Заикание это симптом

Причины и симптомы заикания

Что такое заикание?

Заикание – самый распространенный вид речевых расстройств. Наиболее часто оно встречается у детей в возрасте от двух до семи лет. При заикании наблюдаются нарушения согласованности в работе речевых мышц, дыхания и голоса, а также плавности и ритма речи. Для здорового человека 7 % вышеуказанных видов прерываний речи являются нормой. Признаками заикания считаются явные замедления, когда частота прерывания речи составляет 10 % и более, длится от секунды до половины минуты. При этом в органах, участвующих в акте речи (языке, губах или гортани) возникают судороги.

В большинстве диагностированных случаев заикание развивается с самого детства (в 2–4 года). В этот период речь ребенка ещё не сформирована, речевая функция отличается значительной хрупкостью, тогда как речь развивается наиболее активно.

Иногда эта болезнь длится несколько месяцев, а иногда – в течение многих лет. Большинство заикающихся детей, в отличие от заикающихся взрослых, выздоравливает спонтанно. Заиканию больше подвержены мальчики, чем девочки. Это связано с меньшей эмоциональной устойчивостью мужчин.

Примечательно, что почти все заикающиеся могут говорить плавно и без запинок, когда они наедине с собой, разговаривают с воображаемым собеседником, читают с кем-то в унисон, эмоционально увлечены, поют, шепчут либо существенно изменяют манеру речи. В разговоре с посторонними людьми, при выступлении перед аудиторией, в спешке заикание мгновенно усиливается. Это можно объяснить эмоциональным напряженим и волнением, которые возникают у ребенка при общении с окружающими. Зато в привычной, располагающей обстановке (как правило, в кругу семьи и друзей) заикание почти незаметно.

Причины заикания

На сегодняшний день ученые рассмотрели множество теорий о причинах заикания. Широкого признания не получила ни одна, тем не менее удалось выделить два основных типа заикания. Первый вызван дефектом нервной системы ребенка. А он в свою очередь может быть следствием наследственной предрасположенности, тяжело протекающей беременности матери, родовой травмы, болезненности малыша в первые годы жизни. Никаких внешних отклонений, кроме заикания, у такого ребенка не наблюдается. Лишь по результатам неврологической диагностики у детей обнаруживаются повышенное внутричерепное давление, повышенная судорожная готовность и изменение рефлексов.

Второй тип заикания возникает спонтанно. В результате неврозов, переутомлений и стресса дети с изначально здоровой нервной системой начинают заикаться. Разумеется, это касается не всех, к заиканию ведет чрезмерная впечатлительность ребенка. В этом случае дефект речи усиливается во время эмоционального возбуждения, нервных переживаний.

Известны и более экзотические причины заикания. В некоторых случаях ребенок начинает заикаться, подражая неправильной речи окружающих. Замечено, что в семье, где взрослые заикаются, вероятность появления дефекта речи у ребенка значительно увеличивается.

Иногда заикание возникает в результате осложнений после гриппа, коклюша, скарлатины. Бывает также, что принудительное «исправление» левши на правшу вызывает нервное расстройство и ведет к заиканию.

Симптомы заикания

Большинство запинок при заикании представляют собой повторы или продление начальных звуков или слогов, остановки на начале слога или слова. Часто вместе с запинками у заикающихся наблюдаются непроизвольные сокращения мышц лица, шеи, рук и ног. Вероятно, эти рефлективные движения появляются как бы в помощь выговариванию, но по сути они только усиливают впечатление неуверенности и затрудненности речи заикающегося. Кроме того, у людей с проблемой заикания появляется страх некоторых звуков и слов, стремление заменить их описательными оборотами или синонимами, чтобы избежать пугающих слов, или совсем уйти от ситуаций, где нужно говорить.

Лечение заикания

Заиканию часто сопутствуют эмоциональные переживания, застенчивость, неуверенность в себе, которые мешают успешному общению с окружающими. Поэтому с момента появления заикания в ребенке нужно воспитывать уверенность, а также сознательное стремление преодолеть этот недостаток.

1. Говорите с ребенком спокойно и плавно, выговаривайте слова понятно, почти по слогам.

2. Не перебивайте ребенка, дайте возможность выговориться. Помните, что заикание усилится, если ребенок будет нервничать, как бы ему успеть сказать всё, что он хотел.

3. Приучите школьника управлять темпом речи. Пусть он избегает ускорений и научится говорить на выдохе, а не на вдохе.

4. Речь ребенка станет лучше, если он возьмет в привычку выговаривать слова чуть замедленно, но и не монотонно.

5. Полезными будут регулярные занятия по технике речи. Взрослым стоит беседовать с ребенком, например о книгах, задавать по теме вопросы. Позже приучайте ребенка в присутствии близких, а затем и посторонних самостоятельно рассказывать что-нибудь.

6. Не заставляйте ребёнка говорить или читать в тех ситуациях, когда ему некомфортно или заикание усиливается. Пусть он помолчит некоторое время.

7. Во время речи сохраняйте с ребенком зрительный контакт. При его заикании не показывайте, что вы расстроены, не отводите глаз.

8. Следите, чтобы ребенок без подсказок привыкал поддерживать правильный речевой режим, но вместе с тем не перегружайте ребенка напоминаниями о том, как нужно говорить.

Известно множество различных методик избавления от заикания. Многие методы дают быстрый, но кратковременный результат, эффекты же от других способов лечения оттягиваются на неопределенный срок. Одним из главных приемов считается замедленная ритмизированная речь и другие изменения привычного стиля речи. В основе других методик – применение мягких форм наказания за заикание и поощрение за плавность речи. Также существуют специальные устройства для людей с проблемой заикания (например, такие, которые отбивают ритм и помогают координировать речь).

Избавлению от заикания могут способствовать методы расслабления, гипноз, дыхательные практики, медицинские препараты. Лечение в детском возрасте даёт более надежные результаты, но в целом заикание считается одной из актуальных проблем, над которой ещё предстоит работать ученым и медикам.

www.ayzdorov.ru

Основные данные

Многие специалисты, занимающиеся изучением этой проблемы, утверждают, что заикание – это только «вершина айсберга». Существует и огромная «подводная часть» — психологические проблемы и нарушения со стороны нервной системы.

Причины заикания

Существует много разных объяснений того, почему возникает заикание. В настоящее время ученые выделяют три группы причин.

Известно, что заикание отчасти обусловлено генами, а предрасположенность к нему может передаваться по наследству. Если один из родителей или близких родственников заикаются, то у родившегося в такой семье ребенка имеется более высокий риск. Кстати, у мужчин заикание встречается примерно в три раза чаще, чем у женщин.

Вторая группа причин заикания – особенности нервной системы. Нарушается нервная регуляция мышц гортани, языка, губ, неба, которые принимают участие в формировании речи. Движения речевой мускулатуры становятся раскоординированными.

Третья большая группа причин – психологические проблемы. Люди, страдающие заиканием, обычно имеют навязчивые страхи, касающиеся общения с другими людьми. Они боятся выступать на публику. Такие люди отличаются такими психологическими особенностями, как робость, повышенная тревожность, впечатлительность, яркое воображение, стеснительность, слабая сила воли. Часто сложно бывает сказать, что из этого является причиной заикания, а что – его следствием.

Существует большое количество видов заикания. Чаще всего человек либо тянет определенные звуки, либо по несколько раз повторяет один и тот же слог. При этом на лице нередко возникают гримасы, нервные тики. Заикание сопровождается сильным волнением, напряженностью. Обычно человек начинает заикаться, когда находится в обществе, на публике, общается с незнакомыми людьми. У школьников из-за этого возникают проблемы во время ответа у доски. Находясь наедине с собой, разговаривая с близкими родственниками и знакомыми, человек обычно не испытывает никаких проблем. В стрессовых ситуациях, например, во время конфликтов, заикание значительно усиливается.

Обычно заикание начинается с 2 – 6 лет, когда ребенок начинает разговаривать. Если ребенок избавился от этой проблемы, то она может возникнуть снова в подростковом возрасте.

Можно ли избавиться от заикания?

Проще всего лечить заикание в детском возрасте, пока нервная система еще не окончательно сформировалась. У многих людей заикание проходит само с возрастом. Те, у кого оно сохраняется, частично приспосабливаются, неосознанно учатся контролировать свою речь во время общения.

Что можете сделать вы?

Важно уметь правильно общаться с человеком, страдающим заиканием. Во время разговора нужно максимально успокоиться и расслабиться – это поможет собеседнику избавиться от напряжения. Произносите слова плавно и медленно. Если собеседник начал заикаться на каком-либо слове – необходимо вести себя спокойно, не менять выражения лица и не отводить взгляда. Сделайте вид, что ничего не произошло. Не нужно подбадривать человека, говорить фразы «расслабься», «успокойся», «попробуй произнести это еще раз» — обычно это не помогает, а только лишний раз акцентирует внимание на проблеме, усугубляет ситуацию.

Начинать лечить заикание нужно с детского возраста. Чем раньше с ребенком начнут заниматься специалисты, тем больше будет эффект.

Что может сделать врач?

На данный момент существует много способов лечения заикания. Но ни один из них не дает 100% гарантии.

Основное мероприятие – занятия с логопедом. Пациента учат говорить более плавно, медленно повторять «проблемные» слова или вовремя заменять их на те, которые произносятся легче. Пациент должен научиться контролировать речь. При постоянных занятиях с возрастом это получается все легче, и через какое-то время заикание может исчезнуть.

С пациентами, страдающими заиканием, должен заниматься психолог или психотерапевт. Необходимо избавить человека от психологических комплексов, научить не бояться общества незнакомых людей. Может проводиться индивидуальная, групповая, семейная психотерапия.

Широко применяется медикаментозное лечение и физиотерапия. Пациентам назначают витамины, успокоительные средства, адаптогены, препараты, улучшающие мозговое кровообращение и функции нервной системы. Используется электрофорез, токи Дарсонваля, санаторно-курортное лечение.

health.mail.ru

Синдром заикания

В России заикание очень распространено. Этим нарушением речи страдает от 1,5 до 2,2% населения. А в той же Америке, например, количество заикающихся гораздо ниже — всего 1%. Чем объясняется такая разница и что такое заикание, рассказывает руководитель Центра патологии речи профессор Виктор Шкловский.

В России заикание очень распространено. Этим нарушением речи страдает от 1,5 до 2,2% населения. А в той же Америке, например, количество заикающихся гораздо ниже — всего 1%. Чем объясняется такая разница и что такое заикание, рассказывает руководитель Центра патологии речи профессор Виктор ШКЛОВСКИЙ.

Что такое заикание

Заикание — это не только прерывистая, сильно затрудненная речь, хотя именно этот факт в первую очередь бросается в глаза. В основе заикания лежит нейромоторный компонент, когда у говорящего человека внезапно начинаются дыхательные, лицевые, голосовые и другие судороги. Волевым усилием остановить их невозможно.

Момент остановки речи предугадать и предупредить нельзя. Сначала фразы произносятся нормально, но вдруг в середине или в начале слова говорящий делает неожиданный вдох, затем еще несколько, причем они как бы накладываются один на другой, не прерываясь выдохами. Через несколько секунд дыхательный сбой проходит: воздух, наконец-то, выдыхается и появляется возможность говорить дальше.

При другом, более продолжительном, виде судороги в процессе речи вдруг сильно сокращаются мышцы и начинает сдавливать грудь. Человек непроизвольно наклоняется вперед и замирает до тех пор, пока состояние не вернется в норму.

Случаются и такие вещи, как внезапная немота: артикуляция работает, а подача голоса прекращается. Происходит это оттого, что неожиданно смыкается голосовая щель и воздушная струя, не имея возможности выйти наружу, начинает давить на гортань. У человека надуваются вены, к лицу приливает кровь. По сути, это кратковременное удушье.

Наиболее распространенной формой заикания остаются артикуляционные судороги, которые охватывают лицо и язык: при произнесении какого-то звука (для каждого он свой) губы словно примагничиваются друг к другу и перестают размыкаться. Бывает и противоположный вариант, когда рот на некоторое время фиксируется в напряженном состоянии.

В действительности разновидностей судорог гораздо больше (без судорог обходятся только 3% больных). Нередко они встречаются в сочетании — дыхательные вместе с лицевыми или с голосовыми и так далее. Это всего лишь схематичное описание. Главное состоит в том, что судороги обладают «убийственной» особенностью: они появляются только при речевом общении, особенно с большой аудиторией. Этот факт является постоянным источником стресса, сопровождающего людей с нарушением речи, и очень часто не позволяет комфортно чувствовать себя в обществе.

Из-за невозможности благополучного общения для многих пациентов становится настоящей мукой звонок по телефону, езда в транспорте, поход в магазин. По той же причине тяжело спросить в незнакомом районе: «Как пройти?» — предпочтительнее часами самостоятельно отыскивать нужную улицу. А каково знакомиться с понравившейся девушкой? Кстати, в пропорциональном соотношении среди заикающихся людей мужчин в три раза больше.

Теперь вернемся в США, где заикающихся в два раза меньше, чем у нас. Цифра эта напрямую зависит от нервно-психического напряжения в обществе. Чем выше степень дружелюбия, тем меньше людей с нарушениями речи. В России она, как известно, невысокая.

Есть и еще одно обстоятельство: в России почему-то не считается зазорным высмеивать с эстрады некоторые человеческие болезни. Можно только догадываться, какие тяжелые переживания испытывают порой заикающиеся люди после выступления юмористов.

Почему люди заикаются?

В народе существует ложное убеждение, что заикание — результат сильного испуга: к примеру, резко крикнули или взорвали за спиной петарду. Есть пациенты, у которых заикание началось во время войны — Великой Отечественной, афганской, чеченской. Но тогда получается, что все, кто испугался разорвавшегося снаряда, должны заикаться. А это не так.

На самом деле у разных заикающихся людей особое строение нервной системы плюс врожденная слабость речевого аппарата. Достаточно одного возбуждающего фактора, чтобы порвалось там, где тонко. Для одних это испуг, для других — радостное потрясение, а третьи и вовсе начинают заикаться без внешних «пусковых» механизмов — потихоньку начинаются запинки, повторы начальных слогов.

Единая, универсальная причина заикания пока не найдена.

Начальные проявления синдрома чаще всего относятся к трех-, четырехлетнему возрасту. Обычно внешне у заикающихся детей нет чувства страха, они спокойно реагируют на обзывания, порой искренне не понимая причин. У них только подсознательный страх речи, который проявляется капризностью, нервной взвинченностью или агрессивностью.

С возрастом приходится сложнее: речевые контакты становятся активнее, появляется необходимость спорить, доказывать, отвечать у доски. А заикание переходит в следующую, более серьезную стадию, и вместо прежних эпизодических запинок уже начинает формироваться судорожный синдром, но пока еще без страха речи.

Первая полоса острейших переживаний по поводу заикания, первые приметы логофобии (непреодолимого страха речи) падают на подростковый возраст. Не каждый находит в себе защитные механизмы против злой реакции одноклассников, а зачастую и учителей: «Молчишь? Не знаешь? Садись, два».

В итоге заикание перерастает в глобальную личностную проблему. Человек изучил свои особенности, научился заменять одни слова другими, ограничиваться уклончивыми ответами и выстраивать целые системы, которые позволяют избегать трудных ситуаций. В целом же наступает желание вовсе исключить себя из речевого процесса. Но это нереально — вокруг мир, состоящий из людей. В основном эта стадия характерна для подростков и взрослых, но в практике есть случаи, когда такая степень заикания встречалась у 11-, 10- и даже 5-летних детей, которые делали все, чтобы прервать речевой контакт с окружающими.

Понятно, что мечта заикающихся людей — стать как все, то есть раскованно поболтать по телефону или с незнакомым попутчиком в поезде. На самом деле эта мечта реальна, если бы не синдром ожидания неудачи, когда при одной только мысли о том, что придется разговаривать, воображение пациента «подсовывает» ему невыигрышные картины, и у него тут же возникает ощущение нехватки воздуха, начинает учащенно стучать сердце, а у некоторых поднимается температура.

Причем бывает и так, что заикание внешне почти не заметно, но для самого человека оно представляется таким ужаснейшим, что он порой переживает больше, чем тот, чье заикание выражено гораздо сильнее.

Чтобы уменьшить ожидание страха, необходимо хотя бы один раз «выступить» успешно. Малейшая речевая удача может стать необычайно целебной, но чтобы ее добиться, надо не бояться речевого общения. Разорвать этот замкнутый круг поможет только специалист.

Лечение

Проблема лечения заикания насчитывает более 2000 лет. Древние, например, полагали, что виной всему неправильное устройство речевых органов, которое есть смысл исправлять хирургическим путем.

В XIX в. врачи по-прежнему рассматривали заикание как исключительно внешнее нарушение и так же, как древние, были сторонниками хирургического решения проблемы. Пациентам подрезали уздечку языка, после чего некоторые из них начинали говорить нормально. «Чудесное» исцеление объясняется весьма просто — сильнейшим шоком, который испытывал пациент: как известно, операции в XIX в. проводились без обезболивания.

Вскоре медицина ушла в сторону от столь зверских методов. Заикание начали лечить гипнозом, иглоукалыванием, лекарствами, снимающими напряжение мышц.

Сегодняшняя медицина знает, что заикание — это не только речевые запинки: здесь и утомляемость, и нарушение сна, и эмоциональная нестабильность, и нетерпеливость, и частые головные боли, и ухудшение внимания, и рассеянность, и депрессии. Заикание — хроническое заболевание, которым занимаются психологи, физиологи, нейрофизиологи, нейролингвисты, педагоги. Иными словами, это междисциплинарная проблема, и лечение должно быть комплексным.

Стоит отметить, что в медицинской среде проблему заикания недооценивают. Соответственно, ее недооценивает и общество. На развитие центров и клиник, занимающихся речевыми патологиями, выделяется очень мало средств. Как следствие, в этой области появляется большое количество шарлатанов, обещающих пациентам полное выздоровление. На деле случается, что после «сеансов лечения» пациенты теряют веру в свое выздоровление.

А выздоровление реально

Но вернемся к комплексному лечению, которое проводится в Центре патологии речи и нейрореабилитации. Оно рассчитано на 2,5-3 месяца и включает в себя несколько этапов. Схематично они выглядят так.

Первый — диагностика. Пациента обследуют невролог, психотерапевт, логопед и нейропсихолог.

Второй — перестройка неправильных речевых навыков и нарушенных отношений личности. За многие годы заикания пациент не имел возможности научиться плавной слитной речи, поэтому около полутора месяцев идет работа с логопедом. Занятия ведутся индивидуально и в группе, что улучшает общий эмоциональный фон.

Вполне понятно, что люди, пришедшие на лечение, за долгие годы накопили в себе неуверенность, в силу необходимости постоянного общения многократно усиленную обществом. Поэтому необходима психотерапия, чтобы человек повысил собственную самооценку и выработал внутри себя стойкую установку на успех.

Второй этап обычно продолжается от одного до полутора месяцев.

Третий этап (один месяц) — закрепление успехов. Пациенты применяют на практике все, чему научились. Собираясь группой, делятся своими достижениями в общении, рассказывают, как удавалось преодолеть возникшие трудности, как на смену боязни приходит уверенность в собственных силах.

Четвертый этап — профилактика рецидивов, курс поддерживающей терапии. Если после систематического курса лечения у бывших пациентов возникают вопросы, они приезжают в центр и обсуждают их со специалистом.

В случае незначительного ухудшения пациентов направляют на повторный курс.

www.aif.ru

Причины возникновения, симптомы и методы лечение заикания

Заикание является очень сложным нарушением речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

Заикание препятствует одной из самой важной части человеческой жизни – общению.

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • последствия перинатального поражения ЦНС;
  • последствия контузии у взрослых;
  • склонность к судорожному реагированию;
  • различные повреждения головного мозга;
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка;
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;

Типы и формы нарушения речи

В МКБ-10 существует несколько классификаций заикания.

По формам различают:

Классификация на основе этиологических факторов возникновения нарушения речи:

Некоторые пациенты не заикаются, у них не нарушена артикуляция речи в привычной домашней обстановке. Но в состоянии психоэмоционального напряжения (незнакомые люди, публичное выступление) им трудно вымолвить слово, причиной являются речевые судороги. У таких пациентов наблюдается логофобия и характерное избегающее поведение. С точки зрения неврологии состояние пациентов расценивается как невроз.

Симптоматика нарушений речи очень разнообразна и зависит от этиологии заболевания, локализации судорожной готовности.

  • Нарушение плавности течения, темпа и мелодики речи. При клонической форме у человека речь как бы прерывается, он может несколько раз подряд повторять отдельные звуки, слоги или целые фразы, иногда происходит неестественное растягивание некоторых звуков.
  • Речевые уловки. Пациент использует в своей речи вспомогательные звуки, их сочетание или слова;
  • Фобии. У людей с заиканием возникают различные фобии, как правило, наиболее распространенной среди них является социофобия и страх перед началом речи;
  • Тики и гримасы. Пациент при волнении производит различные виды насильственных движений. Заикание у людей одновременно сопровождается внутренним напряжением, возникает чувство тревоги и неконтролируемого страха перед собственной речью. В процессе разговора у человека непроизвольно возникают различные гримасы, неестественные движения, возможно возникновение тиков лица, таким образом, он пытается преодолеть заикание;
  • Нарушение физиологии речи. Человек неправильно произносит звуки, неправильно употребляет некоторые слова. Он неправильно строит фразы и не владеет речевыми оборотами.6 Нарушение устной и письменной речи. В процессе письма у больного много повторений одинаковых букв и слогов, разрыва слова. Пациент не владеет навыками правильного построения предложения.
  • Проявления у детей

    Заикание манифестирует в любом возрастном периоде, но наиболее часто у детей от 2 до 5 лет.

    Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность . Нарушение речи у маленьких девочек диагностируется в три раза реже, чем у мальчиков.

    В дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи. В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них склонность к судорожности.

    Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика. Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку. Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи.

    Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет. Вылечить заикание у детей надо еще до школы. Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

    Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

    Особенности психологии заикающихся людей

    В присутствии посторонних людей они испытывают робость и смущение, поэтому стремятся к уединению. Часто испытывают чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Такие люди очень впечатлительны, обладают бурной фантазией, которая в свою очередь усиливает заикание.Так же зачастую заики имеют слабую волю.

    Интересным является, то, что заикающиеся люди владеют различными психологическими приемами и уловками для устранения заикания. Очень часто в присутствии определенных людей или общества у них возникает страх говорить, а иногда наоборот, заикающиеся показывают свою расторможенность, показная разболтанность, резкость.

    Методы коррекции

    Наука, которая занимается проблемами заикания, называется логопедией.

    Прежде чем искать способ, как избавиться от заикания, необходимо выяснить причины, которые привели к нарушению речи. Ребенок должен пройти комплексное обследование, в анамнезе нужно выявить наследственность, психотравмирующие ситуации. После получения результатов обследования логопед составляет индивидуальную программу занятия с ребенком.

    Коррекция нарушений речи у подростков должна начинаться также с обследования, выявления причин и признаков невроза, психосоматики.

    Хотя заикание (по определенной расположенности) и возникает сравнительно легко, оно не всегда также легко поддается лечению. А лечить его нужно обязательно. Ибо вопреки распространенному мнению, дефект этот вполне поддается коррекции, а не редко его удается полностью устранить. Родители с заикающимися детьми должны обращаться только к специалистам, самостоятельно с такой проблемой не справиться. Лечение заикания у детей необходимо начать на раннем этапе развития и обязано должно включать в себя устранение психотравмирующей ситуации, которая явилась причиной нарушения речи.

    Лечение заикающегося должно включать в себя медикаментозные средства и методы, психотерапию, работу с педагогами и логопедами, а также затрагивать вопросы реабилитации больного. Насколько успешным будет лечение, зависит от индивидуальных особенностей больного, а также от его способности принять той или иной метод.

    Основной задачей логопеда является привить заикающемуся ребенку навыки правильной речи.

    Медикаментозная терапия

    Помимо разнообразных психотерапевтических методов в лечении используется четырехэтапная медикаментозная терапия.

    На начальном этапе коррекционной работы производится изменение патологического речевого стереотипа и коррекция психологического состояния больного. У человека в процессе лечения происходит постепенное угасание рефлекса заикания. Для этого назначается длительный медикаментозный сон (в течение нескольких дней), после этого наступает период молчания пациента.

    На втором этапе проводится лечение сопутствующих хронических заболеваний, санация очагов инфекции в сочетании общеукрепляющей терапии.

    На следующем этапе коррекции происходит проговаривание пациентом сложных форм речи в различных ситуациях, в том числе и в психотравмирующих. Врачами могут быть использованы таблетки для снятия тревожности и психоэмоционального напряжения больного.

    На завершающем этапе у больного закрепляются все выработанные навыки плавной речи, продлеваются общеоздоровительные процедуры, в этот период лекарства употреблять нельзя.

    Физиотерапия и ЛФК

    Физиотерапевтическое лечение заикания назначается в зависимости от клинических проявлений заболевания и от локализации судорог в речевом аппарате человека. При патологии центральной нервной системы (гидроцефальный синдром, парезы) показано назначение процедур с йодистым калием. При артикуляционных судорогах больному назначается электрофорез со спазмолитиками. Некоторым пациентам назначаются психостимулирующие препараты.

    Расслабить и успокоить больного помогут: электросон, хвойные, кислородные и углекислые ванны.

    Для лечения заикания у взрослых широко применяется ЛФК и дыхательная гимнастика, массаж. Больной выполняет ряд общеукрепляющих упражнений и направленных на правильное речевое дыхание.

    Музыкальные занятия с пациентами проводятся 1-2 раза в неделю. Музыкальный работник должен научить их постановке правильного речевого дыхания. Под музыку пациенты делают различные ритмичные движения, произносят звуки и слоги.

    Можно ли справиться самостоятельно?

    Некоторые родители, выискивая способ как избавиться от заикания, прибегают к помощи различных народных методов и «бабок-шепталок», которые лечат испуг у детей. Но это может быть еще одной психотравмирующей ситуацией для маленького ребенка, и затягивает традиционное лечение в дальнейшем.

    Коррекция некоторых видов заикания у детей может проводиться в домашних условиях. Родители могут помочь своему ребенку делать речевые упражнения, чаще вместе с ним повторять скороговорки. У взрослых заикание хорошо лечится гипнозом. Ни одна из вышеперечисленных методик не гарантирует вылечить заикание.

    Разработаны и запатентованы несколько авторских методик коррекции речи: «Как избавиться от заикания?», « Как убрать дефекты речи?». Например, методика Арутюнян основана на коррекции дефектов речи с помощью синхронного произношения звуков и движением пальцев рук. В интернете и в книжных магазинах каждый больной заиканием человек может приобрести аудиокниги, которые в домашних условиях помогут ему, как избавится от заикания.

    Тактика родителей

    Самое главное в лечении заикания у детей — это профилактика.

    Родители должны правильно воспитывать своих детей, уделяя внимание не только физическому и умственному развитию, но и правильному формированию речи. Речь ребенка не должна быть торопливой, он не должен «захлебываться», все дефекты речи должны быть исправлены на ранних этапах их формирования. Дети, которые страдают заиканием, нуждаются в особом теплом и внимательном отношении со стороны родителей и учителей.

    Учитывая, что дефекты речи отрицательно сказываются на психике ребенка, он становится очень скромным, нерешительным, замкнутым, но иногда бывают периоды, когда он повышенно возбудим Комплекс неполноценности формируется, как правило, в школьные годы, подростки бывают очень жестоки, обзывают и передразнивают детей с заиканием. При первых признаках нарушения речи у детей необходимо обратиться к логопеду. Желательно не заниматься самолечением и не искать самостоятельно способы как избавиться от заикания.

    odepressii.ru

Это интересно:

  • Что такое анорексия презентация Анорексия Над проектом работала Ученица 9-А класса Комарь Оксана. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемbiology.konstantinovka.org Похожие презентации Презентация 9 класса на тему: "Анорексия Над проектом работала Ученица 9-А класса Комарь Оксана.". Скачать бесплатно и без регистрации. […]
  • Специальная школа для детей с умственной отсталостью Учреждения для детей ОВЗ Сопровождение детей с ОВЗ Центр развития и коррекции речи "Ваш ребёнок" Адрес: ул.Кирова, 24, тел. 8-951-183-6603 Кузбасский региональный РЦППМС Адрес: ул.Шункова, 16 а, тел. 37-56-83, 36-87-64 МАОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Семья" Адрес: ул.Кирова, 82А, тел. (3843) […]
  • Шизофрения рекуррентная история болезни История болезниПараноидная рекуррентная шизофрения. Галлюцинаторно-бредовой синдром Паспортная часть Возраст – 14 лет Адрес Моск. – обл, г.Орехово-Зуево, Дата поступления – 30.10.02 Дата курации – 11.12.02 Беспокоят ощущения, что посторонние как-то странно на нее смотрят, перемигиваются между собой в ее присутствии. […]
  • Лечение заикания в туле Лечение заикания в туле ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ, ЛОГОНЕВРОЗА В ТУЛЕ И ОБЛАСТИ: СТАТИСТИКА И ВОЗМОЖНОСТИ Численность населения Тулы составляет - 485 221 чел. а Тульской области — 1063692 чел. Города Тульской области: Новомосковск 125 647 Донской 63 842 Алексин 58 329 Щёкино 58 088 Узловая 51 922 Ефремов 35 505 Богородицк 31 […]
  • Депрессия и суицидальное поведение А.Б. Смулевич, ДЕПРЕССИИ В ОБЩЕМЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ, 2000 Депрессии и суицидальное поведение Связь депрессии с высоким риском самоубийства общеизвестна. На протяжении XX столетия, по данным обзорных публикаций [Hafner H., 1988; Kaplan H., Sadock В., 1996], частота суицидов при депрессиях остается постоянной — их […]
  • Глиатилин депрессия Форум Нейролептик.ру - консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах идальго 10 Апр 2008 Гилев 11 Апр 2008 Один врач мануальный терапевт очень хвалил действие Глиатилина при внутривенном введении. я пропил его в капсулах в течении 10 дней и никакого эффекта не заметил. В чем оазница? Наверно у Вас нет болезни […]
  • Ранний детский аутизм прогноз Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность […]
  • Пол и возраст шизофрения Еще Е. Kraepelin (1898) отметил, что 24 % больных заболевают в возрасте 10—19 лет, а более половины — до 30 лет (отсюда и данное им заболеванию название — раннее слабоумие). Эпидемиологические исследования обычно определяют заболеваемость не по биологическим периодам, а по возрастным интервалам в 5 или 10 лет. По […]