопраксии. Возникают мышеч­ная гипертензия, иногда судорожные припадки, гиперкинезы. Вслед­ствие недостаточности меланина у больных, как правило, светлые воло­сы и глаза, тонкая белая кожа. Следует отметить, что ранняя диагности­ка и строгая диета (резкое ограничение натурального белка и замена его гидролизатом казеина, серосодержащими аминокислотами) обеспечи­вают нормальное развитие детей.

Болезнь Дауна относится к хромосомным заболеваниям и является следствием трисомии 21-й хромосомы. Нейрохимические и гистологи­ческие изменения сходны с таковыми при болезни Альцгеймера. Боль­ные имеют характерный внешний вид: маленький рост, общая гипотен­зия, уменьшенный в размерах плоский череп, скошенный затылок, выс­тупающие скуловые дуги, раскосые глаза с эпикантусом, уплощенная переносица, готическое небо, толстый большой язык. Грудная клетка воронкообразная, конечности короткие, ладони толстые с единой попе­речной бороздой, пальцы укорочены, мизинец искривлен внутрь. В по­ловине случаев отмечаются врожденные пороки сердца, гипоплазия по­ловых органов, эндокринные нарушения. Больные обычно не доживают до 40 лет в связи с врожденными соматическими аномалиями. Интел­лектуальное развитие — на уровне глубокой дебильности или имби- цилыюсти.

К олигофрениям, обусловленным хромосомной аберрацией, отно­сятся также синдром Клайнфельтера (наблюдается у мужчин и харак­теризуется умственной отсталостью, атрофией семенных канатиков, чрезмерно длинными конечностями) и Шерешевского-Тернера (встречается у женщин, характеризуется умственной отсталостью, бесплодием, низким ростом, диспластичным туловищем с короткой шеей).

Рубеолярная эмбриопатия развивается вследствие заболевания краснухой в первые 2-3 месяца беременности. Наряду с глубоким сла-

боумием при этой форме олигофрении может быть порок сердца, глухо­та, врожденная катаракта, возможны и другие поражения глаз.

Для внутриутробного поражения токсоплазмой Гондии характерны поражения глаз и кальцификаты — очаги обызвествления в головном мозге. Диагноз ставят на основании триады Себина — гидроцефалия, хориоретинит и кальцификаты в мозге. Олигофрения может быть лег­ких степеней, что зависит от множественности и распространенности кальцификатов в мозге.

Олигофрения может развиваться на почве врожденного сифилиса, различные признаки которого служат основанием для диагноза. Как правило, наблюдаются симптомы поражения центральной нервной сис­темы: параличи, парезы, расстройство чувствительности. Характерны седловидный нос, гетчинсоновские зубы, саблевидные голени, кератит. Степень слабоумия бывает различной — от легкой и умеренной до глу­бокой идиотии.

К олигофрениям нередко ведут эндокринопатии. Наиболее часто встречается кретинизм- заболевание, развивающееся в результате недо­развития или отсутствия щитовидной железы. Признаками болезни яв­ляются: карликовый рост, круглая, уплощенная в переднезаднем разме­ре голова, отечное тестообразное лицо, полуоткрытый рот, толстый язык. Интеллект — на уровне дебильности или имбецильности.

В профилактике олигофрений важное место занимает медико-гене­тическое консультирование для выявления наследственных форм. В этом плане также важна борьба с инфекциями, родовым травматиз­мом, охрана здоровья беременной женщины.

Лечебное воздействие при олигофрении должно проводиться в двух направлениях: медико-педагогические меры, медикаментозная и дието­терапия. Ведущими бесспорно являются медико-педагогические мероп­риятия. Медикаментозное воздействие делят на специфическое лече­ние, применяемое при определенных формах олигофрении, и общие ме­роприятия. Последние направлены на улучшение общего состояния: повышение тонуса, активности, а при необходимости — на снятие пси­хических расстройств.

bib.social

Умственная отсталость тяжелая

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Смотреть что такое «Умственная отсталость тяжелая» в других словарях:

«F72» Умственная отсталость тяжелая — По клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости. Нижние уровни функционирования, отмеченные в F71. , наиболее характерны и для этой… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

умственная отсталость — Категория. Нарушение общего психического и интеллектуального развития. Специфика. Обусловлено недостаточностью, как правило, врожденной, центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер. Виды: • легкая умственная отсталость (IQ … Большая психологическая энциклопедия

F70-F79 Умственная отсталость — В отличие от других расстройств этой главы для умственной отсталости не могут быть разработаны детализированные клинические диагностические критерии. Это связано с тем, что две основные характеристики умственной отсталости, благодаря которым они… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

Имбецильность — Умственная отсталость умеренная; Умственная отсталость тяжелая МКБ 10 F71.71.,F72.72. Имбецильность (от лат. imbecillus слабый, немощный) средняя степень … Википедия

МКБ-10: Класс V — В Викитеке есть тексты по теме МКБ 10: Класс V Класс V (F) раздел … Википедия

МКБ-10: Класс F — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный… … Википедия

МКБ-10: Класс V Психические расстройства и расстройства поведения — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный… … Википедия

МКБ-10: Код F — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный… … Википедия

МКБ-10 Класс F — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный… … Википедия

Порядок и условия признания граждан инвалидами — В соответствии с правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением правительства РФ от 20 февраля 2006 г., признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико социальной экспертизы исходя из комплексной оценки… … Энциклопедия ньюсмейкеров

psychology.academic.ru

МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ДЕТЕЙ (МКБ-10)

Приказом Министерства здравоохранения России№ 311 от 26.08.1999 были утверждены «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств». За основу классификации в этой модели

была взята Международная классификация болезней (МКБ-10) от 1992 года. В разделе /F70-F79/ «Умственная отсталость» (определение «умственной отсталости» из этого раздела приведено в главе 1) рекомендуется использовать следующие рубрики:

□ умственная отсталость легкой степени (F-70);

□ умственная отсталость умеренная (F-71);

□ умственная отсталость тяжелая (F-72);

□ умственная отсталость глубокая (F-73).

Четвертый знак применяется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством:

F7x. О — с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения; F7x. 1 — значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения; F7x. 8 — другие нарушения поведения; F7x. 9 — без указаний на нарушение поведения; если известна этиология умственной отсталости, то следует использовать дополнительный пятый знак;

F7x. xl — обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (например: пренатальными инфекциями, такими как краснуха, сифилис, токсоплазмоз; постнатальными инфекциями, такими как абсцесс мозга, энцефалит; интоксикациями, такими как токсикоз беременности, желтуха, свинцовое отравление); F7x. х2 — обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (например: механическая травма или гипоксия (асфиксия) при родах; постнаталь-ная травма или гипоксия, когда не удается установить процесс формирования интеллектуального снижения); F7x. хЗ — обусловленная фенил кетонурией;

F7x. х4 — связанная с хромосомными нарушениями (например: болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, другие хромосомные болезни); F7x. х5 — обусловленная гипертиреозом; F7x. хб — обусловленная гипотиреозом; F7x. х7 — связанная с недоношенностью (недоношенность без упоминания о другом патологическом состоянии); F7x. х8 — обусловленная другими уточненными причинами (например: нарушениями обмена веществ, роста или питания, такими как врожденная аномалия головного мозга, краниостеноз, гипертелоризм, микроцефалия и др.); F7x. х9 — обусловленная неуточненными причинами.

Там же для облегчения пользования этой классификацией сформулированы диагностические указания: интеллект не является единой характеристикой, он оценивается на основе большого числа различных

более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие лица могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Подобная ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

/F70.0/ Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения.

F70.01 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией.

F70.02 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом.

F70.03 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная фенилкетонурией.

F70.04 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, связанная с хромосомными нарушениями.

F70.05 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная гипертиреозом.

F70.06 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная гипотиреозом.

F70.07 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, связанная с недоношенностью.

F70.08 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная другими уточненными причинами.

F70.09 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная неуточненными причинами.

/F70.1/ Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения.

F70.11 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией и т. д.

В заключение следует сказать, что не существует ранее описанного в учебниках «некоего абстрактного умственно отсталого» человека. Это обобщенное клиническое понятие не позволяет врачам дифференцированно изучать особенности этиологии, патогенеза, клиники и тем самым индивидуализировать лечение; психологам и педагогам — находить своеобразие структуры психических нарушений и соответственно подбирать коррекционные воспитательно-педагогические мероприятия к каждому умственно отсталому.

Кроме того, как показывает клиническая практика, в происхождении умственной отсталости редко повинны только психологические или только одиночные биологические вредности, чаще либо все эти факторы действуют совместно, либо биологические факторы оказываются множественными.

В то же время выделение отдельных синдромов или форм психического недоразвития по этиологическому признаку и патогенезу, в корреляции с особенностями формирования функциональных систем, уже дает значительные результаты в их профилактике и лечении.

sinref.ru

4.8. Олигофрения МКБ-10 (F70-79)

(легкая умственная отсталость по МКБ 10)

IQ (интеллектуальный коэффициент) 50 — 70

I. Легкая дебильность

Могут формально обучаться в общеобразовательных школах, дублируют классы, с программой вспомогательной школы справляются. Мышление конкретно-образное, запас знаний достаточный для выполнения простого труда. Социально адаптированы.

1) Основной тип — легкое снижение интеллекта без эмоционально-волевых и соматоневрологических расстройств.

2) Психопатоподобный тип:

b) торпидный вариант с психомоторной заторможенностью,

c) астенический вариант.

Ограничение по линии ВКК

II. Умеренная дебильность

Могут оканчивать 6 — 8 классов вспомогательной школы, приобретают простые трудовые навыки, в привычных бытовых ситуациях адаптируются, но при отклонении от стереотипа теряются.

1) Основной тип — умеренное снижение интеллекта без эмоционально-волевых и соматоневрологических расстройств.

контролю своего поведения — I ст.;

трудовой деятельности — I ст.

2) Психопатоподобный тип — с выраженными эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями поведения (бродяжничество, расторможенность влечений и т. д.).

3) Осложненный тип — наличие сопутствующих эпилептических припадков, ликвородинамических нарушений, выраженных резидуально-органических расстройств.

III. Выраженная дебильность

Выраженное недоразвитие интеллекта, могут оканчивать несколько классов вспомогательной школы, словарный запас скуден, нередко имеются дефекты речи, мышление конкретное, эмоциональная сфера обеднена, могут выполнять простую работу по дому под присмотром, социально дезадаптированы.

1) Основной тип — выраженное снижение интеллекта без эмоционально-волевых и соматоневрологических расстройств.

2) Психопатоподобный тип — с выраженными эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями поведения (бродяжничество, расторможенность влечений и т. д.).

3) Осложненный тип — наличие сопутствующих эпилептических припадков, резидуально-органических расстройств, ликвородинамических нарушений.

ориентации — I-II ст.;

обучению — II-III ст.;

трудовой деятельности — II- III ст.

Более выраженная интеллектуальная недостаточность, чем при дебильности. Мышление конкретное, абстрагирование недоступно. Неспособны к решению даже простых житейских задач, адаптированы только к привычным условиям, нуждаются в постоянном руководстве. Не поддаются обучению во вспомогательной школе. Осваивают элементарные навыки самообслуживания, частично соблюдают личную гигиену. Словарный запас крайне беден, ограничен 30 — 40 словами, речь часто косноязычная.

ориентации — II ст.;

обучению — III ст.;

трудовой деятельности — III ст.

Глубокий интеллектуальный дефект, мышление грубо конкретное, круг интересов ограничен физиологическими потребностями, запас слов крайне беден, имеется моторная недостаточность. Эмоциональная сфера мало развита, имеются навыки элементарного самообслуживания, не всегда контролируют функции тазовых органов, потребности примитивные, обучение во вспомогательной школе невозможно. Нуждается в контроле со стороны.

передвижению — I-II ст.;

контролю своего поведения — II ст.;

обучению — II ст.;

Полное отсутствие интеллекта, выраженное недоразвитие речи или ее полное отсутствие, недоразвитие моторики, диспластичность тела, простейшие полярные эмоции, недифференцированые ощущения, нет навыков самообслуживания, ориентировки, неопрятны мочой, калом, нуждаются в постоянном постороннем уходе и контроле.

fmc.uz

Умеренная умственная отсталость по мкб

Центр, специалисты, услуги

Хрестоматийные материалы

Лаборатория картографии

Инструментарий мастеров

Архив полезных ресурсов

Форум Блог Обратная связь

Последние действия на сайте

2906 дн. с момента
открытия on-line центра

8. Международная классификация болезней (МКБ-10)

Приказом Министерства здравоохранения России № 311 от 26.08.1999 были утверждены «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств». За основу классификации в этой модели была взята Международная классификация болезней (МКБ-10) от 1992 года. В разделе /F70-F79/ «Умственная отсталость» (определение «умственной отсталости» из этого раздела приведено в главе I) рекомендуется использовать следующие рубрики:

  • F-70 — УО легкой степени;
  • F-71 — УО умеренная;
  • F-72 — УО тяжелая;
  • F-73 — УО глубокая.
  • Четвертый знак применяется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством:

  • F7x. 0 —
    с указанием на отсутствие или
    слабую выраженность нарушения поведения;
  • F7x. 1 —
    значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения;
  • F7x. 8 — другие нарушения поведения;
  • F7x. 9 — без указаний на нарушение поведения;
    если известна этиология умственной отсталости,
    то следует использовать дополнительный пятый знак;
  • F7x. x1 — обусловленная предшествующей инфекцией
    или интоксикацией (например: пренатальными инфекциями,
    такими как краснуха, сифилис, токсоплазмоз;
    постнатальными инфекциями, такими как абсцесс мозга, энцефалит;
    интоксикациями, такими как токсикоз беременности,
    желтуха, свинцовое отравление);
  • F7x. x2 — обусловленная предшествующей травмой
    или физическим агентом (например: механическая травма
    или гипоксия (асфиксия) при родах;
    постнатальная травма или гипоксия, когда не удается установить
    процесс формирования интеллектуального снижения);
  • F7x. хЗ — обусловленная фенилкетонурией;
  • F7x. x4 — связанная с хромосомными нарушениями
    (например: болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера,
    другие хромосомные болезни);
  • F7x. x5 — обусловленная гипертиреозом;
  • F7x. хб — обусловленная гипотиреозом;
  • F7x. x7 — связанная с недоношенностью
    (недоношенность без упоминания
    о другом патологическом состоянии);
  • F7x. x8 — обусловленная другими уточненными причинами
    (например: нарушениями обмена веществ, роста или питания,
    такими как врожденная аномалия головного мозга,
    краниостеноз, гипертелоризм, микроцефалия и др.);
  • F7x. x9 — обусловленная неуточненными причинами.
  • Наличие умственной отсталости не исключает дополнительных диагнозов, кодирующихся в других разделах классификации.

    Там же для облегчения пользования этой классификацией сформулированы диагностические указания: интеллект не является единой характеристикой, он оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие лица могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Подобная ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

    Ниже приводятся возможные формулировки диагнозов на примере легкой умственной отсталости с использованием соответствующих кодов. Аналогично могут быть построены диагнозы при более тяжелых степенях умственной отсталости.

    • F70.0 — Умственная отсталость легкой степени с указанием
      на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения:
      • F70.01 — . обусловленная предшествующей
        инфекцией или интоксикацией.
      • F70.02 — . обусловленная предшествующей
        травмой или физическим агентом.
      • F70.03 — . обусловленная фенилкетонурией.
      • F70.04 — . связанная с хромосомными нарушениями.
      • F70.05 — . обусловленная гапертиреозом.
      • F70.06 — . обусловленная гипотиреозом.
        • F70.07 — . связанная с недоношенностью.
        • F70.08 — . обусловленная другими
          уточненными причинами.
        • F70.09 — . обусловленная неуточненными причинами.

        • F70.1 — Умственная отсталость легкой степени
          со значительными нарушениями поведения,
          требующими ухода и лечения:
          • F70.11 — . обусловленная предшествующей инфекцией
            или интоксикацией и т. д.
          • В заключение следует сказать,
            что не существует ранее описанного в учебниках
            «некоего абстрактного умственно отсталого» человека.
            Это обобщенное клиническое понятие не позволяет
            врачам дифференцированно изучать особенности этиологии,
            патогенеза, клиники и тем самым индивидуализировать лечение;
            психологам и педагогам — находить своеобразие структуры
            психических нарушений и соответственно подбирать
            коррекционные воспитательно-педагогические мероприятия
            к каждому умственно отсталому.
            Кроме того, как показывает клиническая практика,
            в происхождении умственной отсталости
            редко повинны только психологические или
            только одиночные биологические вредности,
            чаще либо все эти факторы действуют совместно,
            либо биологические факторы оказываются множественными.

            В то же время выделение отдельных синдромов или форм психического недоразвития по этиологическому признаку и патогенезу, в корреляции с особенностями формирования функциональных систем, уже дает значительные результаты в их профилактике и лечении.

            www.psi-sintez.ru

    Это интересно:

    • Боязнь новых мест Виды фобий Фобия в переводе с греческого обозначает страх, боязнь. Но это не просто страх. Чтобы поставить диагноз фобии, необходимо, чтобы страх был устойчивым, постоянным и иррациональным, т.е. не основанным на здравом рассуждении. Кроме того, в пугающих ситуациях должны присутствовать как минимум два из следующих […]
    • Синдром дауна что умеют дети Что такое синдром Дауна? Анна Рудова Психолог-дефектолог, генеральный директор центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры, директор детской студии инновационного развития "Арлекин". Что такое синдром Дауна? С точки зрения медицины, синдром Дауна является дифференцированной формой […]
    • Цераксон от заикания Сибмама - о семье, беременности и детях Сообщение Анелита » Пн Окт 11, 2010 12:36 Сообщение Олег Корень » Вт Окт 12, 2010 10:58 Сообщение Анелита » Вт Окт 12, 2010 16:12 Сообщение Олег Корень » Сб Окт 16, 2010 11:34 Сообщение Antoshkao » Чт Авг 18, 2011 0:56 Сообщение Олег Корень » Вт Авг 23, 2011 21:59 […]
    • Аутизм центр санкт-петербург Аутизм центр санкт-петербург Шигашов Д.Ю., Фесенко Ю.А., Краснов Б.Ю. СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина» Аутизм: проблемы сегодняшнего дня и перспективы В соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра диагноз аутизм входит в состав достаточно […]
    • Хромосомные болезни синдром дауна ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Тяжелые хромосомные болезни Синдром Дауна (ХХ+21,ХУ+21) - презентация Презентация была опубликована 2 года назад пользователемНадежда Ладыгина Похожие презентации Презентация на тему: " ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Тяжелые хромосомные болезни Синдром Дауна (ХХ+21,ХУ+21)" — Транскрипт: […]
    • Родовая травма заикание Родовая травма: присмотритесь к своему ребенку Как излечить последствия родовой травмы? Остеопатия эффективно воздействует на главные механизмы заболевания! Сегодня довольно частой причиной различных заболеваний как у детей, так и у взрослых является родовая травма: в соответствии со статистикой 8 из 10 детей во […]
    • Что такое анорексия презентация Анорексия Над проектом работала Ученица 9-А класса Комарь Оксана. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемbiology.konstantinovka.org Похожие презентации Презентация 9 класса на тему: "Анорексия Над проектом работала Ученица 9-А класса Комарь Оксана.". Скачать бесплатно и без регистрации. […]
    • Шизофрения умирают от Форум Нейролептик.ру - консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах Сколько живут психически больные с тяжелым. Gastello 02 Июл 2013 Вот что я нашел быстро пробежавшись по интернету: Смертность. При анализе данных о более чем 168 000 граждан Швеции, получавших психиатрическое лечение, продолжительность жизни […]