Томатис при аутизме

Mir Z naet.ru

Аутизм является первазивным расстройством развития (ПРР). ПРР — это тяжелые расстройства, развивающиеся в раннем возрасте и характеризующиеся отставанием в развитии социального взаимодействия, познавательных и коммуникативных способностей, а также изменениями в них.

Согласно международной классификации болезней и DSM-IV (Руководство по диагностике и статистическому учету психических заболеваний, IV пересмотр), к симптомам аутизма относятся:
— Раннее (до 3-х лет) развитие расстройств
— Серьезные трудности социального взаимодействия
— Тяжелые нарушения в развитии языковых навыков
— Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение и деятельность; ограниченные, повторяющиеся и стереотипные интересы
— Патологические сенсорные реакции, выражающиеся в повышенной или пониженной чувствительности.

Разумеется, метод Томатиса представляет собой лишь один из многих возможных способов помощи аутичному ребенку, и он ни в коем случае не должен рассматриваться как единственный метод.
Однако, при лечении аутизма данный метод может оказаться очень полезным, поскольку он крайне эффективно помогает аутичному ребенку на нескольких уровнях.

Прежде всего, проделывается значительная работа с материнским голосом: ребенок вновь погружается в звуковую среду материнской утробы. Это нужно для того, чтобы стимулировать в нем желание общаться.
Смысл в том, чтобы пробудить в ребенке ощущение находящихся внутри него первобытных и неразрывных связей посредством передачи материнского голоса при значительном участии костной проводимости.
Интересно наблюдать мощную силу воздействия материнского голоса: слыша его, ребенок зачастую мгновенно успокаивается; создается впечатление, что он помнит этот голос и узнает его.
Проще говоря, цель состоит в том, чтобы установить контакт с ребенком, оказывая на него стимулирующие воздействие посредством крайне специфической работы с костной проводимостью. Эта работа поможет обеспечить более четкое определение схемы тела, поскольку восприятие костной структуры создает ощущение единства всей структуры тела.
Более того, работа с костной проводимостью повысит чувствительность кожных реакций, а, значит, и ощущение тела. Такое усиление реакций кожи, вызовет, в свою очередь, большую восприимчивость ко всем вибрационным явлениям, особенно к звукам в речевом потоке.
При этом, пробуждая кожную, и, как следствие, тактильную чувствительность, мы будет стимулировать и зрительный контакт, поскольку между осязанием и зрением имеется функциональное сходство. Взгляд ребенка станет более исследующим, посредством взгляда он начнет «ощущать» окружающий мир.
Наконец, само лицо ребенка станет более выразительным, он начнет использовать невербальные способы коммуникации и овладевать ими; особенно это касается мимики.
Кроме того, поскольку костная проводимость оказывает благотворное воздействие на ухо, исчезнут или станут реже вспышки гнева, часто наблюдающиеся при повышенной или пониженной слуховой чувствительности.
На вербальном уровне, когда ребенок уже говорит, увеличивается речевая активность, а также улучшаются выразительные характеристики языка, так как более правильно используются интонационные контуры.
Наконец, такой многосенсорный метод будет крайне эффективным, поскольку слуховая стимуляция значительно увеличивает энергетические ресурсы, и, таким образом, смягчает повышенную тревожность, характерную для аутичных детей.
Подобное многосенсорное воздействие очень важно, потому что оно помогает ребенку выстроить правильное представление о собственном теле, а также отношения между телом и окружающей средой.

Синдром Аспергера, как и любая другая форма аутизма, относится к первазивным расстройствам развития (ПРР).

Однако, в отличие от аутичного ребенка, у ребенка с этим синдромом не нарушены навыки овладения языком. Более того, в первые три года жизни у ребенка не наблюдается задержки умственного развития. Интеллект ребенка в пределах нормы, часто он сочетается с хорошими навыками запоминания.
Не наблюдается паталогических сенсорных реакций, будь то повышенная или пониженная чувствительность.

С другой стороны, как и при аутизме, присутствуют трудности социального взаимодействия, сопровождающиеся повторяющимся и стереотипным поведением, а также ограниченный репертуар интересов и деятельности.

При синдроме Аспергера не наблюдается значительной задержки языкового развития, поэтому данное расстройство идентифицируют довольно поздно, когда ребенок начинает посещать детский сад — именно тогда могут проявиться трудности в социальных взаимоотношениях.

Здесь, как и в случае аутизма, важно помнить: метод Томатиса можно рассматривать лишь как одно из возможных терапевтических средств, и он должен применятся совместно с другими методами.

mirznaet.ru

ТОМАТИС-ТАГАНРОГ

Центр нейрокоррекции поведения и речи

ТОМАТИС и аутизм

Метод «Томатис» ранее разрабатывался в принципе для здоровых людей, имеющих небольшие проблемы с запоминанием, деперессиями и прочим, но будучи однажды применена к «людям дождя» дал настолько оглушающий успех, что потом все наработки были нацелены на сегмент людей с коррекционными нарушениями.

Аутизм (от греч. autos — сам) — отстранение от окружающей действительности, погружение в мир собственных переживаний, ориентация на самого себя. Это дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов. Это также расстройство сенсорной интеграции и коммуникации.

Метод «Томатис» — не является панацеей для аутизма. Тем не менее, слуховая терапия может значительно облегчить жизнь многих аутистов, ослабляя симптомы заболевания. Чаще всего «Томатис» используется наряду с другими терапиями. Стимулируя слуховую систему, а через нее и мозг, метод «Томатис» способен уменьшить аутичные симптомы.

Однако каждый аутичный человек индивидуален и может давать различные реакции на программу. В некоторых случаях мы можем наблюдать первые результаты в течение нескольких недель, иногда это может происходить намного дольше. Также, прогресс никогда не идет по прямой линии. Случаются как удачные, так и неудачные дни. Но мы всегда движемся вперед, особенно когда Вы оцените результат через несколько месяцев.

В большинстве случаев «Томатис» демонстрирует улучшения в следующем:

  • Уменьшается гиперчувствительность к звукам:
    • лучше переносится различного рода шум;
    • начинается большее взаимодействие с тем, что происходит вокруг, т.к. уменьшается уязвимость от окружающих звуков;
    • и, как результат, уменьшаются гневные реакции и повторяющееся поведение;
    • больше обращается внимание вокруг себя.
    • Уменьшается боязнь тактильного контакта:
      • уменьшается боязнь тактильного контакта, и возникает желание взаимодействовать с другими. Это больше социализирует;
      • дети становятся более любящими, нежными. Ребенок может подойти и сесть к Вам на колени, ожидая объятий.
      • Происходят изменения с речью:
        • у аутистов с отсутствием речи, изменяется рецептивная речь. Они могут начать вокализировать, издавать звуки или лепетать, экспериментируя с голосом;
        • у детей с более развитыми речевыми навыками, может улучшиться экспрессивная речь. Появляются более длинные предложения, и подбираются более подходящие слова для описания. Возможное использование личных местоимений, таких, как «Я» или «ТЫ» вместо обращения к себе в третьем лице. Лучшее владение языком ведет к желанию коммуницировать.
        • Происходят изменения со вкусом, улучшается восприятие еды:
          • те, кто разборчив в еде, могут начать принимать разнообразную пищу, включая пищу разной структуры.
          • Изменяется представление о самом себе:
            • как только появляется взаимодействие со своим голосом, сразу улучшается собственное представление. Они осознают, что у них есть голос!
            • Улучшаются социальные навыки:
              • появляется больший зрительный контакт;
              • лучшее следование инструкциям;
              • самостоятельная инициация контакта и коммуникации.
              • Менее агрессивное поведение:
                • снижение агрессии по отношению к окружающим и к самим себе;
                • снижение повторяющегося поведения.
                • Улучшается визуальный контакт:
                  • «взгляд в глаза» и осмысливание того, что Вы говорите;
                  • появление большего внимания тому, что видит ребенок.
                  • Снижение гиперчувствительности

                    Когда стоит проблема гиперчувствительности к звукам, то она корректируется в первую очередь. Когда мы справляемся с этой проблемой, тогда мы можем помочь начать слушать лучше. Это также улучшает сенсорную интеграцию. Оба этих элемента, навыки слушания и сенсорная интеграция, являются строительным материалом для развития их коммуникативных навыков. Аутисты часто испытывают невыносимую боль, потому что имеют сложную чувствительность.

                    Как ведут себя аутисты с гиперчувствительностью:

                  • закрывают уши руками — чтобы защитить себя от входящего звука;
                  • наблюдаются вспышки гневных реакций — из-за необходимости иметь дело с постоянно входящими звуками;
                  • частое повторяют одни и те же слова, фразы, предложения — скорее всего, для собственного успокоения или стабилизации.
                  • Итак, почему они настолько чувствительны к звукам? Ответ на данный вопрос лежит в том, как мы слушаем. Наша кожа и наши кости являются хорошими звуковыми проводниками. Все наше тело отвечает звукам. Тем не менее, в отличие от многих людей, многие аутисты слушают предпочтительно всем своим телом. Звуки, полученные телом не проходя фильтрацию, напрямую отправляются в мозг. Это значит, что неуместный фоновый шум не отфильтровывается. Итак, аутисты постоянно находятся под атакой звуков. Когда люди, в первую очередь, слышат ушами, звук фильтруется и уменьшает свою силу. Также отфильтровывается фоновый шум, т.е. они способны настроиться на то, что действительно важно для них. Аутисты с гиперчувствительностью не способны не обращать внимания на фоновый шум и настраиваться на то, что им нужно. Они слишком много слышат своим телом, они слышат слишком много костно-проводящим путем. Проблема заключается в том, что у них отсутствует механизм избирательного отсева сенсорной информации, которая поступает через тело.

                    Т.о. первоочередная задача — десенсибилизация костно-проводящего пути. Уши должны стать главным входом для звуков, а костно-проводящий путь станет вторым входом. Таким образом, звуки будут обрабатываться правильно. Это достигается при помощи системы электронных переключений, через специальные наушники, в которые вставлен вибратор. Через вибратор человек слышит своим скелетом — телом, и в то же время звук идет обычным — воздушным путем, через уши. Через определенное время человек привыкнет к слушанию первоначально через уши. Когда начинают переобучение, звук посылается по костно-проводящему пути за несколько миллисекунд до того, как пойдет по воздушному пути. Через определенный срок этот разрыв между подачей звука на скелет и на уши уменьшается, заставляя мозг самому регулировать костное проведение. И через некоторое время слушание будет настроено в первую очередь через уши. Десенсибилизация костного проведения уменьшает гиперчувствительность к звукам.

                    Изменение речи

                    Способность слушать и контролировать себя — это основа речи. Как не парадоксально, это ухо контролирует речь и все ее параметры: громкость, поток, артикуляцию и т.д. Когда мы говорим, мы бессознательно следим за речью через самоконтроль. Это значит, что мы способны концентрироваться на входящих извне звуках, а также на звуках, идущих изнутри (внутренний голос). Aутисты отключают их, не обращают на них внимания, чтобы защитить себя. Но они также отключают то, что идет изнутри, возможно по тем же самым причинам. Они также отключены от внешнего мира, как и от самих себя. Поэтому коммуникация становится очень трудной.

                    Программа «Томатис» помогает аутистам развить способность слушать и контролировать себя, чтобы побудить желание коммуницировать. В данном случае вокальные упражнения — это ключ в достижении этой цели. Детей просят говорить в микрофон. Через обратную связь они сразу принимают собственный голос, поступающий на правое ухо. Голос возвращается не только в уши, но и на скелет, благодаря вибратору, встроенному в наушники. В том случае, когда речь идет о глубоком аутизме, и у ребенка нет речи, мы все равно предлагаем упражнения с микрофоном, стараясь получить его лепет или любые издаваемые им звуки. Вокальные упражнения всегда становятся испытанием для аутистов, особенно вначале. Возможно, до этого момента они не соединяли себя с собственным голосом, т.к. это требует сознания самого себя и собственного тела, что является слабой стороной у аутистов. Костные вибрации являются ключом к восприятию собственного тела, основе собственного развития. Это дает им возможность «чувствовать» свое тело. Аутисты должны научиться, как использовать собственное тело в качестве инструмента, чтобы инициировать речь. Проводимые вокальные упражнения дают им возможность «почувствовать» свое тело, развить способность воспроизвести звук, а это в свою очередь может привести к речи.

                    Ясно, что снижение гиперчувствительности и регулирование сенсорной интеграции позволяют выйти аутистам из своей защитной «раковины» и являются основными этапами на пути соединения аутиста со своей семьей и своим окружением. Несмотря на то, что Программа «Томатис» в первую очередь сосредотачивается на процессе слушания и вокальных упражнениях, но одновременно идет развитие и в других направлениях.

                    Итак, метод «Томатис»не панацея и сам по себе ничего не лечит, но Томатис «пробивает» подсознание и дает возможность специалисту (дефектологу, логопеду, психологу) провести быстрое и качественное лечение нарушений, после чего закрепить результат. На данный момент (по утверждению большинства специалистов) — для аутистов альтернативы ТОМАТИСУ пока нет.

                    Теперь у вас есть возможность лично убедиться в уникальности этой методики в нашем ЦЕНТРЕ НЕЙРОКОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧИ г. Таганрога.

                    Коррекцию по методу Томатис проводит ЗИЗДО НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА, сертифицированный специалист Томатис метода, логопед, детский и семейный психотерапевт.

                    СПРАВКИ И ЗАПИСЬ по тел.: 8 908 198 62 04

                    Добавить комментарий Отменить ответ

                    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

                    neurotaganrog.ru

                    Томатис — терапия звуком для развития речи

                    Методика аудио тренировок «Томатис» позиционируется ее адептами как психолого-педагогическая практика, которая улучшает когнитивные, адаптационные, коммуникативные, речевые функции детей и взрослых. Считается, что занятия, проводимые при помощи специальных аппаратов по определенной схеме, могут помочь развитию речи у детей с аутизмом, при заикании. Так ли это на самом деле? В этом контексте интересны отзывы родителей на метод Томатиса.

                    Предыстория методики

                    Томатис терапия названа в честь своего создателя Альфреда Томатиса – французского врача отоларинголога.

                    Так как отец Альфреда был оперном певцом, его клиентами были в основном творческие люди — артисты и певцы, которые страдали нарушениями голоса. В процессе лечения своих клиентов, Альфред всем делал аудиограмму. Позже, он заметил некую закономерность, что у певцов потерявших голос – в определённых частотах были также нарушения слуха.

                    Исходя из этого, он пришел к выводу, который звучит как постулат: «Голос может воспроизвести только то, что слышит ухо»

                    Далее у знаменитого отоларинголога появилась заинтересованность в том, чтобы помочь человеку с развитием слуха. Его интересовал не физический слух, а сама способность использовать этот слух – слуховое внимание, слуховая фокусировка. Так Альфред Томатис и разработал аппарат – «электронное ухо».

                    Томатис терапия. Что это такое?

                    Чтобы понять, что такое эффект Томатиса нужно понимать, что ухо – это не только орган слуха, но еще и орган вестибуляции (равновесия). При этом есть довольно много разных исследований и наблюдений, что вестибулярная система опосредовано, связанна с речью. Например: маленькие дети перед запуском речи, примерно за месяц до ее появления начинают крутиться вокруг своей оси, они, таким образом, стимулируют вестибулярную систему до речевого прорыва.

                    Ухо состоит из трех частей:

                    В средней части находятся микроскопические косточки, которые передают звук, эти косточки связывают мышцы. Таким образом, при передаче звука через наушники происходит тренировка этих микроскопических мышц.

                    Когда Альфред Томатис стал опробовать свой аппарат, он увидел очень странный эффект, который особенно наблюдался у детей – они становились более эмоциональными. Изначально этот эффект Томатис не пытался вызвать, т.к. у него были другие задачи, но в дальнейшем именно этот эффект влияния на эмоциональную систему стал одним из ключевых эффектов для стимуляции речи.

                    Электронное ухо – это аппарат, при котором полный спектр звука подается с задержками одновременно на воздушную и костную проводимость.

                    У детей с РАС костная проводимость развита лучше, чем воздушная.Сначала сигнал подается на костную и с некоторыми долями секунд задержек дублируется на воздушную проводимость. Таким образом, происходит «игра» между костной и воздушной проводимостью.

                    Кроме этого, звук подается с фильтрацией частот (низкие, средние и высокие). Считается, что низкие частоты коррелируют с моторным развитием (телесным), средние – с речевым развитием и высокие частоты связаны с эмоциями человека.

                    В качестве звуков при «Томатисе» в 80% используется музыка, зачастую Моцарт, вальсы и григорианский хорал, также записанный голос матери, голос педагога и голос самого ребенка.

                    Музыка Моцарта используется из-за того, что в ней очень широкий спектр частот. Голос матери используется из-за того, что ребенок, еще, будучи в утробе слышал этот голос. Таким образом, при прослушивании голоса матери во время «Томатиса», ребенок возвращается в тот сенсорный опыт, который он получал внутриутробно.

                    Таким образом, с помощью терапии звуком решаются такие задачи:

                  • Развитие слухового внимания;
                  • Звук становится более комфортным;
                  • Тренировка вестибулярного аппарата.
                  • Основные принципы терапии звуком:

                  • Человек может воспроизводить только то, что он слышит и только так, как именно он слышит;
                  • Когда меняется слух, то меняется и голос;
                  • На процесс слушания можно влиять, если менять частоту звука.
                  • Отрицательные моменты методики Томатис

                    Отрицательные моменты методики:

                  • Риск перестимуляции – накопление нежелательных моментов (перевозбуждения);
                  • Появление нежелательного поведения, которое встречается и у нормотипичных детей: страхи, упрямство, эмоциональность и т.д.
                  • Не стоит пугаться, ведь такое поведение наоборот может свидетельствовать о признаках в развитии. Например, ребенок, который ничего не боялся, может начать бояться темноты. Это тоже признак развития, который просто не очень удобный для родителей. По этому, не все отрицательные проявления однозначно отрицательные.

                    Как избежать рисков:

                    1. Постоянная обратная связь консультанта с родителями. Очень важно, чтобы консультант «Томатис» постоянно поддерживал связь с родителями, ведь негативная реакция может возникнуть дома и в таком случае, специалист может вовремя изменить программу для ребенка в другую сторону.
                    2. Постоянная обратная связь консультанта с работающими педагогами.
                    3. Индивидуальная программа для каждого ребенка.

                    Все дети разные, по этому, программа должна быть строго индивидуальной для каждого ребенка, если одному можно проводить сеанс «Томатиса» каждый день, то другому через день или два.

                    Отзывы специалистов о методе «Томатис»

                    Отзывы специалистов о методе Томатис в основном восторженные, они утверждают следующее:

                  • после занятий значительно возрастают когнитивные способности, память, способности к изучению языков
                  • повышается уровень внимания
                  • снижается уровень расстройств (каких именно не уточняется)
                  • повышается качество речи, способность к чтению и слушанию

                  Данные на сайте «Логомед прогноз» приводятся по Европе, где изучались отзывы родителей о Томатис. В процентах утверждается, что 95% родителей положительно отзываются о методе Томатис в лечении детей.

                  Здесь же приводятся цифры, что:

                • у 83% детей улучшения сохраняются и прогрессируют в течение полугода после окончания занятий
                • у 14% детей улучшения сохраняются частично
                • 3% — полностью утрачивают приобретенные навыки без подкрепляющий занятий
                • Исходя из вышеизложенного — специалисты рекомендуют каждые 6 месяцев проходить поддерживающую Томатис терапию для детей с аутизмом.

                  Следует отметить, что стоимость часа занятий колеблется в пределах 1000 рублей. Рекомендуемый начальный курс терапии – 30 занятий.

                  Методика «Томатис» – что говорят родители

                  Отзывы родителей на форумах в сети в основном негативные или осторожные. Явные положительные изменения у детей отмечают немногие, но такие родители есть.

                  u-mama.ru

                  Томатис в УГМК – отзывы на форуме говорят о том, что занятия по этой методике назначают практически всем детям, которые проходят лечение у невролога. Родители отмечают высокую стоимость курса лечения. Говорят о том, что назначения часто проходят без качественного предварительного обследования. В частности, Томатис не показан при эпилептической активности, а здесь на это не слишком заостряют внимание.

                  Родители обсуждают эффективность аналогового аппарата (оборудование Besson) и цифрового (Solisten), которые используются в сеансах аудио-коррекции. Негативные отзывы Томатис относятся к цифровому аппарату. Родители утверждают, что цифровой сигнал не действует на среднее ухо должным образом, поэтому лечебный эффект отсутствует.

                  В целом на данном форуме Томатис терапия по отзывам родителей эффективна:

                  • при задержке речевого развития
                  • при небольшой умственной отсталости, которая диагностируется как задержка психо-речевого развития
                  • Многие родители не могут точно отнести положительные сдвиги в развитии детей к действию аудио-коррекции Томатис, поскольку с детьми параллельно ведутся другие развивающие занятия. Томатис для школьников – отзывы говорят об эффективности использования для улучшения памяти и умения концентрировать внимание на изучаемом предмете.

                    Как действует Томатис при заикании, отзывы не позволяют объективно оценить. Родители отмечают положительные изменения, но не могут точно отнести их к применению данной методики.

                    medkrug.ru

                    Томатис при аутизме отзывы на форуме данного сайта от пользователя Ladushki. Она пишет, что прошли с дочерью курс аудио-коррекции Томатис терапии, их отзывы, как родителей положительные. Ребенок разговаривать не стал, но начал лучше понимать речь и реагировать на короткие просьбы что-то дать, принести, подойти. Однако мама отмечает, что параллельно были занятия с логопедом и психологом.

                    otzovik.com

                    Пользователь to4ka1, Россия, Смоленск. Здесь подробный отзыв о Томатис для детей с задержкой речевого развития. Мама говорит о том, что методика хорошо работает для детей с небольшими проблемами и практически бесполезна для «тяжелых» аутистов. Использовать советует Томатис в «сотрудничестве» с логопедом и психологом, поскольку считает, что отдельно это не работает. Дополнительная стимуляция слуха помогает улучшить эффект от лечения у специалистов.

                    Отмечает, что чуда ждать не стоит, методика Томатис не лечение, а педагогическое коррекционное занятие. 3 курса обошлись родителям в сто тысяч рублей. Девочка стала хорошо и много говорить.

                    conf.7ya.ru

                    На сайте есть раздел конференция «Другие дети». Здесь развернулась дискуссия по Томатис терапии — отзывы родителей противников и приверженцев не столько самого метода, сколько определенных практикующих его специалистов. В целом много положительных отзывов. Негативные отзывы о Томатис также присутствуют. Однако в их подлинности и искренности заставляет усомниться сама дискуссия – одни хвалят доктора Жанно, другие Светлану.

                    Анализ сообщений позволяет сделать следующие выводы – прежде, чем заключать контракт на проведение занятий изучите документы практикующего специалиста. Неквалифицированное использование аудио аппаратуры может навредить ребенку, поскольку воздействие на слуховой аппарат достаточно мощное.

                    baby.ru

                    Форум, тема: метод Томатиса. Родители обсуждают Томатис при аутизме. Отмечают, что у детей появляются первые слова после прохождения всех 3 курсов. Значимых изменений в стереотипном поведении или социальных навыков нет.

                  • аутисту трудно просидеть час в наушниках
                  • некоторым деткам не удается надеть наушники
                  • после сеансов отмечается перевозбуждение, гиперактивность
                  • Исходя из отзывов, «Томатис» эффективен как вспомогательный метод в реабилитации детей с задержкой речевого развития, аутизмом, умственной отсталостью. Нет однозначных свидетельств того, что критика имеет обоснованную почву. Каждому родителю придется самостоятельно решать использовать данную методику в реабилитации ребенка или воздержаться.

                    autizmy-net.ru

                    Применение метода «Томатис» в работе с детьми с аутизмом 1167

                    В жизни человека общение и коммуникация играют чрезвычайно важную роль. Можно ли поставить знак равенства между общением и коммуникацией? За обще­нием в основном закрепляются характеристики меж­личностного взаимодействия. Коммуникация — это со­циально обусловленный процесс передачи и восприятия информации, как в межличностном так и в массовом об­щении по разным каналам при помощи различных вер­бальных и невербальных коммуникативных средств. Передача любой информации возможна лишь посредст­вом знаков, точнее, знаковых систем. Различают вер­бальную и невербальную коммуникации, использую­щие различные знаковые системы. Соответственно воз­никает и многообразие видов коммуникативного про­цесса. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный зву­ковой язык, т. е. систему фонетических знаков. Речь яв­ляется самым универсальным средством коммуника­ции, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

                    Детский аутизм — достаточно распространенное явление. Но, к сожалению, это особое нарушение пси­хического развития. В широком смысле под аутизмом обычно понимается явная необщительность, стремле­ние уйти от контактов, жить в своем собственном ми­ре. Все дети, кому был поставлен диагноз аутизм, име­ют сложные симптомы во всех областях социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений. Сре­ди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи, которые от­ражают основную специфику аутизма, а именно, не-сформированность коммуникативного поведения. По­этому у детей с аутизмом, прежде всего, нарушено раз­витие коммуникативной функции речи и коммуника­тивного поведения в целом. Независимо от срока по­явления речи и уровня ее развития ребенок не исполь­зует речь как средство общения.

                    Существуют различные методы, помогающие раз­вивать коммуникативные навыки, олин из которых — «Томатис».

                    Эта система разработана в пятидесятых годах фран­цузским врачом-отоларингологом А. Томатисом, (1920—2001) и определяется как педагогика слушания. Альфред Томатис экспериментально подтвердил тот факт, что хорошая организация слухового процесса мо­жет благотворно влиять на наше развитие. Результат его исследований был представлен в 1957 году в Па­рижской медицинской академии наук под названием «эффект Томатис». Гипотезы, выдвинутые А. Томати-сом, в основе которых лежит взаимосвязь между слу­хом и голосом, являются результатом его медицинской практики. Проведенные Томатисом исследования по изучению языковой функции позволили выявить мето­ды структурирования пути по осуществлению контро­ля голоса и речи за счет функции слушания. Эта мето­дика, вписанная в рамки гуманитарных наук, затрагива­ет процесс интеграции языка начиная с взаимосвязей, существующих между слухом и фонацией. Фонация за­висит от слухового анализатора, связанного с психиче­скими реакциями. Томатис разделяет слышание и слу­шание как пассивный и активный процессы.

                    Слушание можно определить как способность нервной системы использовать звуковой сигнал в це­лях обучения и коммуникации, вовлекая в данный процесс тело и эмоции. Это способность использовать свой слух в сознательной и внимательной манере. Ни в коем случае эта функция не должна приравниваться к пассивному звуковому восприятию, которое напря­мую зависит от хорошего функционирования слухо­вой системы. Можно иметь прекрасный слух, но при этом быть плохим слушателем: слышать не значит слушать!

                    Как проходит воздействие на процесс слушания, на что мы воздействуем и почему?

                    Применение в педагогическом или терапевтичес­ком плане метода «Томатис» возможно только с при­менением технического средства, названного «элек­тронным ухом». Принцип функционирования элек­тронного уха заключается в тренировке мышц средне­го уха. Они делают возможным передачу точной и гар­моничной звуковой информации во внутреннее ухо, а затем в мозг. Через специальные наушники, в которые встроен вибратор, ухо будет получать звуковые стиму­ляции, проводимые «электронным ухом», — аппара­том разработанным А. Томатисом. Различные параме­тры: электронные переключения, частотные фильтры, латеральность, запрограммированные с помощью это­го сложного аппарата, проводят настоящие гимнасти­ческие упражнения мышц среднего уха, изменяя эво­люцию процесса слушания. В качестве музыкальной поддержки используется музыка, проработанная в ла­боратории «Томатис».

                    Этот метод затрагивает различные области, основ­ные из которых: процесс слушания, речь и поведение.

                    Метод «Томатис» может значительно облегчить жизнь многих аутистов, ослабляя симптомы. Стиму­лируя слуховую систему, а через нее и мозг, метод «Томатис» способен уменьшить аутичные симптомы.

                    Двадцать детей с аутизмом в возрасте от 4 до 17 лет, из них пятнадцать мальчиков и пять девочек, посещали аудиовокальные занятия в центре «Тома-тис» в 2009—2010 годах в Москве для смягчения тяже­сти состояния болезни. Все они закончили основную предложенную им программу по индивидуальному плану, но родители шестерых детей проявили желание продолжать поддерживающие курсы.

                    80 % обследуемых детей показали позитивные из­менения в поведении уже после двадцати часов про­слушивания, четыре — после тридцати шести часов. У детей с агрессивным поведением снизилось как про­явление агрессии по отношению к себе и окружаю­щим, так и повторяющееся поведение, раздражитель­ность, неуверенность в себе, стало легче реагирование на изменения окружающей обстановки.

                    У девяти детей, имеющих нарушения сна, норма­лизовался сон. Три ребенка перестали испытывать на­вязчивые страхи.

                    Улучшилось состояние психоэмоциональной сфе­ры. У 85 % обследуемых детей появилась способность в разной степени распознавать эмоции, сопереживать и правильно выражать свои эмоции.

                    У всех детей с разной степенью тяжести улучши­лось слуховое восприятие, звуковой анализ, скорость интеграции информации, было отмечено увеличение концентрации внимания, снизилось время на освоение того или иного навыка, увеличилось полезное время проведения занятий. Восемь детей с гиперчувстви­тельностью к звукам перестали испытывать диском­форт и закрывать уши.

                    У семи детей, ранее отвергающих тактильный кон­такт, возникло желание взаимодействовать с другими. Они стали проявлять больше нежности и любви, по­явилось желание объятий.

                    У одиннадцати детей, имеющих проблемы с воспри­ятием пищи, расширился вкусовой диапазон, улучши­лось восприятие еды, добавились новые продукты.

                    У всех детей из обследуемой группы отметились положительные изменения в социальных навыках. Они начали инициировать визуальный контакт, более точно выполнять инструкции, не сопровождающиеся указанием, меньше использовать для инициации кон­такта неречевые звуки (частое дыхание, пощелкива­ние языком и т. п.), стали обращать внимание на дру­гих детей и с удовольствием наблюдать за их действи­ями, появилось желание контактировать.

                    Улучшилось представление о самом себе. Семь де­тей с отсутствием речи начали больше вокализиро­вать, у них появились новые звуки, интонации.

                    У остальных 13 детей группы с разными речевыми навыками улучшилась грамматическая структура предложений, расширился словарный запас, появи­лись вопросительные интонации, они стали чаще ис­пользовать личное местоимение я. У них изменилось качество голоса, ушла монотонность. Улучшилась ре­чевая память, стали легче запоминаться стихи.

                    У 90 % детей отметились улучшения моторных на­выков. У пяти из одиннадцати детей улучшилась мел­кая моторика, у семи — координация, владение телом, осанка у десяти — пространственные ощущения. У всех обследуемых улучшилось чувство ритма.

                    Другое проведенное исследование моих коллег в Америке выявило значительные улучшения в состоя­нии у 100 детей с диагнозом аутизм, в возрасте от 3 лет до 21 года, которые получали базовый курс 60 часов прослушивания. Все 100 детей продемонстрировали положительные изменения и применимость метода «Томатис» при аутизме. Родителям детей была пред­ложена анкета для оценки состояния ребенка до и по­сле проведения курса по 102 пунктам в 12 областях. Изменение было отмечено в каждой области: 87 % — в личном развитии, 85 % — в слуховом восприятии и ре­чи, 81 % — в обучении, 80 % — в увеличении концент­рации внимания, 79 % — в поведении, 69 % — в личном росте и самовыражении, 66 % — в развитии моторных навыков, спортивных достижениях, 63 % — в вокаль­ных и музыкальных навыках, у 49 % развилось вообра­жение. По мнению Дорин Дэвис, дети, страдающие ау­тизмом, нуждаются в количестве сессий больше, чем 60 прослушанных часов. Так что изменения после про­ведения курса являются лишь началом изменений для данной группы детей. Им были предложены дополни­тельные сессии программы «Томатис».

                    Приведем данные наблюдений в ЮАР. Шестеро мальчиков в возрасте от 4 до 11 лет с тяжелой формой аутизма занимались по методу «Томатис» с целью кор­рекции поведенческих расстройств, вызванных болез­нью. К концу курса трое из них продемонстрировали позитивные изменения поведения. Один из детей боль­ше не оценивался как ребенок, страдающий аутизмом, двое продемонстрировали значительное смягчение ау-тичных симптомов, трое оставались в тяжелом состоя­нии. Пять из шести детей показали значительные изме­нения в предречевых областях по оценочной шкале ау­тизма (САRS). У них также увеличились скорость ин­теграции слуховой информации, невербальная комму­никация, эмоциональное состояние и динамизм.

                    psyjournals.ru

  • Это интересно:

    • Стресс и патология порядин Патофизиология - Порядин Г.В. - Курс лекций Год выпуска: 2014 Автор: Порядин Г.В. Качество: Отсканированные страницы Описание: Значение фундаментальной подготовки в общем образовании и становлении врача невозможно переоценить. Это положение особенно усиливается в свете новой концепции подготовки […]
    • Классификатор психических расстройств Классификация психических расстройств Существуют два типа классификаций психических расстройств: национальные классификации и международная, разрабатываемая в рамках ВОЗ и периодически обновляемая. В настоящее время действует Международная классификация психических расстройств и расстройств поведения 10-го пересмотра […]
    • Пограничные состояния с новорожденных УХОД ЗА ЗДОРОВЫМ И БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ. ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ Что представляют собой переходные состояния новорожденных? У новорожденных детей адаптация к внеутробным условиям жизни проявляется рядом изменений, характеризующихся как переходные, физиологические. К ним относятся: физиологическая убыль тела; физиологическая […]
    • Котенёв ио опросник травматического стресса Для многопланового исследования личности нами был использован опросник « Мини-мульт » [7], являющийся сокращенным вариантом Миннесотского многомерного личностного опросника (ММР I ) в адаптации Ф.Б. Березина и М.П. Мирошникова . С помощью теста описывался многосторонний портрет человека, включающий помимо […]
    • История болезни депрессия История болезниНевротическая депрессия Возраст –38лет, 20.04.1954 г.р. Семейное положение - замужем, 2 детей Полученное образование – среднеспециальное, в данный момент не работает. Направлена участковым психиатром Госпитализирована в добровольном порядке Поступила в стационар в четвертый раз. Дата поступления в […]
    • Лечение атипичной депрессии Атипичная депрессия: симптомы, лечение, диагностика Существует множество видов депрессивных расстройств, один из них «не как все» — это атипичная депрессия. Обычные типы депрессий состоят из трех частей: 1) падение настроения и невозможность испытывать эмоцию радости; 2) негативизм, пессимизм, общее негативное […]
    • Логопед дома заикание Лечение заикания у детей Лечение заикания у детей в речевом центре «Логопед плюс» В нашем центре мы начинаем работать с заикающимися малышами с 3 лет. Помните! Чем меньше стаж заикания у ребенка, тем легче можно справиться с заиканием. При малейшем подозрении на заикание или на возможность его возникновения следует […]
    • Торможение при шизофрении Торможение при шизофрении * Публикуется по изданию: Петрюк П. Т. К изучению клиники простой формы шизофрении // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2011. — № 2. — С. 67–73. Простая форма шизофрении по сравнению с параноидной формой болезни не столь богата яркими отличительными признаками, в связи с чем […]