Заикание и неврология

Заикание (balbuties) — распространенный невроз, при котором страдает непрерыв­ность, плавность речи вследствие возникновения судорожных движений в мышцах, принимающих участие в акте речи.

Все прочие — неречевые — дви­жения этих мышц у заикающихся осуществляются нормально. Это расст­ройство стоит, таким образом, близко к профессиональным дискинезиям.

Симптомы и течение заикания

Начинается заикание в возрасте 4—8 лет. Мальчики страдают им чаще, чем девочки (соответственно 70% и 30%). Болезнь проявляется непроизвольными судорожными задержками во время речи, из-за которых говорящий многократно повторяет один звук или сов­сем не может начать речь. Судороги возникают чаще перед началом слова, реже — посреди его, но всегда только на согласных звуках. При волнениях речь значительно ухудшается. Отдельные звуки хорошо произносятся даже лицами с тяжелым заиканием; расстройство проявляется только при сочета­нии звуков в слова, что отличает заикание от косноязычия, являющегося именно литеральным дефектом.

Судороги могут отсутствовать или быть значительно слабее при некоторых формах речи, например пении, декламации, шепоте, при шуме, речи наедине, игре на сцене. Описаны случаи, когда сильно заикавшиеся люди, выступая на сцене, говорили так свободно, что у зрителей не возникало даже мысли об их недостатке. Демосфен, страдавший тяжелейшим заиканием, добился, как известно, того, что произносил свои речи совершенно плавно, но при этом он всегда подражал Периклу голосом, дикцией и жестикуляцией. Маска Перикла была необходимым условием успешного превращения беспомощного заики в покоряющего оратора. Факты подобного рода ярко подчеркивают место психогенного фактора в этиологии, патогенезе и лечении заикания.

Повторение слов и фраз вслед за говорящим (отраженная речь) удается больному сравнительно легко. Кроме судорожных движений в мышечном аппарате речи (локальные судороги, относящиеся к первичным явлениям заикания), при выраженном заикании наблюдаются и более распространен­ные содружественные движения произвольной мускулатуры лица, туловища и конечностей, изменение ритма, силы и глубины дыхательных экскурсий, которые должны якобы облегчить заикающемуся акт речи. С этой же целью, а также для того, чтобы несколько скрыть тяжесть дефекта, больные встав­ляют в свою речь много лишних слов, которые произносятся ими легко: «вот», «как его», «это», «так сказать».

Заикающиеся испытывают страх перед разговором, особенно боятся неко­торых «трудных» звуков. Интересно, что эти «трудные» звуки иногда быстро меняются. Больной, который до этого испытывал затруднение на звуках «п», «м», «к», вдруг замечает, что он не в состоянии выговорить слово с на­чальной буквой «в».

Психическое состояние больных обычно угнетенное, они тяжело пережива­ют свой дефект. Окружающие нередко своим отношением к больному спо­собствуют нарастанию депрессии. Заикающийся, пытающийся силой или с помощью различных вспомогательных движений, облегчающих словечек и звуков как-то исправить или замаскировать дефект речи, часто подверга­ется насмешкам. Плачевные результаты такого отношения к больному обыч­но скоро сказываются ухудшением расстройства речи и его душевного сос­тояния.

Протекает заикание различно. Появившись в дошкольном периоде, оно может довольно быстро прекратиться. В большинстве случаев болезнь при­нимает хроническое течение, ухудшается в школьные годы и достигает наи­высшего развития в юношеском возрасте. Постепенно выступают вторичные явления болезни, связанные с невротической реакцией на дефект речи, безус­пешным стремлением преодолеть или по крайней мере замаскировать его. После 24—25 лет заикание большей частью начинает ослабевать. В зре­лом и в пожилом возрасте заикание — большая редкость.

Начало заикания нередко связывает­ся с отрицательными эмоциями, перенесенной острой инфекцией, ‘механичес­кой травмой, упадком питания, переутомлением. Может иметь значение также подражание кому-нибудь из окружающих. Несомненно, однако, что все перечисленные факторы способны вызвать стойкое заикание только у детей, предрасположенных к такому расстройству речи. Нередко отчетливо выступает роль наследственности.

По вопросу о патогенезе заикания высказывались самые различные взгля­ды. С позиций патофизиологии высшей нервной деятельности заикание рассматривается как следствие нарушения правильного взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в деятельности речедвигательного анализатора. Возникнув однажды, дефектная речь связывается прочными патологическими условными рефлексами с определенными ситуациями.

Диагноз

Заикание надо отличать от чрезмерно быстрой, «пулеметной» речи (tachylalia, battarismus), при которой нет ни речевых судорог, ни за­держек, ни страха перед речью. Субъекты с «пулеметной» речью нередко встречаются в семьях заик. Истерическое «заикание» отличается от истин­ного тем, что возникает оно обычно у взрослых людей, страдающих истери­ей, под влиянием сильного переживания и довольно хорошо поддается суг­гестивной терапии.

Лечение заикания

Комплексная терапия заикания должна включать лечение невроза, лежащего в основе дефекта речи, и воздействие на само заикание. Чаще всего заикание связано с психастенией или невротическими состояния­ми, близкими к ней, с выраженной навязчивостью. О лечении общих невро­зов было сказано выше. Для воздействия на дефект речи необходимо прежде всего объяснить больному, в чем сущность и каковы причины его болезни. Он должен понять и проникнуться убеждением, что никакой органической патологии у него нет, что основную роль в патогенезе болезни играет психо­генный фактор, в частности, страх речи, тревожное отношение к попытке говорить как к эксперименту, почти наверняка осужденному на неудачу. Надо внушить больному веру в возможность исцеления. Хорошо рассказать ему о роли в его дефекте патологических условных рефлексов, если культур­ный уровень больного позволит ему понять соответствующие физиологичес­кие рассуждения. От него надо требовать, чтобы он старался говорить не спеша и только тогда, когда содержание речи уже продумано.

Первое время больному рекомендуют по возможности не разговаривать вне часов занятий в течение 8—10 дней, чтобы дать отдых аппарату речи. Молчание и ограниченное пользование речью должно содействовать угаса­нию патологических рефлексов со стороны речи на ситуации, ставшие услов­ными раздражителями для заикания. Чтобы воспитать нормальную речь, больному предписывают гимнастику речи: утром и вечером он должен, бу­дучи один в комнате, в течение 10—15 мин читать по книге вслух самому себе знакомый текст — стихи (в начале курса лечения) или прозу (позднее). Чи­тая наедине, больные обычно не заикаются; таким образом, они привыкают к тому, что могут произносить слова и фразы не заикаясь. Можно проводить с больными упражнения в отраженной речи (больной повторяет за врачом или его помощником тексты различной трудности). Основное место в лече­нии логоневроза занимает психотерапия, которая проводится в форме убеж­дения и внушения в бодрствующем состоянии. Гораздо реже применяется гипноз — главным образом для того, чтобы освободить больного от страха речи.

Специальное лечение-заикания осуществляется в школьных логопедичес­ких пунктах, в логотерапевтических кабинетах психоневрологических дис­пансеров и детских поликлиник. Работа логопеда ставит своей задачей обу­чить заикающегося замедленной и плавной речи. Проводится эта работа под общим руководством психоневролога. Очень важны групповые занятия с использованием декламации, чтения вслух, пения, шепота и других форм речи. В некоторых городах (Москва, Санкт-Петербург, Харьков) имеются специ­альные стационары для лечения особенно тяжелых форм заикания.

При появлении первых признаков заикания ребенка следует показать психоневрологу. Родителям ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на дефектах его речи, а тем более заставлять повторять неудачно сказанное слово, чтобы добиться правильного произнесения его. Самое луч­шее, что могут сделать в таких случаях старшие в семье, это игнорировать неудачи ребенка в речи, «не замечать» их и ограничиваться только требова­нием разговаривать не спеша. Врачу не надо торопиться с диагнозом: заи­кание. В преддошкольном периоде, когда у ребенка аппарат речи еще не вполне окреп, возможны атаксия речи и другие дефекты ее, которые прохо­дят бесследно по мере роста. В таких случаях от врача требуются только ме­роприятия по профилактике заикания, в частности, предупреждение ятрогении.

surgeryzone.net

Заикание. Причины, симптомы и лечение заикания

Заикание – нарушение ритма и плавности речи, характеризующееся повторением букв, слогов или слов.

Заикание возникает в результате возникающих судорог мышц речевого аппарата (языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти). Иногда к судорогам мышц речевого аппарата присоединяются судороги мышц лица и конечностей. В тоже время, интересным фактом является то, что люди с заиканием спокойно поют.

Заикание, чаще всего, возникает у детей, возрастом от 2 до 5 лет. У мальчиков заикание встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Очень важно вовремя заметить первые признаки заикания и сразу же обратиться к логопеду.

Первыми признаками заикания является протягивание слов, повторение букв или слогов. Проявляется нервозность. Иногда малыш вовсе замолкает, и это его очень расстраивает. Если с заиканием не бороться, то наивысшего пика эта дисфункция речевого аппарата достигает в юности, а к 30 годам и дальше — затихает.

Заикание. МКБ

МКБ-10: F98.5
МКБ-9: 307.0

Причины заикания

Рассмотрим причины заикания более подробно.

Заикание возникает:

1. У детей с дефектом нервной системы (неврозоподобное заикание):

— наследственная предрасположенность;
— травма при родах;
— тяжелая беременность матери;
— болезненность в первые годы жизни.

Такие детки внешне абсолютно здоровы. Но, при обследовании, могут обнаружить повышенное внутричерепное давление и повышенную судорожную готовность.

2. У детей со здоровой нервной системой:

— после неврозов, вызванных стрессами и переутомлением, после испуга или сильного расстройства, потрясения;

Такому подвержены впечатлительные детки. Им не стоит смотреть фильмы, которые могут испугать. Не стоит их заставлять много учиться, а плохие новости рассказывать аккуратно. Такого типа заикание усиливается, когда ребенок волнуется.

Другие причины заикания

Бывают, случаи, когда ребенок хочет кому-то подражать, после чего он начинает заикаться;

Заикание также может возникнуть, если ребенка насильно переучить из левши в правшу.

Симптомы заикания

Если ребенок колеблется перед началом речи, повторяет слова или запинается – это еще не значит, что он заикается. В этом случае стоит присмотреться и понаблюдать за ним. Многие детки просто слишком торопятся что-то сказать и не успевают за собой выразить свою мысль правильно. Такая речь в возрасте 2-7 лет относиться к норме.

Но, если такая речь постоянно и сопровождается тревогой, напряжением и избеганием речи – то это может указывать на начальную стадию заикания.

Симптомы заикания:

— частые повторы слов, слогов или букв;
— протяжные звуки;
— избегание общения;
— частое пребывание в расстроенном состоянии;
— напряженные мышцы лица и шеи;
— относительная слабость воли;
— страх говорить в присутствии определённых людей или в обществе;
— резкие подъемы громкости голоса.

Осложнения заикания

Наличие заикания может вынудить человека избегать разговоров, в результате чего, у него сужается круг общения, и как следствие — общего развития. Может возникнуть мнительность, напряженность, настороженность, чувство неполноценности, раздражительность, пугливость, которые приводят к еще большему усугублению заикания.

Также, заикание может привести к снижению успеваемости в учебе, помешать в выборе профессии, карьерном росте, создании семьи, т.к. заикающийся человек, или как таких людей часто называют – «заика», с годами становится стеснительным и замкнутым.

Диагностика заикания

Диагноз «заикание» ставят, если симптомы длятся более 3 месяцев.

Среди методов диагностики заикания различают:

Лечение заикания

Как избавится от заикания? Лечение заикания включает в себя соблюдение следующих мероприятий:

1. При первых признаках заикания, в ребенке необходимо воспитывать уверенность и сознательное стремление преодолеть этот недостаток.
2. Разговаривайте с ребенком плавно, спокойно, выговаривайте внятно слова.
3. Никогда не перебивайте ребенка, всегда давайте ему возможность выговориться.
4. Приучите ребенка управлять темпом речи, избегать ускорений и говорить на выдохе, а не на вдохе.

5. Научите говорить слова чуть замедленно, но не монотонно.
6. Регулярно общайтесь с ребенком, задавайте вопросы, пусть он Вам постоянно что-то рассказывает. Но сначала, делайте это только в узком, семейном кругу, а по мере успеха, расширяйте круг «посвященных».
7. Никогда не заставляйте ребёнка говорить или читать, когда ему не комфортно, т.к. в этой ситуации заикание может только усилиться.
8. Во время разговора смотрите ребенку в глаза и при его заикании ни в коем случае не показывайте, что Вы расстроены, не отводите глаз.
9. Следите за речью ребенка, исполняйте все вышеперечисленные рекомендации, но не переусердствуйте с контролем.

Другие методы лечения заикания

Невротическое заикание хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Лечение включает в себя коллективную игровую психотерапию и логопедическую ритмику. Также для лечения заикания назначают физиотерапию, общий массаж и логопедический массаж.

Главным приемом лечения заикания считается замедленная ритмизированная речь. Существуют также специальные устройства для людей с проблемой заикания, которые отбивают ритм и помогают координировать речь.

Советую ни в коем случае не обращаться и не водить ребенка к бабкам, дедкам, различным экстрасенсам и поддавать их гипнозу. Лучше делайте все от Вас зависящее и молитесь Богу, Он сотворил нас, и Ему нет ничего невозможного!

Будьте здоровы. 🙂

К какому врачу обратиться при заикании?

Заикание — видео

medicina.dobro-est.com

Заикание у ребенка: психологическая проблема или логоневроз?

Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, психология и психиатрия, детская эпилептология. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и вашим детям!

Чаще всего заикание у ребенка появляется на фоне наличия двух-трех составляющих:

  1. Психологическая проблема, длительное нервное напряжение, стресс или кратковременный, но сильный испуг;
  2. Какая-либо медицинская проблема, например, повышение внутричерепного давления или перенесенная родовая/внутриутробная гипоксия;
  3. Наследственная предрасположенность к заиканию.

Если разобраться в этих составляющих и дать ребенку медицинскую и психологическую помощь, во многих случаях заикание достаточно быстро проходит. Наилучшие результаты мы видим в первые дни – месяцы после начала заикания, когда оно еще не закрепилось. Бывают случаи, когда достаточно одного-двух сеансов игровой психотерапии: стрессорное напряжение в нервной системе ребенка разрешается и заикание прекращается. Но и в случае влияния медицинского фактора это заболевание тоже довольно успешно лечится.

Симптомы и причины

Заикание у детей может возникнуть в любом возрасте, но чаще всего оно проявляется с 2 до 6 лет, в то время, когда идет активное формирование навыков речи.

Заикание бывает двух разновидностей. Тоническая форма заикания, когда звук растягивается и появляются долгие паузы в гласных, например: «м… аааама». Либо клоническая форма заикания, при которой идет повторение звуков, слогов, например: «за-за-за-за-крой». Иногда встречается и смешанная форма.

При заикании у ребенка почти всегда есть ощущение напряжения и тревоги, страх перед речью. Ребенок может говорить практически без запинок в спокойной и доброжелательной обстановке, но в случае стресса или сильного волнения возникают речевые спазмы, в результате чего ребенок заикается.

Причины возникновения заикания могут быть разнообразными, и для решения проблемы нужно точно определить, к какой области они относятся:

  • Это дефект речи, и в таком случае будет полезно участие логопеда, который проведет коррекцию заикания и исправит речь ребенка.
  • Либо речь идет о проявлении логоневроза, который возникает при сильном истощении или заболевании нервной системы ребенка, ее чрезмерном возбуждении и стрессовом состоянии. Например, после пережитого сильного испуга или неблагоприятной психологической обстановке в семье или в окружающем его социуме.
  • Также ребенок может подражать услышанному где-то заиканию. Заимствованное таким образом заикание также исправляется психологическими занятиями.
  • Кратковременное и постоянное заикание.

    • Если говорить о временно возникшем заикании, длящемся от дня до недели, то подобное проявление заболевания проходит вместе с сопутствующим ему стрессовым расстройством. Ускорить процесс возвращения к нормальной речи можно, например, при помощи игровой психотерапии и/или некоторых лекарственных препаратов (назначаются детским неврологом или психоневрологом).
    • Если заикание протекает как логоневроз, т.е. длительно или с повторными рецидивами, то здесь, чаще всего, актуальна какая-то медицинская проблема и часто имеется наследственная предрасположенность.
    • С чего начать и к кому обращаться, когда у ребенка заикание: к врачу или к психологу?

      Если ребенок начал заикаться, и это продолжается более недели, или ребенок начал заикаться резко, внезапно и очень сильно, то в этом случае советуем Вам сразу обратиться к врачу, детскому неврологу, детскому психиатру, психологу или консилиуму из всех трех специалистов, пока заикание не закрепилось. При своевременной помощи специалистов как можно быстрее после дебюта, во многих случаях заикание проходит раз и навсегда.

      Если же заикание все же закрепилось, мы советуем провести диагностику, чтобы выяснить, насколько велик медицинский аспект (повышенное внутричерепное давление, перенесенные инфекционные заболевания, прививочные осложнения, последствия родовой гипоксии и т.д.) и насколько велик психологический аспект (испытывает ли ребенок постоянно какой-то дискомфорт или нет). После этого на основании полученных выводов строится лечение.

      Вы можете позвонить своему лечащему врачу в течение всей рабочей недели с 9 до 21.00. Либо написать по электронной почте, адрес которой Вы получите в регистратуре. Также, есть возможность получить онлайн-консультацию, даже если вы живете в другом городе.

      Обратиться в Клинику

      Телефон нашей клиники: +7 (495) 649-68-68 .

      Консультант клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу.

      Клиника работает 7 дней в неделю с 9:00 до 21:00.

      Наши координаты здесь.

      Если у вас нет возможности приехать в клинику на повторную консультацию, можно получить консультацию врача по skype за ту же стоимость.

      Если ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите на консультацию их результаты. Если исследования выполнены не были, мы рекомендуем и выполним их по результатам осмотра, что позволит избежать лишних исследований и сэкономить средства.

      ehinaceya.ru

      Заикание – невозможность свободной плавной речи, при которой человек произносит слова очень медленно и нечетко, постоянно сбивается и предпочитает больше молчать. Нередко заикание имеет временный характер, что бывает вызвано волнением, нервным потрясением и другими факторами. В любом случае эта проблема существенно отражается на качестве жизни человека, который, несомненно, нуждается в профессиональной помощи.

      Врачи-невропатологи активно занимаются проблемой заикания и успехом помогают пациентам решить этот вопрос раз и навсегда. Совместно с врачами-логопедами и психологами, специалисты клиники добиваются отличных результатов. Прием по поводу неправильной речи, связанной с заиканием, ведется в специально оборудованных кабинетах ежедневно. Пациенту необходимо записаться на прием к невропатологу в удобное для него время.

      Виды заикания

      Заикание чаще встречается у детей, но нередко наблюдается у взрослых, причем у мужчин проблема возникает в несколько раз чаще, чем у женщин.

      В зависимости от причин различают:

    • Физиологическое заикание. Нарушение связано с перенесенными неврологическими заболеваниями – энцефалитом, родовой травмой, внутриутробной гипоксией, опухолями, травмами и органическими поражениями головного мозга, токсическим действием инфекционных агентов и отравляющих веществ.
    • Психическое заикание возникает в результате сильнейшего потрясения или длительного нервного перенапряжения.
    • Социальное заикание наблюдается при недостаточной разговорной практике ребенка или, напротив, чрезмерной нагрузке речевого аппарата. Эти проблемы связаны с неправильным подходом родителей и учителей к воспитанию и образованию ребенка.
    • Клиническая картина заикания

      Заикание представляет собой различные степени нарушения речи, которые могут иметь постоянный характер, а могут появляться лишь при некоторых жизненных обстоятельствах, например, при публичных выступлениях, при волнении, страхе, замешательстве. Даже люди с нормальной речью иногда переживают моменты, при которых возможно кратковременное заикание.

      При этом речь человека становится сбивчивой, а дыхание – судорожным и нерегулярным. Артикуляционный аппарат, отвечающий за правильность произношения букв и звуков, включает в себя губы, язык, гортань, голосовые связки. При заикании происходят мелкие судорожные сокращения мышц гортани, языка, губ. Человек неспособен регулировать их правильное, согласованное напряжение и расслабление.

      Нередко заикание сопровождается активной жестикуляцией, слюнотечением, непроизвольным подергиванием век, поворотами головы и положения тела. Человек краснеет, повышается его потливость, он волнуется и раздражается, что приводит к усугублению заикания.

      Помощь при заикании

      Задачей опытного невропатолога является определить причины нарушенной речи и сделать все возможное, чтобы больной справился со своей проблемой. Специалист назначает лекарственные препараты, способствующие лучшему питанию головного мозга, стимуляции его деятельности, а при необходимости рекомендуется прием седативных и расслабляющих средств. Обязательна также общеукрепляющая терапия с назначением витаминов, микро- и макроэлементов.

      К лечению неврологических проблем относится также помощь со стороны психолога и психотерапевта. Кроме того, необходима регулярная тренировка артикуляционного аппарата под контролем опытного логопеда.

      Опытные специалисты, авторские методики лечения, отличное техническое оснащение кабинетов – все это позволит больному излечиться от заикания в самые короткие сроки.

      www.nevrolog.name

      Заикание у ребенка

      Заикание или логоневроз – это нарушение ритмичности речи, вызванное реакцией на раздражающие воздействия окружающей среды. Оно характеризуется следующими проявлениями:

      • прерывистая речь с частыми паузами и запинками;
      • повторение слогов или слов;
      • растягивание слогов;
      • неуверенность речи;
      • колебания речевой плавности.
      • В сложном процессе формирования речи задействована работа головного мозга, дыхательных путей и мышц речевого аппарата. Когда происходит сбой во взаимодействии и согласованности работы этих систем возникают такие нарушения, как заикание.

        Причины заикания у детей

        Логопедию могут вызвать причины внутреннего и внешнего характера. К наиболее распространенным из них относятся:

      • генетическая предрасположенность;
      • инфекционные заболевания, полученные до рождения;
      • сложные роды, сопровождающиеся асфиксией и/или родовыми травмами;
      • заболевания органов дыхания;
      • недоношенность или переношенность;
      • инфекционные заболевания центральной нервной системы (менингит, энцефалит);
      • психологические травмы, длительный стресс.
      • Заикание у ребенка является сложной проблемой, которая не исчезнет сама собой, а только усугубится со временем. Детям с логопедией речь становится в тягость. Им проще вовсе отказаться от общения. Насмешки ровесников приводят к развитию комплексов и неуверенности в себе, замкнутости и депрессии. Как итог – плохие оценки в школе и девиантное поведение.

        В процессе лечения очень важен комплексный подход к выяснению причин заикания у ребенка. Только установив провоцирующие факторы можно добиться высокой эффективности лечения.

        Как правило, логоневроз возникает у детей в возрасте 3-8 лет. Так как именно в этот период происходит активный процесс формирования речи, то возникающие проблемы зачастую списывают на индивидуальные особенности ребенка или считают их ситуативными. В то же время, лечение будет наиболее успешным особенно в этом возрасте, пока заболевание не успело укорениться.

        Комплексное обследование включает консультации:

      • педиатра;
      • логопеда;
      • детского психолога;
      • невролога.
      • Основные методы лечения заикания:

      • занятия с логопедом;
      • дыхательная гимнастика;
      • игровые упражнения;
      • аппаратные методики;
      • специальный логопедический массаж;
      • работа с психологом;
      • тренировка голосовых связок;
      • арт-терапия.

      В случае если заикание сопряжено с нарушениями психики или тяжелыми нервными расстройствами возможно медикаментозное лечение.

      Большую роль в лечении заболевания играют родители, их забота и тщательное выполнение врачебных рекомендаций.

      Заикание – это не индивидуальная особенность развития, а проблема, которую можно с успехом преодолеть, начав лечение на ранних этапах. Самолечение приводит к напрасной трате драгоценного времени. Своевременно оказанная медицинская помощь позволит ребенку справиться с заболеванием, избавит от комплексов и позволит полноценно общаться.

      klinika.k31.ru

Это интересно:

  • Расстройство сна лекарство Как избавиться от бессонницы Расстройство сна, проявляющееся нарушением процесса засыпания или поверхностным, часто прерывающимся сном, называют бессонницей. Лечение этого состояния для многих людей становится крайней необходимостью, так как, не имея возможности нормально выспаться, они страдают от усталости, дневной […]
  • Боязнь летать в самолете это Как избавиться от страха полета на самолете? Обращение Алексея Герваша, автора видеокурса «Летаем без страха» Что делать? Как избавиться от страха полета? Есть ли легкий способ побороть страх полета? Вы не одиноки - около 30% населения Земли, это около 1 миллиарда человек, нуждаются в лечение аэрофобии в той или иной […]
  • Фенотропил анорексия Передозировка Фенотропилом: инструкция по применению, отзывы Фенотропил – препарат, относящийся к группе ноотропов. Его активное действующее вещество – фенилоксопирролидинилацетамид (сокращенно – фенотропил). Фенотропил помогает увеличить гормоны норадреналина, дофамина, серотонина в нервных тканях мозга, что […]
  • Лечение аутизма красноярск АУТИЗМ. КРОО "Свет надежды" Информация 274 записи к записям сообщества Уже завтра в Красноярке состоится международный танцевальный фестиваль «Inclusive Dance» 30-31 мая в Культурном центре на Высотной (пр. Свободный, 48) состоится межрегиональный этап VI Международного благотворительного Показать полностью… […]
  • Курсы стресс тестирования Проект Положения Банка России “О требованиях к методикам стресс-тестирования рисков и оценки точности модели центрального контрагента, а также порядку и срокам предоставления информации о результатах стресс-тестирования и оценки точности модели центрального контрагента” (по состоянию на 08.06.2016) Настоящее […]
  • Речевой центр от заикания Речевой центр от заикания Работа в «Речевом Центре Иванкина Петра Андреевича» проводится по предварительной записи. Для освобождения от заикания необходим однократный приезд на 12 дней. На занятия принимаются лица с функциональными расстройствами речи (заикание от испуга или по типу подражания). Приехать надо […]
  • Болезнь альцгеймера частота встречаемости Болезнь Альцгеймера: введение Болезнь Альцгеймера ( БА ), или деменция ( слабоумие ) альцгеймеровского типа ( ДАТ ), -одна из наиболее распространенных патологий центральной нервной системы и психики. Болезнь Альцгеймера , как правило, поражает лиц, находящихся в преклонном, но деятельном возрасте, и на сегодняшний […]
  • Умственная отсталость легкой степени iq Какой уровень IQ соответствует легкой умственной отсталости недостатка витаминов, скудного питания; Врожденная патология может возникнуть из-за: Преждевременные роды и т.д. Симптомы умственной отсталости Главным признаком отсталости в умственном развитии является нарушение интеллектуальных способностей. Данный […]