Невроз у детей 8 лет

Детские неврозы или как не допустить неправильного формирования личности

Детский невроз не может быть диагностирован у совсем маленького ребенка, так как он еще не способен достаточно четко описать свое состояние, страхи и эмоции. При достаточном уровне психо-социального развития возможно говорить о развитии различных видов невроза у ребенка в 2 года, но с большей степенью уверенность – у ребенка 3 лет и старше.

В медицинской трактовке детский невроз – это реакция личности (даже маленькой) на острую или продолжительную, а также внезапную психологическую травму или ситуацию. Проявления невроза определяются возрастом, характером травмирующей психологической ситуации, а также эмоциональным складом маленького человека.

Причины возникновения неврозов у детей

Причины, которые вызывают развитие невротической реакции, а в дальнейшем и невротического состояния, достаточно разнообразны. Среди них наиболее часто выделяют:

  • различные изменения привычного образа жизни (переезд из города в сельскую местность или коттеджный поселок, в другую квартиру);
  • начало посещения детского коллектива (дошкольное учреждение или школа, переход с одной ступени общеобразовательной школы на другую);
  • изменения семейного характера (появление отчима или мачехи в семье, рождение другого ребенка или появление приемного).
  • Возможна также другая ситуация, когда внезапный испуг, чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка непродолжительного характера провоцирует развитие невроза на фоне общего неблагоприятного фона здоровья ребенка. Негативные последствия для малыша могут иметь различные психологические травмы матери в период беременности, гипоксия плода и другие осложнения в родах. Чем младше ребенок, тем большее значение имеют врожденные факторы и состояние матери в период беременности.

    Важнейшее значение имеет психологический климат в семье и принятая модель воспитания. Если родители придерживаются неправильных воспитательных принципов, то возможно развитие невротической реакции и формирование психологически нестабильной личности. Наиболее негативны в этом отношении такие модели воспитания, как:

    1. неприятие (подсознательное нежелание родителей заниматься ребенком, разочарование мальчиком, если ожидали появление девочки);
    2. гиперопека (нежелание приучать малыша к самостоятельности, строить партнерские отношения в коллективе);
    3. авторитарность (требование абсолютного подчинения взрослым, постоянное принятие всех решений вместо него и без учета его мнения);
    4. вседозволенность (полное лишение маленького ребенка контроля и помощи со стороны родителей, отсутствие любых норм и порядка в семье и детском коллективе).


    В конечном итоге решающее значение имеет не один из выше перечисленных факторов, а их комбинация.

    Детский невроз не может развиться у ребенка, который живет в благополучной семье, после внезапного сильного испуга.

    Наличие патологии родов или беременности у матери является неблагоприятным фактором, но решающего значения не имеет, если в семье создан правильный психологический климат и приветствуются современные принципы воспитания.

    При наличии этих предрасполагающих факторов должна проводиться соответствующая профилактика детских неврозов, препятствующая их возникновению.

    Коварством невроза в детском возрасте является его нарастание у развивающейся маленькой личности. Вовремя не распознанная и не леченная невротическая реакция у совсем маленького ребенка перерастает в невротическое состояние у школьника и подростка, в конечном итоге является причиной необратимых изменений психологического склада личности.

    Виды невроза

    В современной психологии принято выделять следующие виды невроза: невроз навязчивых состояний или движений, неврастения, истерия. Виды невроза различны по своим клиническим проявлениям.

  • Для истерии типично выраженное противоречие между окружающими обстоятельствами и желаниями личности, которые значительно превышают возможности окружающей психологической среды.
  • Для неврастении характерна противоположная ситуация: завышенные требования личности к себе на фоне привычной окружающей обстановки, несоразмерные индивидуальным возможностям.

Невроз навязчивых состояний или навязчивых движений возникает в результате внутреннего конфликта, когда маленькая личность сталкивается с противоречием своих личностных правил и требований окружающей действительности.

Клиническая картина

Признаки невроза у детей определяются его видом и возрастом ребенка. Внимательные родители, имеющие постоянный психологический контакт со своим ребенком, могут заметить начальные проявления детского невроза (изменения характера и поведения) и вовремя обратиться к специалисту.

Истерический невроз возникает у единственного ребенка в семье или при большой возрастной разнице у старшего.

Предпосылкой для этого состояния является неправильное отношение к нему взрослых: как к единственному и неповторимому, любые требования которого должны немедленно выполняться.

Попадая в другую обстановку (например, детский коллектив), такой ребенок неожиданно понимает, что окружающие его обстоятельства далеко не всегда подстраиваются под него, и начинает бунтовать.

В любом возрасте истерический припадок возникает всегда в присутствии взрослых, маленькая личность стремится привлечь к себе повышенное внимание. Малыш плачет, кричит, кидается в драку, то есть шумно и бурно выражает свое недовольство окружающей действительностью. У ребенка дошкольного возраста могут возникать внезапные беспричинные приступы удушья (сходны и астматическими).

В более старшем возрасте (например, у ребенка 8 лет) истерия может принимать вид соматического заболевания. Возникают жалобы на боли в области сердца или желудка, постоянного ноющего характера, которые не устраняются медикаментами. У подростков, особенно склонных к театральности, может возникнуть паралич рук и ног или слепота. При этом во время осмотра специалистом отмечается отсутствие неврологической симптоматики: подросток легко двигает руками и ногами, может прыгать на одной ноге, с интересом рассматривает стены врачебного кабинета.

Неврастения

В отличие от истерии характеризуется выраженной слабостью ребенка любого возраста и прогрессирующими депрессивными изменениями.

Например, у ребенка 3 лет, возникает потребность долго спать или отдыхать на фоне привычной физической нагрузки. Малыш теряет интерес к игрушкам, сладостям, развлечениям, перестает радоваться окружающей обстановке. Он не может ответить на вопрос, чего ему хочется. Отмечается нежелание делать и узнавать что-либо новое.

В школьном возрасте более заметны нарастающие проблемы со школьным обучением. Маленькая личность постоянно жалуется на слабость и общий упадок сил, завышенные требования учителей и большой объем домашнего задания. Наблюдается снижение успеваемости даже по любимым и благополучным предметам.
Подросток может жаловаться на боли в сердце и головные боли (без морфологической причины), при этом он убежден в серьезности и неизлечимости своей болезни.

Отличительным признаком неврастении являются разнообразные нарушения сна. Сон неглубокий, с кошмарными сновидениями, нередко возникают трудности с засыпанием или, наоборот, досрочное просыпание и невозможность повторно уснуть.

Невроз навязчивых состояний

Данная разновидность невротических реакций характеризуется возникновением различных страхов или движений, которые не имеют реальных причин.

Например, у ребенка 4 лет наблюдается излишне эмоциональная и необоснованная боязнь (невроз страха) темноты или сильного дождя, насекомых (пауков, тараканов), грызунов, больших собак. При этом малыш избегает любой возможности не только прямого контакта, но и самой возможности развития ситуации. Он может переходить дорогу, если слышит далекий собачий лай; включать свет во всех помещениях, чтобы темноты не было нигде.

У детей более старшего возраста возникают более сложные фобии. Подросток может бояться заразиться инфекционным заболеванием или заболеть раком, опасается острых предметов или замкнутого помещения. При этом подросток сохраняет критичность, то есть понимает негативность этих страхов.

Навязчивые движения удивительно разнообразны и индивидуальны для каждой конкретной личности. Это может быть постоянное почесывание носа или затылка, шмыганье носом или покашливание, потирание рук или бесконечное их мытье.

Отдельной группой принято выделять тики – местные или общие подергивания мышц, сопротивляться которым ребенок хочет, но не может. У дошкольников это часто мигательный тик (оба глаза постоянно моргают). У школьников в процесс подергивания вовлекаются все мышцы лица (подергивание носом, растягивание рта, поднимание бровей). У подростка это могут быть мышечные подергивания почти всех групп мышц.

Хорошо известны многим родителям такие формы невроза как заикание и детский энурез.

О заикании можно говорить только у дошкольников, когда речь должна быть полностью правильно сформирована, сохранять определенный темп и плавность. На фоне любого волнения ребенок пытается преодолеть речевой барьер с помощью мышечного напряжения: топает ногой, щелкает пальцами, жестикулирует.

Отсутствие лечения заикания приводит к еще большим проблемам в школьном возрасте. Ребенок не может отвечать вслух на уроке, стыдиться и страдает от своей проблемы, что еще больше усугубляет заикание. В подростковом возрасте возможен рецидив заикания.

О развитии энуреза можно говорить только в случае взаимосвязи психологической травмы и расстройства мочеиспускания. Повторяющиеся эпизоды ночного недержания мочи (при этом малыш понимает, что это неправильно) иногда бывают единственным проявлением невроза. В школьном возрасте эта проблема самопроизвольно не исчезает. Наоборот, школьник, и тем более подросток, недоволен собой, замыкается в проблеме, ожидает очередного неприятного эпизода, что еще больше ухудшает ситуацию. На этом фоне характер приобретает депрессивные и меланхолические черты.

Диагностика неврозов

Начинать лечение следует с консультации невропатолога для исключения органических заболеваний нервной системы. Врачом будет рекомендован определенный перечень необходимого обследования: доплер сосудов головного мозга, компьютерная томография, электроэнцефалограмма.

Лечением неврозов занимается психотерапевт или психолог (не психиатр). Лечение проводится в амбулаторных условиях, нет необходимости госпитализировать в стационар.

Общие направления лечения неврозов

В психотерапии выделяют следующие направления:

  • изучение психологического климата в семье (групповая и индивидуальная терапия) и его коррекция;
  • ролевые игры с ребенком, в процессе которых он учится преодолевать сложные ситуации;
  • арттерапия и составление психологического портрета по рисункам малыша;
  • аутогенная тренировка (внушение) и гипноз используются преимущественно у подростков.
  • Профилактика

    Не следует рассматривать назначение успокаивающих или тонизирующих препаратов как средство профилактики неврозов у детей. Профилактические мероприятия достаточно просты и всем известны, но далеко не у всех родителей есть силы и терпение их выполнять. Профилактика неврозов включает следующее:

  • правильный режим труда и отдыха, соответствующий возможностям ребенка и его возрасту, обязательно полноценный ночной сон;
  • создание благоприятного психологического климата в семье;
  • воспитание у ребенка таких качеств, как настойчивость, коммуникабельность, лояльность к интересам окружающих.
  • Надеемся, что информация родителям была полезна. Главное, что детские неврозы лечатся и не нужно отчаиваться. Все будет хорошо.

    doktordetok.ru

    Школьные неврозы. Чем можно помочь ребенку?

    Начало учебного года – непростое испытание. Особенно для первоклашек и учеников начальной школы, у которых в это время нередко возникают проблемы со здоровьем, в том числе различные нервные расстройства. Чем можно им помочь?

    На вопросы наших читателей, связанные с этой актуальной для многих темой, отвечает наш эксперт, врач-невролог, кандидат медицинских наук Игорь Воронов.

    Стресс или цистит?

    Как только мой ребёнок пошёл в первый класс, у него началось учащённое мочеиспускание. Сдали анализы мочи, провели ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря – нарушений нет. С чем может быть связана эта проблема?

    Галина, Ленинградская область

    Начало обучения в 1‑м классе – это в определённой степени стрессовая ситуация для ребёнка. У одних детей хорошие адаптивные возможности, стрессоустойчивость, а другие – более мягкие, у них слабая нервная система. На этом фоне у детей нередко возникают различные невротические реакции, в том числе и учащённое мочеиспускание (так называемый нейрогенный мочевой пузырь). При этом в течение дня ребёнок часто ходит в туалет, но в то же время может выдавить из себя лишь несколько капель.

    Что делать. Главное – не муссировать с ребёнком этот вопрос, не заострять на этом его внимание и в то же время не говорить ему: «Потерпи, ты только что ходил в туалет…» Это только усугубит проблему.

    В первую очередь в такой ситуации необходима спокойная атмо­сфера в семье, важно, чтобы ребёнок чувствовал поддержку со стороны родителей. При необходимости можно дать ему лёгкие гомеопатические успокоительные средства или средства на основе трав. Благотворно влияют и повышают стрессоустойчивость препараты, содержащие магний и витамин В6. Невролог может назначить и дополнительные медикаментозные средства, улучшающие кровообращение в мышечной оболочке мочевого пузыря, благодаря чему он сможет удерживать большее количество мочи. Не волнуйтесь, такие явления постепенно проходят в течение 3–4 недель.

    Обратитесь к логопеду!

    Мой сын ходит в третий класс. У него проблемы с письмом, чтением. Он делает ошибки в простых словах. На него жалуется учительница – у мальчика с ней сложились плохие отношения. Из-за этого у сына в последнее время начались истерики, появились головные боли, он отказывается выполнять домашние задания, не хочет идти в школу. Что посоветуете?

    Елена, Великий Новгород

    У вашего сына признаки дисграфии и дислексии (нарушение письма и чтения). При этом на него оказывают давление и учитель, и родители. На этом фоне у него возник невроз.

    Как исправить ситуацию. Как ни странно, надо в первую очередь начать занятия с логопедом. Ведь письмо – это одна из разновидностей речи: когда мы пишем, мы проговариваем текст про себя.

    И ещё вашему ребёнку необходимо больше читать. При этом пусть ваш сын читает то, что ему нравится. Главное, чтобы он читал ежедневно. Если ребёнок в момент чтения неусидчив, перескакивает с одной строки на другую, можно использовать прозрачную линейку или плоское увеличительное стекло, на котором будет оставлена узкая полоска (остальное заклеить изолентой или малярным скотчем). Читая с такими приспособлениями, ребёнок будет чётко видеть ту строку, которую читает, и будет лучше концентрировать внимание. Назначение конкретных успокоительных средств лучше обговорить с неврологом.

    Учебный год только начался, а мой ребёнок уже отказывается идти в школу, у него повышается температура тела, появились боли в животе, а иногда и рвота. Что делать?

    Ольга, Саранск

    Такие невротические проявления характерны для детей 7–8 лет. В стрессовой ситуации у них повышается температура тела – развивается термоневроз. Могут также отмечаться боли в животе и возникать рвота.

    Для начала нужно исключить у вашего ребёнка заболевания желудочно-кишечного тракта, вплоть до отравления. Дальнейшее – компетенция невролога. Важным отличием термоневроза от других заболеваний, характеризующихся повышением температуры тела, является то, что в ночное время у страдающего термоневрозом она не повышается во время сна. Проверьте несколько ночей температуру тела ребёнка во сне, если она не повышается, это похоже на термоневроз. Такие нарушения можно исправить приёмом успокоительных средств и устранением психотравмирующих ситуаций.

    Можно давать ребёнку отвар (или чай) из мяты, корня валерианы, пустырника, мелиссы. Однако если у ребёнка бывает ещё и невротическая рвота, нужно обратиться к неврологу, который выпишет дополнительные необходимые в этом случае лекарственные средства.

    Без назначения врача детям можно принимать:

  • витамины группы В (особенно в сочетании с магнием);
  • успокоительные гомеопатические средства;
  • фитотерапию (мята, корень валерианы, пустырник, мелисса, пассифлора, ромашка). Использование зверобоя как успокоительного средства допустимо с 12-летнего возраста.
  • При назначении успокоительных препаратов нужно помнить, что ребёнок учится, и важно сделать так, чтобы эти средства не снижали концентрации внимания.

    www.aif.ru

    Неврозы у детей

    · Невроз — э то психогенное расстройство, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между личностью и значимыми для неё сторонами действительности, вызывающее тягостные ощущения, психическую и физиологическую дезорганизацию личности.

    · Это болезнь, признаком которой является чрезмерный расход энергии на непродуктивные цели, что приостанавливает развитие личности.

    · Больной неврозом – человек, стоящий у себя на пути.

    Невроз возникает на почве столкновения желаний личности и действительностью, которая удовлетворять эти желания не может.

    Проблема детских неврозов – это проблема формирования человека – невротика.

    В неврозе всегда скользит инфантильная установка. Невроз – это неоконченные дела детства. Многое зависит от врождённого типа реагирования, типа высшей нервной деятельности.

    Невротический процесс – особая форма развития человека, особая форма существования души. Человек не может реализовать свои человеческие потенции, если он не будет искренен сам с собой. Человек в благоприятных условиях развивается в направлении самореализации.

    Из-за множества неблагоприятных условий ребенку не дают реализовать природные способности. Ребёнок, который реализует не самого себя, а кого-то другого, испытывает тревогу, развивается чувство глубокой незащищённости и неопределенное беспокойство. Развивается невротическая тревога. Ребёнок старается тревогу нивелировать. Борьба идёт на неосознаваемом уровне. Развивается неосознаваемая невротическая защита от неосознаваемой невротической тревоги.

    Неосознаваемая неудовлетворённость собой со столь же неосознаваемой аутоагрессивностью.

    Неосознаваемая неудовлетворённость своим социальным статусом со столь же неосознаваемой агрессивностью к этой среде.

    Неосознаваемое стремление к преодолению, принимающее формы невротического реагирования.

    Невроз – способ адаптации невротической личности. Для невротической личности характерна невротическая триада:

    1. Сенситивность – невротик живёт эмоциями, эмоционально лабилен. Часто немотивированные колебания настроения, повышенная эмоциональная неустойчивость, возбудимость, несдержанность, вспыльчивость. Невротик живёт сферой эмоций, эмоции представляют некий хаос, эмоции дикие.

    2. Тревожность по поводу и без повода. Плохо переносит ожидание. На тревоге сенсибилизирован, хочет объективировать тревогу. Тревога изнутри. Мнителен, ипохондрический настрой.

    3. Гиперсоциальность – заострённое чувство долга, трудность компромиссов, неуступчивость, упрямство.

    РАССМОТРИМ ВИДЫ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ

    Неврастения – противоречие между возможностями личности и её завышенными требованиями к себе. Конфликт социального соответствия. Противоречие между требованиями родителей и возможностями ребёнка. Родители в детстве задавали завышенную самооценку.

    Формируется страх «быть не тем»

    Истерия – завышенные притязания в сочетании с полным игнорированием окружающей среды. Противоречие между острой потребностью эмоционального признания и возможностью его удовлетворения родителями. Стремление истерика быть в центре внимания – неосознанное желание быть защищённым.

    Формируется страх «быть никем»

    Невроз страха – противоречие между слабостью собственной защиты и острым инстинктом самосохранения. В отсутствии родителей тревога.

    Формируется страх «быть ничем»

    Обсессивно-фобические неврозы – невроз навязчивостей; ипохондрический невроз; депрессивный невроз и т.д. Обсессивно-навязчивые движения и действия. Конфликт между желаемым и должным. В детстве направляется действие воспитателей на недопущение эмоциональных выражений. Ребёнок должен быть благоразумным во что бы то ни стало.

    Формируется страх «быть не собой»

    В ритуале невротик защищается от страха. Все виды страха включают неосознанную психозащиту, потому, что страх несовместим с функциями личности. Страх превращает личность во фрагменты.

    Психозащита от напряжения, которое порождает ощущение страха, тревоги. «Я» оберегает себя защитными механизмами, которые не позволяют страху захватить «Я».

    1. Вытеснение – удаление из сознания того, что вызывает страх. Забывание неприятных моментов.

    2. Отрицание – попытка не принимать за реальность события, нежелательные для моего «Я».

    3. Рационализация – нахождение приемлемых причин для оправдательного объяснения.

    4. Реактивное образование – поведение, которое активно противопоставляется желанию.

    5. Изоляция – а) отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний (кукла может делать всё то, что запрещено ребенку); б) приписывание собственных желаний и чувств другому человеку.

    6. Регрессия – соскальзывание на предыдущий этап развития (впадение в раннее детство).

    7. Сублимация – неизжитые эмоции трансформируются в приемлемые для общества занятия.

    У детей психозащита имеет следующие варианты:

    · гипертрофия мозговой деятельности

    Невротические реакции переходят в пролонгированное состояние, которое трансформируется в системный невроз.

    Системный невроз – клиническая группа психофизических расстройств одной из основных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и т. д. Эмоциональные расстройства не всегда связаны с соматическими проблемами, развивается моносимптомный или системный невроз.

    ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ (ЭТИОЛОГИЯ)

    Психические травмы шокового или предшокового характера, которые сопровождаются испугом; или длительная психотравмирующая ситуация, которая даёт длительную тревожность. Всё это возникает на органическом фоне (инфекции, резидуально-органическое поражение ц.н.с). Механизм развития (патогенез) такой же, как у общих неврозов. Тревоги, страхи, эмоциональная лабильность. Проблема выбора органа поражения. Дезавтоматизация деятельности (при излишнем контроле функции) срабатывает механизм импритинга (подражания). Виды системного невроза зависят от этапа развития нервной системы.

    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

    1. Соматовегетативный — с рождения до 3 лет.

    В этот период возникает невропатический синдром и его варианты.

    Повышенная возбудимость,расстройство пищеварительной системы, расстройство цикла сна-бодрствования. Окончательно формируется вегетативная регуляция. Вегетативные функции опережают моторный уровень.

    2. Психомотрный – с 3 до 10 лет.

    Проявляется гипердинамический синдром, системные невротические расстройства (тики, заикание, мутизм). В 6-7 лет наиболее интенсивно дифференцируется функция двигательного анализатора, возникают более зрелые связи зрительного анализатора с корой головного мозга. В этот период очень легко может наступить расстройство функций.

    3. Аффективный – с 7 до 12 лет.

    Характерны симптомы страха, повышенная аффктивность, возбудимость, дромомания (тяга к путешествиям, побегу). Может возникнуть страх страха.

    4. Эмоционально-идеаторный с 12 до 16 лет.

    Возникают сверхценные образования, идеи, психогенные патохарактерологические реакции, сверценный ипохондрический синдром, диморфофобический синдром. Причины возникновения кроются в повышенной активности гопоталямуса. Подкорка не бурлит, а кора головного мозга не может адекватно отреагировать.

    Этот уровень опасен в плане определения социальной судьбы. Выключаются те ценности, которые для взрослых «табу».

    Между собой уровни развития соотносятся следующим образом: предыдущий уровень затушёвывается последующим. Если предыдущий уровень доминирует в клинике, то развивается психофизическая задержка развития (инфантилизм).

    Невротические тики составляют 23-25% от всех системных неврозов.

    Тики-разнообразные автоматизированные непроизвольные часто повторяющиеся привычные элементарные движения. Движения более выражены по амплитуде. Гиперкинезы возникают при расширении первоначальной защитной реакции. Часто тики манифестируют в неврозе навязчивых состояний, для этого тики должны происходить по внутреннему убеждению, как защитная функция. Взрослые считают тики гримассами, кривлянием. Тики возникают чаще у мальчиков с холерическим темпераментом с плохой координацией движений. Местное раздражение, вызывающее защитную реакцию, длительная психотравмирующая ситуация, внутреннее напряжение, которое разряжается тиком. Тики могут возникнуть на почве невропатии, резидуальной церебральной недостаточности, невротической основе.

    Локализация тиков непрерывно меняется. У школьников тики могут превращаться в навязчивости. Психологически дети тики воспринимают легко, как привычку, и могут преодолеть их. Часто тики сочетаются с энурезом, заиканием. Возникают тики как непосредственная или отсроченная реакция на психотравмирующую ситуацию: она фиксируется и появляется тенденция к тикам новой локализации, присоединяется общеневротическая симптоматика.

    Вся сложность диагностики заключается в дифференцировании между тиками при невропатии, неврозе и резидуальной органике. Дети с тиками эмоциональные, чувствительные, ранимы, обидчивы, импрессивны (всё внутри). Не раскрывают своих переживаний перед окружающими, не общительны. Имеют повышенное чувство самолюбия, чувство собственного достоинства, обостренное чувство к похвале. Склонны к резким методам, не могут что-либо долго терпеть.

    Лечение подбирают исходя из причины: при резидуальной органике лечение медикаментозное; при неврозе – лучше психотерапия; при невропатии лечение не требуется.

    Заикание бывает в виде запинок, невротическое заикание и неврозоподобное заикание.

    1. Физиологические запинки в период активного формирования фразовой речи в возрасте 2-3 лет не нуждаются в лечении. Если не фиксировать внимание ребенка, то само уйдет примерно через 6 месяцев.

    2. Невротическое заикание (логоневроз) – патология речи непсихотического характера, возникает чаще около 2-3 лет, но может возникнуть и в любом возрасте после испуга, резкой смены обстановки, которую ребенок переживает. Появляется логофобия, ребенок боится собственной речи, явно чувствует себя ущербным, фиксирован на своем страхе, дефекте. Дети склонны к мутизму, замыканию. В лечении используется в основном психотерапетвичекие методы.

    3. Неврозоподобное заикание – логосиндром носит психогенный характер? Возникает в возрасте 2-3 лет без видимых причин. Испуг является пусковым механизмом, обычно возникает на резидуальном фоне, либо у ребёнка с задержкой развития речи. Ребёнок захлёбывается речью, дыхание неравномерное, дети болтливы, к дефекту равнодушны. Моторно-неловкие, дискоординированы, интеллектуально и эмоционально уплощены. Часто неправдоподобное заикание сочетается с тиками, энурезом. Лечение длительное медикаментозное, логопедические занятия, психотерапия. В большинстве случает эффект от лечения слабый.

    Энурез – ночное недержание мочи. Сложный комплекс интимно связанных между собой симптомов, которые — складываются в синдром энуреза.

    · непроизвольное мочеиспускание во сне

    · нарушение процесса сна

    · нарушение двигательной активности днем

    · нарушение эмоционально-волевого поведения

    · неадекватное отношение к своему дефекту

    Энурез-нарушение биоритмов мозга ночью.

    Если у ребёнка четко определен околосуточный ритм сон-бодрствование, то должна наступить физиологическая норма: пробуждение при полном мочевом пузыре. При чрезмерно глубоком сне заблокирован механизм парадоксального сна и ребенок не видит сновидений и вместо них энурез. В момент парадоксального сна человек либо видит сон, либо переворачивается, либо ощущает наполнение мочевого пузыря и просыпается, а если это заблокировано — энурез.

    1. Простая форма – наиболее распространенная, чётко отсутствует связь от количества выпитой жидкости, нет зависимости от эмоционального состояния. Схема такая: энурез-глубокий сон + повышенная подвижность днём, дети обычно обидчивые. Течение энуреза ровное с рождения. В 71% случаев имеется наследственная предрасположенность. Дети свой дефект осознают, относятся к нему или равнодушно или адекватно.

    2. Невротическая форма — единственная форма, при которой характерно аффективное отношение к дефекту от истероидной рисовки до суицидальной попытки. Возникает обычно в возрасте 3-5-7 лет. Частота энуреза возрастает в период эмоционально значимых для ребёнка ситуациях. Сон беспокойный с обилием сновидений, могут быть тематические сновидения на тему мочеиспускания. Психотравмирующие ситуации являются основной причиной энуреза.

    3. Невропатическая форма — развивается на фоне невропатии. Дети, для которых обычные бытовые раздражители являются запредельными: быстро возбуждаются, быстро устают. Проявляется до 3-5 лет и в возрасте 3-5-7 лет могут самоизлечиться.

    4. Эпилептическая форма — довольно редкая форма. Энурез как ночной пароксизм.

    5. Эндокринопатическая форма — при эндокринной патологии.

    6. Диспластическая форма — редкая форма. Возникает у детей с выраженными диспластическими дефектами, недержание мочи и днём и ночью с рождения, часто не ощущают позыва на мочеиспускание, к дефекту равнодушны.

    Энкопрез — недержание кала в любое время суток. Это всегда регресс развития для получения дополнительного внимания со стороны близких. Возникает в возрасте 7-9 лет, чаще у мальчиков.

    Невротические расстройства сна

    Причина — психотравма и резидуально органическая недостаточность головного мозга. Характеризуется нарушением засыпания, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, снохождением, сноговорением.

    Невротическое расстройство аппетита

    Чаще у детей раннего и дошкольного возраста при различных психотравмирующих моментах: разлука с близкими, противоречивое воспитание, помещение в детское учреждение, реже шоковые и субшоковые травмы. Непосредственным поводом часто является попытка насильно накормить, либо случайное совпадение кормления с неприятными впечатлениями: окрик, испуг с тем, что ребёнок случайно подавился и т. д. Возникает у детей с повышенной вегетативной возбудимостью. Течение обычно до 1 месяца.

    Патологические привычные действия

    — группа специфических для детей и подростков нарушений поведения, в основе которых лежит болезненная фикасация тех или иных произвольных действий, свойственных данному возрасту. Наиболее распространенные: сосание пальца, кусание ногтей; выщипывание волос; мастурбация (онанизм); ритмическое раскачивание головой и туловищем.

    — Причина — психотравмирующие ситуации, неправильное воспитание.

    Лечение психотерапия и медикаментозное синдромальное лечение.

    Профилактикой неврозов является исключение или сведение к минимуму психотравмирующих ситуаций, нормализация внутрисемейных отношений, правильное воспитание.

    Если у вас возникли вопросы по данной теме, или Вам необходима консультация специалиста, Вы можете обратиться в Нижневартовскую психоневрологическую больницу в поликлиническое отделение по адресу г. Нижневартовск, ул. Спортивная, д. 19 . Контактный телефон 8(3466)46-67-37.

    Статью подготовила врач-психиатр детский участковый А.А. Загинайко.

    www.npnd.ru

    Это интересно:

    • Ребенок 8 лет невроз Детские неврозы или как не допустить неправильного формирования личности Детский невроз не может быть диагностирован у совсем маленького ребенка, так как он еще не способен достаточно четко описать свое состояние, страхи и эмоции. При достаточном уровне психо-социального развития возможно говорить о развитии […]
    • Лечение психических расстройств в домашних условиях Лечение дома Народные методы лечения шизофрении Шизофрения, являясь сложным психическим заболеванием, которое имеет мощное воздействие на изменение личности, требует к себе комплексного лечения, основанного на нескольких методиках. Широко практикуется лечение шизофрении в домашних условиях, при этом подразумевается […]
    • Лечение нарушения сна в санатории Лечение расстройств сна Мы спим 8 часов в день, в среднем 25 лет всей нашей жизни! Нарушения дыхания у спящего человека приводят к серьезному ухудшению качества сна. Остановка дыхания во сне, ещё это называется синдромом обструктивного апноэ сна, происходит когда храп внезапно обрывается и возникает пугающая […]
    • Панические атаки и тревожные состояния Страх и фобия Панические атаки Паническое расстройство – весьма распространенное заболевание, появляющееся в молодом, социально активном возрасте. Основным проявлением панического расстройства (ПР) являются повторяющиеся приступы тревоги (панические атаки). Панические атаки (ПА) представляют собой необъяснимые, […]
    • Адаптированная программа доу для детей с умственной отсталостью Как нас найти: Образование Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с лицензией № 1290 на право осуществления образовательной деятельности Серия 48Л01 № 0001442 от 15 июня 2016 года. Уровень образования – дошкольное Форма обучения - очная. Срок освоения образовательных […]
    • Булимия второго типа Булимия - Вызванная рвота. Симптомы. Типы. В данной статье мы опишем общую структуру булимии. Именно структуру, поскольку причина, корень и выход из булимии различный при определенных типах. За практическую работу с лечением Булимии нами были выделены 3 типа булимии: Типичная булимия Анорексичная булимия […]
    • Анорексия как становятся Как стать анорексичкой Дискорфоманическая форма. На этом этапе девушка подозревает, что ее вес несколько ненормальный и она выглядит полной. Свидетельствует о наличии дискорфоманического типа болезни длительное рассматривание отражения в зеркале. Затем следует быстрый перебор диет, девушка их может только […]
    • Лекарства против стрессов Лекарства от стресса для животных. ООО «ВЕТЕРИНАРНАЯ КЛИНИКА ДОКТОРА ТИХАНИНА» ул. Лиственная, 8, Санкт-Петербург, Россия, 195356 Наталья Карпецкая рекомендует в праздничные дни для снятия стресса, нервозов и тревоги у домашних кошек и особенно собак использовать предложенные лекарства… ТАБЛЕТКИ СТОП СТРЕСС Препарат […]