Закон для детей с умственной отсталостью

Закон для детей с умственной отсталостью

МБОУ СОШ № 7 Предгорного муниципального района Ставропольского края

Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил в качестве принципа государственной политики «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (п. З ст. 2 Закона). В этих же целях Закон установил государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать «гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» (п. 6 ст.5 Закона).

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч.6 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня. С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Примерные адаптивные основные общеобразовательные программы:

Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):

shkoola7.26206s026.edusite.ru

Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № ВК-1748/07 “О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью”

В связи с неоднозначной трактовкой в субъектах Российской Федерации вопроса о государственной аккредитации образовательной деятельности по адаптированной образовательной программе и адаптированной основной общеобразовательной программе, которые реализуются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Минобрнауки России совместно с Рособрнадзором России разработал и направляет разъяснения своей позиции в части государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

Разъяснения
о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и инвалидностью может быть организовано в организациях, осуществляющих образовательную деятельность:

для обучающихся с ОВЗ по адаптированной образовательной программе — образовательной программе, адаптированной для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц в общеобразовательной организации согласно статье 2 Закона, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

для обучающихся с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе в образовательной организации, созданной органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ согласно статье 79 Закона, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

для обучающихся с инвалидностью в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В соответствии со статьей 28 Закона разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации. Согласно части 5 статьи 12 Закона образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно части 1 статьи 92 Закона государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Таким образом, адаптированные образовательные программы разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе основных образовательных программ и реализуются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

В связи с изложенным выше адаптированные образовательные программы являются предметом государственной аккредитации.

Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся. Для детей с умственной отсталостью она не предполагает освоение уровня основного общего образования, установленного федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования.

При этом Закон выделил некоторые особенности при реализации названных образовательных программ.

В частности, часть 3 статьи 55 Закона определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК) в соответствии с Положением о ПМПК, утвержденным приказом Минобрнауки России «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» от 20 сентября 2013 г. № 1082 (зарегистрирован Минюстом России от 23 октября 2013 г., регистрационный № 30242).

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении.

В соответствии с частью 13 статьи 60 Закона лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам» (зарегистрирован Минюстом России от 26 ноября 2013 г., регистрационный № 30465) утвержден образец свидетельства об обучении и порядок его выдачи лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), согласно которому свидетельство выдается выпускникам в связи с завершением ими обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в которых выпускники обучались, не позднее десяти дней после издания распорядительного акта об отчислении выпускников из образовательной организации.

Указанное свидетельство не является документом об образовании, поскольку обучающиеся с умственной отсталостью по адаптированным основным общеобразовательным программам не проходят государственной итоговой аттестации. В то же время свидетельство дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта.

В настоящее время в рамках государственного контракта Минобрнауки России реализуется проект «Разработка федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и механизмов его внедрения» (исполнитель — ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»).

ФГОС является единым для каждой категории обучающихся с ОВЗ и, вместе с тем, предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Концепция ФГОС предполагает разработку четырех вариантов образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии.

При разработке проектов ФГОС для ОВЗ будут предусмотрены требования к:

структуре и объему образовательных программ общего образования, адаптированных для обучающихся с ОВЗ (далее — Программы);

условиям реализации Программ;

результатам освоения Программ обучающимися с ОВЗ для каждого уровня образования; итоговым достижениям обучающихся с ОВЗ к моменту завершения школьного образования.

Для обучающихся с умственной отсталостью предусмотрены варианты ФГОС, согласно которым обучающийся получает образование по адаптированной основной общеобразовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана.

С момента вступления в силу ФГОС для лиц с ОВЗ адаптированные основные общеобразовательные программы будут подлежать аккредитации.

Следует отметить, что согласно части 6 статьи 92 Закона при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

Таким образом, образовательная организация при положительном решении аккредитационного органа получает государственную аккредитацию в отношении всех основных общеобразовательных программ, относящихся к тому или иному уровню общего образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образование).

Обзор документа

Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью вправе получать образование в соответствующих организациях. Последние разрабатывают адаптированные образовательные программы. Основой служат основные. Программы реализуются по федеральным стандартам.

Таким образом, адаптированные программы являются предметом госаккредитации. Они должны формироваться с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся. Для детей с умственной отсталостью не предполагается освоение уровня основного общего образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии.

Лицам с различными формами умственной отсталости, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным программам, выдается свидетельство об обучении. Оно не является документом об образовании, поскольку не проводится государственная итоговая аттестация. Однако свидетельство дает право пройти профподготовку по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта.

Отмечается, что в настоящее время в рамках госконтракта Минобрнауки России реализует проект «Разработка федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и механизмов его внедрения». Исполнителем выступает ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена».

www.garant.ru

Какими нормативными актами устанавливается порядок профессионального обучения лиц с различными формами умственной отсталости?

Согласно частям 2, 3 и 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), каждому гарантируется вне зависимости от каких-либо обстоятельств получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.

В соответствии с частью 13 статьи 60 Закона и приказом Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам» лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости) выдается свидетельство об обучении.

Указанное свидетельство не является документом об образовании, поскольку данная категория обучающихся не усваивает в процессе получения образования уровень общего образования, установленный федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, и не проходит государственной итоговой аттестации. В то же время названное свидетельство дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292.

В соответствии с пунктами 8, 9, 10 статьи 79 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ОВЗ осуществляются профессиональнми образовательными организациями на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. В таких организациях должны быть созданы специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Иной траекторией постшкольного образования для умственно отсталых выпускников может быть продолжение обучения в общеобразовательной организации в классе (группе) с углубленным изучением отдельных учебных предметов трудового профиля в соответствии с пунктом 30 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

В соответствии с частью 6 статьи 68 Закона обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно. В связи с изложенным, лица с умственной отсталостью могут получить аттестат об основном общем образовании и профессиональное образование.

Какими нормативными документами регламентируются вопросы продолжительности отпуска педагогических работников, осуществляющих обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов?

В соответствии со статьей 334 ТК РФ педагогические работники имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам, установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466 (далее – Постановление) «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

Категории педагогических работников перечислены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

Какими нормативными актами устанавливается порядок аттестации педагогических работников?

Приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Приказ № 276) определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, замещающих должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 (далее – Постановление № 678).

В соответствии со статьей 31 Закона к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица, в том числе специализированные дома ребенка, центры реабилитации, детские и подростковые отделения психиатрических больниц.

В связи с изложенным и согласно части 3 статьи 49 Закона, а также пунктам 24, 25 Приказа № 276, аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория сроком на 5 лет. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 48 и части 2 статьи 49 Закона, а также пункту 5 Приказа № 276, педагогические работники обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности 1 раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

О продолжительности рабочего времени на ставку заработной платы педагогических работников.

В соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников в соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации регламентируется Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Приказ № 1601) и устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.

Согласно пункту 1.2 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (далее – Положение), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69, режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 2.2 Положения установлено, что нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

В связи с изложенным продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, регламентируемая Приказом № 1601, подлежит внесению в официальный график работ педагогических работников.

О предоставлении услуг ассистента (помощника) и тьюторском сопровождении обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при создании в них специальных условий для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Одним из таких условий является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

В соответствии с пунктом 32 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» при организации образовательной деятельности и коррекционных занятий для лиц с ОВЗ с учетом особенностей учащихся полагается одна штатная единица тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», регламентирующем деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Также одним из направлений деятельности ПМПК является оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ) содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (далее – ИПР).

Согласно приказа Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности, для решения в том числе задачи в части разработки оптимальных для детей-инвалидов ИПР руководителям МСЭ необходимо осуществлять взаимодействие с ПМПК посредством:

а) направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребенка);

б) приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребенка-инвалида.

Таким образом, рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, – ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.

Какими нормативными актами определяется порядок родительской платы за присмотр и уход за детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях?

В дополнение к письму «О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, (письмо № ДЛ-101/08 от 24 апреля 2013 г.) Минобрнауки России направляет разъяснения в части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата) детей с ограниченными возможностями здоровья.

Категория «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» определена в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Закона № 273-ФЗ).

Таким образом, данная категория обучающихся определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Законе № 273-ФЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 и пунктом 3 части 1 статьи 9 Закона № 273-ФЗ создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования) соответствующих организаций.

Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (часть 2 статьи 65 Закона № 273-ФЗ).

Согласно статье 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан.

При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в особой социальной поддержке.

Минобрнауки России считает целесообразным включить родителей (законных представителей), имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в категорию освобожденных от родительской платы.

Для реализации мер социальной поддержки семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов как учредителям образовательных организаций следует принять правовые акты, освобождающие от родительской платы названную категорию семей.

Об аккредитации образовательной деятельности по адаптированным образовательным программам и адаптированным основным общеобразовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Приказами Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35847) и от 19 декабря 2014 г. № 1599 (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35850) (далее вместе – приказы № 1598 и № 1599) утверждены соответственно федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее вместе – специальные Стандарты), которые представляют собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.

Специальные Стандарты применяются к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. При этом обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения (абзацы второй и третий пункта 2 приказов № 1598 и № 1599).

В связи с этим, до дня вступления в силу специальных Стандартов при подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью, применяются соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, и основного общего образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Названные стандарты направлены на создание условий для эффективного освоения всеми обучающимися основной образовательной программы общего образования. Они допускают увеличение нормативного срока освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися с ОВЗ и детьми – инвалидами, структура основной образовательной программы общего образования для названной категории обучающихся должна содержать раздел «Программа коррекционной работы», предусматривают включение в стандарты и учет специальных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 92 Закона об образовании образовательная деятельность по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами, подлежит государственной аккредитации.

Таким образом, образовательная деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам будет подлежать государственной аккредитации со дня вступления в силу специальных Стандартов, а именно с 1 сентября 2016 года.

Какими нормативными документами определяется предельная наполняемость классов, групп для обучающихся с ОВЗ?

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности – приказы Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (далее – Порядок № 1014) (зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2013 г., рег. № 30038) и от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее – Порядок № 1015) (зарегистрирован в Минюсте России 1 октября 2013 г., рег. № 300670).

Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок № 1008) (зарегистрирован в Минюсте России 27 ноября 2013 г., рег. № 30468) устанавливаются требования к образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Согласно пункту 20 Порядка № 1014, пункту 22 Порядка № 1015 и пункту 20 Порядка № 1008, численность учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов в учебной группе, классе устанавливается до 15 человек.

Согласно СанПин 2.4.1.3049-13, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26, в дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты – для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метра квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) – не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.

Устройство, содержание и организация работы дошкольных образовательных учреждений и (или) групп компенсирующей и комбинированной направленности должны соответствовать требованиям настоящих СанПин.

В соответствии с Пунктом 10.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, в классах компенсирующего обучения, открываемых для обучающихся с задержкой психического развития, количество обучающихся не должно превышать 20 человек.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время Роспотребнадзором разрабатываются «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Названные стандарты являются едиными для каждой категории обучающихся и вместе с тем предусматривают возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей.

В соответствии со статьями 27, 28 Закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, в том числе самостоятельность в формировании своей структуры.

В соответствии со статьей 8 Закона обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных и государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые изданием локального нормативного акта с учетом ранее действующего «Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» в части предельной наполняемости классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня могут установить предельную минимальную и максимальную наполняемость классов, групп для обучающихся с ОВЗ в зависимости от нарушенного развития, которая будет законным основанием для финансирования деятельности названных классов, групп.

Осуществляется ли государственная поддержка прикладных научных исследований и экспериментальных разработок?

Минобрнауки России осуществляет поддержку прикладных научных исследований по разработке и созданию перспективных видов техники и технологий в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы» (далее – Программа).

В рамках реализации Программы предусмотрено проведение открытых конкурсов по различным программным мероприятиям с предоставлением победителям права заключения соглашения на получение субсидий. С информацией о ходе реализации Программы, государственной поддержке проектов, а также со сведениями о конкурсах можно ознакомиться на официальном сайте Минобрнауки России минобрнауки.рф и на сайте fcpir.ru.

Исследования по каким тематикам поддерживаются в рамках программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы»?

Сферой ответственности Программы является поддержка прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе межотраслевого характера, направленных на создание продукции и технологий для модернизации отраслей экономики, выполняемых по гражданским приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899).

Минобрнауки России проводит сбор заявок на формирование тематик по мероприятиям Программы. Предложения принимаются только в электронной форме путем заполнения интерактивных форм через web-интерфейс, расположенный в сети Интернет по адресу: http://tematika.fcpir.ru.

Заявки рассматриваются рабочими (экспертными) группами по приоритетным направлениям и мероприятиям Программы и утверждаются на заседаниях Научно-координационного совета Программы, в состав которого входят ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai

Это интересно:

  • Агрессивный невроз Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза Предисловие Введение Глава 1. Острота невротических конфликтов Глава 2. Базисный конфликт Глава 3. Движение к людям Глава 4. Движение против людей Глава 5. Движение от людей Глава 6. Идеализированный образ Глава 7. Экстернализация Глава 8. […]
  • Егэ и депрессия Егэ и депрессия Здравствуйте. Вобщем не знаю с чего начать,поэтому без вступления. Я неоднократно писал на этот сайт. Где то раз 5 или 6. Причем каждый раз представлялся липовым именем. Но один раз написал и своё настоящее имя. Сергей, Антон, Витя ещё там кто то, это всё писал один человек-я. И каждый […]
  • Причины депрессии в браке Причины депрессии в браке Родненькие, прошу вас, помогите. Мне очень плохо сейчас.Я в депрессии, муж, с которым прожила в счастливом браке 20 лет, оставил меня 4 месяца тому назад . У нас 2 чудесных деток- сыну 19 лет, дочке-11. Я его очень люблю, а как вернуть - не знаю. Он хороший человек и в то, что […]
  • Характеристика дошкольника с умственной отсталостью Презентация к уроку на тему: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ» Презентация "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ". В данной презентации описанны особенности протекания умственной отсталости и задержки психического развития […]
  • Характеристика дошкольника аутизм Характеристика дошкольника аутизм Образецпсихологической характеристики пятилетнего ребенка Артем Л. Возраст – 5 лет 6 мес. Ранний детский аутизм, общее недоразвитие речи II степени. Особенности моторики. Мышечный гипотонус, малоподвижность, двигательная заторможенность, вялость. Уровень общей моторики занижен (не […]
  • Аффирмация при депрессии Аффирмация при депрессии Аудионастрой позволит Вам поверить в себя, спокойно воспринимать изменения, научит управлять своими эмоциями и с радостью смотреть в будущее. Стоимость: 1490 рублей (добавить в заказ) Аффирмации на диске «Свобода от страхов, депрессий и стресса» 1. Моя душа поет от счастья, от радости […]
  • Панические атаки и тревожные состояния Страх и фобия Панические атаки Паническое расстройство – весьма распространенное заболевание, появляющееся в молодом, социально активном возрасте. Основным проявлением панического расстройства (ПР) являются повторяющиеся приступы тревоги (панические атаки). Панические атаки (ПА) представляют собой необъяснимые, […]
  • Что такое анорексия презентация Анорексия Над проектом работала Ученица 9-А класса Комарь Оксана. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемbiology.konstantinovka.org Похожие презентации Презентация 9 класса на тему: "Анорексия Над проектом работала Ученица 9-А класса Комарь Оксана.". Скачать бесплатно и без регистрации. […]