Психопатии виды

Виды и причины возникновения психопатии

В наше время различные масс-медиа и фильмы показывают психопатов как неких безжалостных монстров, маньяков или убийц. Однако, зачастую, психопатия является не столько признаком человека бессовестного, монстра, сколько ответной реакцией психики на среду, в которой с детства рос больной. В качестве затравки можете посмотреть это видео, в нем вам описывается становление психопата из вселенной D.C. Comics — двуликого. Его с детсва бил отец, жизнь отнеслась к нему не самым лучшим образом, что в свою очередь вылилось в обширные психические отклонения.

Наша страна, Россия, к сожалению, находится … не в самых лучших экономических условиях. Тут есть дети, судьба которых гораздо хуже, чем судьба Харви Дента. Многие растут в семьях алкоголиков, без отцов, с пьющими матерями или в детских домах. Такая среда идеальна для выращивания целой армии настоящих отборных ублюдков. Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно.

О психопатии

Психопатия — ярко выраженное антисоциальное личностное расстройство, создающее серьёзные препятствия для адаптации в социуме. Обычно такая аномалия характера является врождённой, но окончательно она закрепляется в подростковом возрасте, после чего уже не меняется на протяжении всей жизни.

Поведение психопатической личности очень вариативно, оно меняется в зависимости от формы расстройства. Любая психопатия развивается тогда, когда биологически врождённая либо приобретённая в раннем детстве недостаточность нервной системы вступает в реакцию с неблагоприятными внешними условиями. Характерологическая особенность личности, у которой диагностирована психопатия, — диссонанс эмоциональной и волевой сфер с интеллектуальной сохранностью. Психопатические особенности такой личности сильно затрудняют её адаптацию в социуме, а при острой психотравме приводят к асоциальному поведению.

Многие психопаты отнюдь не являются безжалостными преступниками. Напротив, они часто могут быть успешными бизнесменами, ответственными руководителями, великолепными специалистами своего дела. Мужчины с психопатией славятся очень высоким интеллектом, они превосходно умеют зарабатывать деньги, отличаются прекрасными манерами, что нередко создаёт иллюзию нормальности. Женщины-психопатки — яркие и артистичные личности, пользующиеся огромным успехом у мужчин.

Проблема психопатов заключается в абсолютном отсутствии у них высших моральных чувств. Психопат не знает, что такое совесть, стыд или сострадание. Он не может испытывать чувство любви, сочувствия, привязанности. Печально, но для психопатов не существует таких понятий, как честность и раскаяние.

Причины психопатии характера

На возникновение психопатии характера влияет взаимодействие врожденной или приобретенной в детском возрасте неполноценной нервной системы с крайне жесткими отрицательными условиями внешней среды. Одним из главных факторов психопатии являются врожденные особенности, а также психогенное воздействие окружающей среды. Другими словами, психопатами становятся люди, склонные к психопатии генетически и растущие чаще в неблагополучных семьях под воздействием определенных факторов: тяжелые психологические ситуации в семье, когда ребенок наблюдает драки, пьянство, насилие. Психическое формирование искажается: если человек подвергается воздействию насилия, грубости, жестокости, то он становится либо слишком подавленным и неуверенным, либо агрессивным и психически возбудимым. В другом случае, слишком благоприятная обстановка, когда ребенку ни в чем не отказывают, постоянно лелеют и восхищаются им может породить истеричную личность, развитый эгоцентризм или самовлюбленность.

В наших реалиях, чаще всего, психопаты получаются из детей, выросших в неполных семьях. И из детей, которые постоянно переживают истерики того или иного характера. Любая истерика — это удар по психике ребенка.

Виды психопатий

Всего различают пять наиболее «заметных» типов психопатических расстройств, это:

  • Психастеническая психопатия. Имеет такие признаки, как высокий уровень тревожности, неуверенность в себе и боязливость, чувствительность к психотравмам, дезадаптация. Жизненные планы и мечтания психопатов оторваны от реальности, они склонны к самокопанию, к интеллектуальной жвачке, а также к навязчивым идеям. Для психастении характерно преобладание 2-ой сигнальной системы, а также слабость подкорки. Это проявляется в слабости ВНД, особенно процесса торможения. В мотивации психопатов преобладают навязчивости;
  • Возбудимая психопатия. Наблюдается очень высокая раздражительность, непроходящее психическое напряжение, яркие взрывные эмоции, неадекватные приступы гнева и ярости. Для возбудимых психопатов обычно характерны: высокие требования к людям, исключительный эгоцентризм, подозрительность и ревность. Они живут в состоянии злобной тоски (дисфории). В общении такие люди проявляют грубость, а гневаясь – крайнюю агрессию. Эти психопаты могут наносить сильнейшие побои, они не остановятся ни перед каким преступлением, спокойно могут убить. Такое поведение аффективно, происходит в состоянии суженного сознания. Иногда взрывчатость или злобность сдвигаются в сторону неудержимых влечений. И тогда мы наблюдаем беспробудное пьянство, склонность к бродяжничеству, регулярные азартные игры, половые извращения или эксцессы;
  • Истерическая психопатия. Истероидные психопаты всегда стремятся к демонстрации значительности и превосходства, признанию. Они любят театральность, внешние эффекты. Обычно они патологически лживы, а их яркие эмоции выражаются очень экспрессивно (безудержные рыдания, театральная жестикуляция, восторженные объятия). Их жизненная стратегия — всеми способами находиться в центре внимания. Психика таких психопатов очень инфантильна. У них преобладает 1-ая сигнальная система, полностью отсутствует критичное мышление; Как пример этой категории из вселенной DC — Харли Квинзель / Харви Дент
  • Паранойяльная психопатия. Такие люди всегда склонны к формированию «сверхценных идей». Они отличаются узостью интересов и мышления, высоким эгоцентризмом, большой подозрительностью, самомнением и ревностью. Их поведение очень конфликтно, поскольку они всё время воюют с придуманными недоброжелателями и врагами; Сюда можно отнести большинство оппозиционных политиков в России(все пропало!), так-же самого Адольфа Гитлера.
  • Шизоидная психопатия. Такие психопаты очень чувствительны и ранимы, но при этом деспотичны и эмоционально ограничены. Заметна выраженная враждебность к любому социальному окружению, проявляется аутичность и педантичность. Помимо этого, шизоиды совершенно неспособны сопереживать. Этот вид психопатии больше свойственен математикам и ученым, им уютнее в книгах, нежели в реальном мире. Причем больной шизоидной психопатией ученый запросто может стать чем-то вроде чекнутого профессора. Один из примеров — доктор Менгеле, нацист, ставивший опыты на людях в Освенциме.

Не стоит забывать, что психопатию можно вылечить, в отличие от других подобных заболеваний. Только вот… зачастую психопатов сажают в тюрьму, которая явно не способствует их исцелению, особенно учитывая наши Российские тюрьмы. Для лечения психопатам нужен покой, только тогда ответная агрессия или замкнутость пройдут их личность станет человечной, доброй и дружелюбной.

psycho-terapeft.ru

73. ВИДЫ ПСИХОПАТИИ

73. ВИДЫ ПСИХОПАТИИ

Возбудимая психопатия. Ведущими клиническими симптомами у личностей с данным диагнозом являются повышенная возбудимость, взрывчатость, злобность, напряженность, раздражительность, злопамятность, эгоистичность, склонность к колебаниям настроения и непредсказуемость. Они всегда недовольны, придирчивы, нетерпимы к чужому мнению. Для них характерен брутальный аффект по ничтожным поводам, нежелание ни с чем считаться.

Истерическая психопатия. Потребность быть в центре событий или обратить на себя внимание, демонстративность, театральность, стремление к оригинальности, психическая незрелость, инфантилизм. Их чувства поверхностны и неглубоки, эмоциональные привязанности нестойки, суждения противоречивы. Довольно часты колебания настроения, быстрая смена симпатий и антипатий. Для них типично сочетание внешней доброжелательности с внутренней эмоциональной холодностью.

Паранойяльная психопатия. Особая склонность к сверхценным образованиям, сочетающаяся с малой пластичностью психики, подозрительностью, повышенной самооценкой, прямолинейностью,тенденцией к лидерству и самоутверждению, обидчивостью и злопамятностью, безаппеляционностью суждений.

Тормозная психопатия. Ведущее место занимают астенические, психастенические и даже шизоидные особенности с преобладанием пассивных (тормозных) реакций на различные психотравмирующие факторы, чувства собственной неполноценности, выраженные колебанием работоспособности. Часто обнаруживается склонность к навязчивым сомнениям, стремление к постоянному самоанализу и самоконтролю, формированию различных фобий и ипохондрий.

У них постоянным является раздражительная слабость в виде вспышек аффекта при любом непосильном для них напряжении, угнетенный фон настроения тревожность, робость, застенчивость, усталость, нерешительность, неуверенность, малодушные страдания слабость влечений и даже аномальная сексуальность (импотенция, гомосексуализм, педофилия и другая патология), соматические расстройства (головные боли, плохой аппетит, нарушение сна, неприятные ощущения в области сердца, печени, желудка), плохая адаптация в коллективе, повышенная конфликтность.

Шизоидные психопатии. Наряду с ранимостью, робостью, застенчивостью, некоторой инертностью в жизненных ситуациях, констатируют такие симптомы, как интравертированность (необщительность, замкнутость, постоянный самоанализ действий и высказываний), склонность к фантазированию, отсутствие чувства юмора, мечтательность, чудаковатость, затруднения в контактах, холодность и сухость, излишняя серьезность и сентиментальность, чопорность и пафос в поведении. Однако их увлечения не оторваны от жизни, но они «нестандартны» и необычны (философско-религиозные и восточные вероучения, телепатия).

Неустойчивые психопатии. Неустойчивость интересов, привязанностей, решений, неспособность к длительной сосредоточенности и однообразной деятельности, необычная внушаемость и легкость попадания под чужое влияние: они легко вовлекаются в азартные игры, в злоупотребление алкоголем, наркотиками и их суррогатами, в сексуальные эксцессы и даже в нестандартные общественные деликты.

psy.wikireading.ru

11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)

Психопатия (от греч. psche – душа, pathia – страдание, болезнь) – это аномалии характера при сохранности интеллекта.

Характер человека выражает наиболее устойчивые особенности главных, существенных свойств его личности.

Развитию психопатий способствуют неблагоприятные условия среды (безнадзорность, «сверхопека», психические травмы), а у подростков имеет значение накопление к этому возрасту дефектов воспитания, в первую очередь – нарушение развития эмоциональной сферы. Например, дети угрюмых, неласковых родителей также могут развиваться с нарушениями в психической деятельности. Поведение таких подростков непредсказуемо, непоследовательно, они ведут себя то неуверенно, то агрессивно (бывают злобными, мелочными и т.д). Дефекты эмоциональной сферы очень существенны для человека потому, что эмоции необходимы для регуляции поведения и деятельности человека.

Психопатии у подростков проявляются наличием патологических черт характера, от которых страдает он сам и общество. Недостаточный учет патологических черт характера в подростковом периоде приводит к конфликтным ситуациям в семье и школе. Закреплению патологических черт характера способствует поддержка окружающими неправильных психопатических реакций ребёнка или подростка, ошибки педагогов в общении с детьми.

Окончательный диагноз психопатии может быть поставлен только после окончания подросткового периода.

Различают следующие типы аномалий характера у детей и подростков:

Эмоционально-лабильный (подвижный); астенический.

Шизоидный (патологический замкнутый).

Конформный (соглашательский) тип подростков встречается довольно часто. Основной чертой его является соглашательство с тем, что предлагает привычное окружение. Такие подростки словно бы не имеют личностного отношения к происходящему. Их суждения строго ограничены рамками общепринятого в их среде. Они во всем держатся «золотой» середины, ничем не выделяются из большинства. Они привыкают к определенному стилю жизни и с трудом принимают все новое. Они очень привязаны к сверстникам, поэтому их ближайшее будущее определяется той группой, в которую они входят. Эти подростки как бы плывут по течению, не раскрывая полностью своих возможностей, не проявляя инициативы, смелости и оригинальности в суждениях и поступках. Окружающие люди воспринимают их как малоинтересных, примитивных.

В целях улучшения таких отклонений характера надо создавать такие педагогические ситуации, в которых подросток был бы вынужден проявить самостоятельность, стойкость своих позиций и принципиальных взглядов. Например, во время дискуссий в классе на какую-либо значимую для подростков тему «конформист» обычно высказывается одним из последних, когда определено мнение большинства, а его надо включить в дискуссию одним из первых или первым.

Гипертимный тип характера проявляется уже в детстве. Обычно это подвижные, крикливые, любящие командовать дети. Они быстро сходятся с незнакомыми детьми и взрослыми. В школьные годы неусидчивы, суетливы, назойливы. Замечания учителя их мало огорчают. Эти подростки находят признание у сверстников, часто являются неофициальными лидерами группы. Лидерство не тяготит их повседневностью выполнения разнообразных мелких обязанностей. Пользуются симпатиями среди сверстниц. Соклассникам импонирует их физическая сила, находчивость, склонность к риску, умение постоять за своих. В определенных ситуациях такие подростки могут быть агрессивными.

Они легко усваивают учебный материал, как бы «схватывая на лету», но учатся неровно из-за отсутствия системы в учебе. Нередко конфликтуют с учителем, создают нетерпимую для него обстановку. Проявляют интерес ко всему новому, болтливы, любят прихвастнуть и повеселиться. Если применять к ним наказания, то это зачастую не только не исправляет положения, но еще больше настраивает их против учителя.

Надо направлять энергию этих подростков в такое русло, где они могли бы сами регулировать свое поведение и учились бы вырабатывать тормозные реакции.

Эмоционально-лабильный тип характера заключается в неустойчивости настроения, которое может меняться по самому мелкому поводу. Преувеличение своих неудач, не реализация планов вызывают уныние, угнетённость. Но такие подростки легко выходят из подобных состояний при утешении и появлении возможности хорошего исхода. Эти подростки весьма болезненны как к порицанию, так и к похвале, что порой ставит в тупик учителя.

Эмоциональная неустойчивость у подростка может сочетаться с астеническими проявлениями. При этом подростки быстро устают при психической и физической нагрузке, они весьма чувствительны к громким звукам, яркому свету, их утомляет масса людей, поэтому они ищут уединения. Они не могут постоять за себя, стеснительны, робки, самооценка их занижена. Они испытывают тревогу при ломке обычного уклада жизни. Психологически такие подростки очень ранимы.

При исправлении такого типа характера нужно создавать такие педагогические ситуации, где подростки могли бы проявить уверенность, смелость (публичные выступления, выполнение заданий, требующих смелости, например, в турпоходе). Своеобразный подход к ним должен быть и при обучении. Если по какому-то предмету они не успевают, то соответствующая помощь должна быть продуманной, и преподнесена в тактичной форме. Малейшие успехи должны быть замечены, поддержаны, закреплены. Полезно даже незначительное завышение оценки, чтобы вселить уверенность в подростка.

Истероидный тип характера выражается многообразно, чаще в проявлениях эгоизма, эгоцентризма, стремлении казаться лучше, чем есть, в поведении, рассчитанном на внешний эффект. Девочки с таким типом характера рано начинают пользоваться косметикой, оригинальничают в поведении, костюме, для того, чтобы привлечь внимание к себе. Если они не могут проявить себя в учебе, спорте и других действиях, то прибегают к различным выдумкам, рассказывая истории, где они вроде бы играли заглавную роль. Эти фантазии нередко производят большое впечатление на окружающих.

У подростков с истероидным типом отмечаются самые разнообразные увлечения. Они стремятся произвести эффект на окружающих, приковать к себе внимание, вызвать зависть. В стрессовых ситуациях эти подростки часто дают срывы – до развития неврозов и психозов. Например, у девочки при появлении первых месячных (это случилось в школе), о которых она не была предупреждена ни матерью, ни учителями, от страха развилось сумеречное состояние сознания. Она стала хохотать, обнажаться, что и послужило поводом для направления её в лечебное учреждение. В некоторых случаях такие подростки склонны в демонстрации попыток самоубийства, однако, серьёзных намерений в этом плане у них, как правило, не бывает.

Исправление истероидного характера нужно начинать как можно раньше, при этом исходить из особенностей личности. Например, привлекать их к участию в художественной самодеятельности, общественных мероприятиях. Чтобы не терять контакт с такими подростками, иногда допустимы некоторые уступки в тактике, но никогда не следует уступать им в принципиальном, чтобы они постоянно чувствовали твердость и непоколебимость воспитателя при решении принципиальных вопросов.

У подростков может быть «неустойчивый» тип характера, что проявляется в следующем. Они не любят учиться, работать и сами открыто об этом говорят. Любят развлечения, азартные игры, склонны заниматься пустой болтовней. Часами они могут сидеть у телевизора или ежедневно посещать кино. Их интересуют фильмы, не требующие интеллектуального напряжения. Они склонны к злоупотреблению спиртными напитками, у них нет планов на будущее, живут текущим днем. В группе сверстников находятся в подручных у вожаков и являются соучастниками отчаянных поступков, правонарушений, которые совершаются часто в состоянии опьянения. Эти подростки склонны к аффективным вспышкам, у них часто отмечается расторможенность влечений (пищевого, полового).

В учебе такие подростки не проявляют усердия, у них большие пробелы в знаниях, внимание у них неустойчивое, отвлекаемость повышена. Школьные задания они выполняют неохотно, поэтому и в школе и дома при выполнении заданий над ними должен осуществляться постоянный контроль.

Более редко встречаются подростки с тревожно-мнительным типом характера. Они обычно учатся хорошо, дисциплинированны и не вызывают беспокойства учителей. Но эти подростки тяжелы для самих себя, их изнуряют постоянные сомнения в правильности своих поступков, в выполнении заданий. Неуверенность в своих силах, возможностях, особенно в физическом отношении, сковывает их и не дает возможности проявить себя во всей полноте. Их тревожит будущее, они видят во всем препятствия и сложности, хотя решают все вопросы логично, правильно. Ответы их на уроках, как правило, логичны, доказательны, исчерпывающи. Они склонны к бесконечным умственным рассуждениям, любят решать всякого рода абстрактные задачи, не любят заниматься физическим трудом. Окружающий мир они воспринимают бледно, упрощенно, во всем ищут причинно-следственные отношения. У них нет яркости и силы эмоционального переживания при восприятии окружающего, хотя вместе с тем они весьма чувствительны и ранимы.

Подростки этого типа характера склонны к аккуратности, что является своего рода защитной реакцией от постоянных сомнений. Возникновение и развитие тревожно-мнительного характера во многом обусловлено неправильным семейным воспитанием, когда взрослые сковывают инициативу ребёнка, проявляя излишнюю опеку.

В подростковом возрасте школьники уже осознают присущую им мнительность, но самостоятельно освободиться от этой черты характера обычно им не удается. Предупреждение развития и исправление этого типа характера должны происходить как можно раньше. Необходимо предоставлять детям больше самостоятельности, вовлекать их в спорт, в занятия изобразительным искусством, различными поделками и т.д.

Довольно редко у подростков встречается тугоподвижный тип характера, когда подростки отличаются медлительностью мыслительных процессов, не сразу переключаются с одной темы на другую, не сразу «схватывают» учебный материал и поэтому могут отставать в учебе. Однако эти подростки отличаются хорошей работоспособностью, аккуратностью, и это дает им возможность успешно учиться.

Они привыкают к определенному укладу жизни, к одной и той же обстановке, к людям, и всякое изменение вызывает у них неудовлетворенность. При профориентации таким подросткам следует рекомендовать те профессии, которые требуют усидчивости, сосредоточенного внимания и стереотипности операций и не рекомендовать профессий, которые требуют быстрых переключений смены в работе.

Патологический (шизоидный) тип. Такие подростки с трудом находят общий контакт со сверстниками и тяжело переживают свою изолированность. Нередко эти школьники проявляют интерес к какой-нибудь одной учебной дисциплине (математике, астрономии и т.д.) и показывают в ней глубокие знания. Они читают серьезные научные труды по интересующему предмету и глубоко увлекаются им. По другим же дисциплинам их знания скромны.

Внешняя безучастность таких детей, упрощенность в поведении и проявлениях эмоций делает их незаметными. В ряде случаев учителя замечают способности и успехи такого подростка в той или иной дисциплине и рекомендуют родителям усиленно развивать эти способности.

Для преодоления изоляции в классе целесообразно создать условия, при которых такой подросток мог бы показать свои глубокие знания по интересующему предмету. Например, поручить сделать сообщение на тему, которая могла бы заинтересовать других учеников класса. Для развития коммуникабельности необходимо включать такого подростка в спортивные занятия, особенно в игровые виды спорта, которые способствуют развитию и общению.

Черты возбудимых психопатов легче всего возникают при безнадзорности. При этом у детей легко возникают вспышки гнева, они не терпят никаких возражений, требуют немедленного исполнения желаний. Встречается при этом склонность к разрушительным действиям, к повышенной драчливости.

Формированию тормозных психопатов больше благоприятствует черствость или даже жестокость окружающих, когда ребёнок не видит ласки, подвергается унижениям и оскорблениям (ребёнок – «золушка»), а также в условиях «гиперопеки». Тормозные психопатии характеризуются робостью, застенчивостью, ранимостью, часто двигательной неловкостью, обидчивостью.

Лечение аномалий характера требует целенаправленных медицинских, педагогических и социально-средовых воздействий. Лечение проводится врачом-психиатром.

Профилактика. Большое профилактическое значение имеет охрана здоровья беременной женщины, охрана здоровья ребёнка и правильное его воспитание.

studfiles.net

Основные виды психопатий и акцентуаций

Как было сказано в начале, мы переходим теперь к задаче описания типов, точнее, к задаче описания их многообразий. По существу – простая идея, предложенная Кречмером: шизофреник – рядом ищи шизоида. [Это] распространяется и на другие заболевания: эпилепсия – эпилептоид. Сейчас терминов должно стать больше.

Но прежде – почему это так? Мы переходим к области малой психиатрии, в такую область, где четких типов может и не быть, поэтому, когда говорят о видах аномалий характера, то не требуется их соотнесения.

Прежде всего нам нужно дать определения психопатиям и акцентуациям.

Определение психопатии дает автор начала века – Ганнушкин. И для него это – аномалия характера (так же как и у Кречмера – промежуточный вариант между нормой и патологией, кто-то будет считать болезнью, и Ганнушкин это допускает), которая охватывает весь психический облик человека (в скобках можно поставить слово – тотальность).

Т.е. для психопатии подчас выделяются одна-две, реже – основных черты, но те черты определяют характер человека.

Это была буква А, теперь – Б – редко изменяется при жизни (и здесь, в скобках можно поставить – врожденность; и Ганнушкин тоже здесь отдает дань Кречмеру, и не только ему – психопатия имеет некоторые врожденные основания).

В (является центральной для психолога) – выражается в социальной дезадаптации. Вот это позволяет считать аномалию характера болезнью. психосоциальной болезнью. Больной психопатией не приспособлен к социальной жизни.

Это – общая характеристика каждого из тех типов, которые перечислим.

Для слова акцентуация надо упомянуть двух людей. Из психологов немецких – Леонгард, а из отечественных – Личко.

Знаете, и, быть может, только одно различие между ними. Леонгард говорит об акцентуациях у взрослых – иначе называет психопатии по Ганнушкину. Психопатии и акцентуации имеют иногда схожие названия и описания.

Личко рассматривает подростка, психические болезни роста (у него акцентуант. подросток и акцентуант – синонимы), некоторые возрастные проблемы психического развития.

Акцентуация – это крайняя степень нормы, связанная с чрезмерной подчеркнутостью определенной черты характера, что приводит к излишней чувствительности в одних социальных ситуациях при относительной устойчивости к другим (ситуациям). Своеобразный временный возрастной перекос психических черт.

Эти черты определяют по Личко слабое звено характера, оно и обнаруживается в одних социальных ситуациях. А в других – устойчив, толерантен.

Что сделаем дальше? Дальнейшее изложение построим так. в чисто учебных целях. Есть проблема – когда материал обширный, его приходится упаковывать оговорками – я попытаюсь представить как бы параллельно психопатию по Ганнушкину и акцентуацию по Личко. Будут и такие случаи, когда психопатия есть, а [соответствующей] акцентуации нет.

Итак, у нас будет всего 10 пунктов, напротив которых будут стоять – психопатии по Ганнушкину и акцентуации по Личко.

При этом шизоида и циклоида по Кречмеру уже рассматривать не будем – они уже описаны и попадают[, в свою очередь,] и в тот, и в другой список.

Почему расширение? И тот, и другой психиатр пытаются выделить не один тип, а целую группу, и с этой группы циклоидов начнется наш рассказ. До перерыва успеем назвать первый пункт. (Пусть останется просто перечень по пунктам, – никаких серьезных закономерностей [мы здесь] не ожидаем, и строить систему, схему – дело не наше.)

1. Ганнушкин: конституционально (телесная, врожденно-те­лес­ная) возбужденные; у Личко можно поставить рядом тип – гипертимный, гипертимный тип акцентуации. (Мы будем переходить в описании от психопатии к акцентуации. )

Почему получил такое название? Входит в группу циклоидов, и это – выделение одного из полюсов циклического психоза – постоянно приподнятое настроение, беспричинное веселье, отсутствие уныния. И к гипертимному типу переходим – повышенная активность.

На этом мы остановимся и сделаем 10-минутный перерыв.

Вот эта центральная черта приведет нас к таким последствиям.

1) Есть здесь стремление к лидерству, чаще – неформальному, причем таким людям удается лидировать в подростковых группах.

2) Размытость интересов и отсюда, если говорить о подростке – слабая успеваемость, не потому, что малоспособен, а потому что не может определиться в к.-л. предметной области.

Ганнушкин: возбужденных надо искать среди зачинателей разного рода афер – [для них] важно начать, но необязательно завершить, закончить. С возбужденными – начатое дело проваливается, однако, в силу аномалий характера, ни в коем случае не сказывается на его повыш[енном] настроении.

Гипертимный тип у подростка может сочетаться с другими типами, и это значит, что Личко имеет в виду именно возрастную черту.

У Ганнушкина находим более точное определение: конституциональное – врожденное, значит, связанное с телесными, врожденными причинами.

2. Естественно ожидать здесь второго полюса. – конституционально-депрессивные – постоянно пониженное настроение и чувство вины. Такова черта данной аномалии характера.

Довольно трудно подобрать четкое соответствие акцентуации. Соответствие будет не очень строгим – сензитивный, чувствительный тип акцентуации. Чрезмерная чувствительность относится здесь ко всякого рода рисковым ситуациям.

Слабое звено характера – необходимость общения в группе. Человек, в данном случае, подросток может совершить необдуманный, вычурный поступок, и затем испытать глубокий стыд, так же как и эмоционально-депрессивные у Ганнушкина.

Чувствительные боятся любых проверок. [Если человек] слабо успевает, [то это] не связано со способностями как таковыми, а с тем, что человек пытается избежать риска, а часто ситуация представляется рискованной субъективно.

Когда мы имеем дело с чрезмерной чувствительностью, то и Ганнушкин, и Личко обращают внимание на то, как компенсируется больной психопатией, или обладающий акцентуацией.

Здесь форма компенсации неожиданна. Это попытка направить, привлечь к себе внимание, вызвать интерес к себе, например, вычурным поступком. Но такие поступки редко удаются, акцентуант срывается на полуслове и обнаруживается его подчеркнутая чувствительность.

3. Номера с первого по третий Ганнушкин выделяет как группу циклоидов. [Но это] не означает, что третий будет золотой серединой.

[Данная группа] называется лабильной, изменяемой. Центральный признак – резкая и необоснованная смена настроений, причем смена именно в эмоциональной сфере. Иногда этот тип внутри номера различают – эмотивно-лабильный.

Поведение таких людей практически полностью определяется внешними обстоятельствами. Лабильны там, где настроение зависит от погоды, времени дня, года, и эта зависимость от внешнего состояния – реактивно-лабильные – лишены собственной активности, активность зависит от внешних обстоятельств.

Такое непостоянство настроений нередко приводит окружающих к поверхностному выводу – может показаться, что [дан­ный человек] не имеет четких эмоциональных привязанностей, его чувства поверхностны.

Ганнушкин и Личко заметят: проблема в том, что он имеет глубокие привязанности, зависит от родных и близких; проблема – не может выразить свое чувство, не может правильно его проявить.

Забегая вперед, в следующую тему. «Эмоциональные явления и процессы у личности,– замечает Леонтьев,– устойчивые чувства, которые могут быть выражены и воспроизведены». Личность управляет, а у природного [индивида] – аффекты, где человек теряет контроль над собой. Там где у людей должно быть чувство (любви к близким), у лабильного – . аффекты, поиск ситуации, внешних условий, где человек может испытать эмоциональные состояния – признак лабильности, признак компенсации..

4 и 5 тоже составляют группу, и на этот раз это будет называться группой астеников. Это не астеники по Кречмеру. Слово то же – слабый, но [это относится] не к телосложению, а к психической организации.

4. Неврастеники – по Ганнушкину, а у Личко, как бы пе­ре­в[о­ра­чи­ва­ет] то же название – астено-невротический тип.

Основная черта: крайняя чувствительность, вплоть до мнительности по отношению к своим телесным состояниям (пе­ре­жи­ва­ни­ям). Именно этих людей,– скажет Ганнушкин,– следует искать среди посетителей поликлиник, и при этом сразу нескольких врачебных кабинетов. Вот что означает мнительность.

Каждый встречал неврастеников среди своих знакомы – очень [за­ин­те­ре­со­ван­но относятся] к сообщению о новом заболевании, первая задача – обнаружить его у себя.

И форма компенсации является достаточно понятной – пациент требует врача – за мое телесное состояние отвечает кто-то другой. Отсюда – необходимость рассказать о своем состоянии, о многообразии своих телесных переживаний – как часто объясняют поведение неврастеника.

Рано или поздно перейдем к каким-то примерам. Жду момента, когда наскучит перечислять просто типы.

Забегая вперед, я скажу – любой крупный классический роман прошлого века – собрание больных психопатией. Возьму как один из основных роман Достоевского «Идиот». [Здесь] есть явный неврастеник – «обыкновенность не совсем обыкновенна» – Ганя Иволгин. Он ориентируется в отношениях с другими именно на свои телесные переживания.

Ряд с четвертым номером возникает пятый.

5. Это тот случай, когда Ганнушкин и Личко используют один и тот же термин – психастеник.

Основная черта – крайняя нерешительность даже в привычных, типовых ситуациях; крайняя нерешительность, трудность в принятии решения. Психастеник и неврастеник – тесно связаны. (Как нерешителен Ганя Иволгин, как изменчив он в своих поступках. ) Его следует искать среди тех людей, которые интересуются всякого рода прогнозами, бытовыми ритуалами, нередко созданными самими этими людьми.

Не помню, приводил ли я этот пример, когда герой, один из проходных персонажей романа Толстого «Воскресение» медленно шел к креслу, и в последний момент совершал еще один шаг, чтобы общее число шагов делилось на два. Гадание, астрологические прогнозы.

6. Номер шесть для нас исключительный. Ганнушкин выделяет такую психопатию, а Личко не находит среди акцентуаций подростков. Паранойя. Основная черта – склонность к созданию сверхценных идей и отсюда – оценка других по отношению к этой идее. Параноик замкнут, жесток, злопамятен,– говорит Ганнушкин.

Параноик внешне чем-то сходит с шизоидом, потому что у того и другого – собственная система. Но здесь она – idea fix. Сходство: и тот, и другой – резонеры, часто любят поговорить о своей собственной идее или системе, но между этими двумя психопатиями есть глубокие различия: резонерство шизоида – богато ассоциациями. ; резонерство параноика – однопланово, подчинено единственной теме, не может быть богато ассоциациями.

Ганнушкин: . только очень любя своих пациентов можно подбирать такие [слова]. Крайний случай паранойи – фанатизм, фанатик.

Не знаю, насколько это легенда. Сталин получил диагноз паранойя от Бехтерева, и Бехтерев через 2 дня ушел из жизни.

Очень четко угаданная писателем Солженицыным. угаданное резонерство этого персонажа. «В круге первом» – . вечное зацикливание [Сталина. Начинает говорить:] «. какой бы язык мы не взяли – русский, украинский. » И пока не перечислит языки всех республик – не остановится. Вязкость в мышлении.

7. И здесь тоже название типа происходит от соответствующего психического заболевания. На этот раз есть и такая психопатия, и акцентуация – эпилептоид.

Ганнушкин довольно разносторонне описывает как бы ядро характера эпилептоида, не останавливаясь лишь на одной черте. Тут три черты сразу, которые переходят друг в друга.

1) Эпилептоид – вязкий эмоциональный фон, т.е. некоторое эмоциональное состояние сохраняется в течение долгого времени. Вязкость здесь – жесткость, ригидность, сохранение определенного состояния в течение долгого времени.

2) Необходимость бурных, неожиданных аффективных всплесков. (может резко перейти в максимальную степень) – аффект, взрыв – страх, ярость, уныние.

3) Здесь немножко трудно пересказывать Ганнушкина – много нужно делать оговорок. Сначала скажу, потом попытаюсь пояснить: моральный дефект, антисоциальное поведение.

Почему с оговоркой? Психопатия и акцентуация – врожденная черта, а моральное. Это черта все-таки является сложной и выражена в следующем: эпилептоид, так же как и когда-то гипертим – стремится к лидерству Но эпилептоид обычно неудачен в своем стремлении, и он пытается эту несостоятельность компенсировать. Обычно занимает место рядом с лидером – заискивает перед сильным, будучи жестоким и слабым. (это и может быть обозначено как моральный дефект). Обычно ханжа, который очень четко следит в любом общении – сколько получил каждый (личностной активности со стороны другого).

Эпилептоиды склонны к коллекционированию – скупцы. Доходит в желании собрать коллекцию полностью. до страсти.

Личко: склонен тренировать физическую силу. И если здесь все называют негативные черты. здесь он может быть успешен, когда тренирует свои физические и другие навыки: эпилептоид – это человек с хорошими ручными умениями. Один из мягких признаков – часто обладает тонкими ручными умениями, например каллиграфией.

И тогда Личко добавит о подростке, что обычно тренировка физической силы приносит чувственное удовольствие, и он предпочитает ей заниматься в одиночестве.

Эпилептоид – сложная фигура по одной причине. Эпилептиком был Достоевский, и своих героев часто делал обладателями этой черты.

Почему Достоевский так любил свою болезнь.

Расскажу не о Достоевском, а об одном знаменитом персонаже. Ю.Б.Гиппенрейтер, которая когда-то впервые читала курс психологии личности, по ходу дела строила как бы теорию личности индивид[уально] для себя, используя собственный личный опыт. Была идея: когда человек становится собственно личностью, то как бы его характер снимается, личность снимает характер. У нее был яркий для нее пример – положительного героя Достоевского – князя Мышкина – уже можно назвать бесхарактерным.

И каково же было ее удивление, когда она, пригласив из Ленинграда А.В.Личко, вдруг услышала на его лекции, что князь Мышкин – типичный эпилептоид, причем Личко подкрепил это. Ни один психолог [не может] себе позволить так говорить об акцентуациях. Пушкин – циклоид (Болдинская осень. )

Князь Мышкин. Спектакль Пырьева, середина 70-х. Название спектакля – «Настасья Филипповна». Но на самом деле Мышкин там все-таки был.

Фильм: не сыграл Мышкина, не сыграл ту психопатию и акцентуацию, которую вложил Достоевский.

А Смоктуновский. – с первого появления на сцене чувствовался навязчивый эмоциональный фон – начинало давить и [чувствовалось, что] скоро будет интересное разрешение. Добавим. Спектакль начинается с того (как и роман), что князь Мышкин возвращается из-за границы, и напротив в поезде два человека – Мышкин и Рогожин, и оба эпилептоиды; князь Мышкин, к тому же. больной эпилепсией.

Это были эпилептоиды, а теперь номер восьмой.

8. Истероиды. И у Ганнушкина, и у Личко.

Истероидов [мы] знаем по работам Фрейда. мы знаем главную черту – стремление привлечь к себе внимание любой ценой, любым способом. Истероид – как взрослый, так и подросток – человек, который часто рассказывает о себе фантастические истории, в которые обязательно верит сам – [это] может быть тайная болезнь, тяжкая вина (преступление).

Личко и Ганнушкин скажут. И иногда если провести до конца, увидим истероидность в притворных суицидах. неудачных попытках [уйти из жизни].

У истероидов – доводить до предела, у Ганнушкина – «патологический лгун». А Личко уточнит – истероидом можно считать любого подростка. Акцентуант и подросток – одно и то же. Гипертим часто сочетается с истероидным типом акцентуации.

Настало [время сказать] о Настасье Филипповне. У нас два эпилептика сидели в одном вагоне как два потенциальных врага, потом [они] сойдутся в споре над истероидной женщиной.

Патологический лгун – генерал Иволгин, отец неврастеника – [при первой встрече] сразу говорит что [это –] близкий человек. Настасья Филипповна видит его в первый раз в большой компании больных психопатией и выбирает его. Они прекрасно находят общий язык.

9. Девятый пункт как-то даже надо именовать с определенной оговорой. ладно, сначала назову – неустойчивый тип.

Посмотрите, здесь подчас невольно дают свою оценку психиатры – каждый больной психопатией и акцентуант по определению неустойчив; этот тип не нашел себе особого названия. И тогда его основная черта – необходимость в подражании яркому образцу. Неустойчивость здесь – это крайняя несамостоятельность. Но забегая вперед (будет десятый тип) – это все-таки необходимость в ярком образце.

Ищите неустойчивость – рядом с гипертимными, активными, неформальными лидерами. Именно это и есть образец. Неустойчивых,– добавит Ганнушкин,– следует искать среди тех, кто склонен к химической зависимости (алкоголя, наркотиков). Неустойчивый стремится к ярким переживаниям, которые тяжело переносит, и затем его, как во втором номере чувствительного – его посещает чувство стыда.

[Этот тип] долгое время был в лекциях без примера. [пока не был найден] достойный пример. «Московский комсомолец». В свое время была статья – «Из жизни сырот». Сыр – фанат. На странице с таким названием – в самомо центре фотография – греческая певицы, работала в Ла-Скала, действительно одна из очень ярких певиц – Мария Каллос, а рядом с ней под ручку стоял молодой человек. [В статье рассказывалось] о фанатах, группах, [ко­то­рые] помогали Козловскому, Лемешеву, Плисецкой. Именно этот человек организовывал толпы поклонников. Это ведь уже немолодой человек – прожил жизнь в обыденном смысле напрасно – нет семьи, одинок и все бывшие яркие звезды [его] покинули. Одно время [звезды были к нему даже] привязаны – он помогал [им]; а потом – выбрасывали.

Последний вопрос корреспондента: «Ну и как же, что собственно было ценным в жизни, что является ее результатом?» И тогда он говорит: «Видите эту фотографию в центре? Сейчас в мире очень много обществ почитателей Марии Каллос, и эту фотографию просят продать за любые деньги. [Но я ее никогда] не продам, она уйдет со мной в могилу. »

Полное эмоциональное отождествление с образцом – компенсация.

10. Вежливо, хотя и со скрытой улыбкой. Только [относясь] с большой любовью [к своим пациентам Ганнушкин мог давать такие названия]. – конституционально-глупые – низкие умственные способности.

Несправедливо сказать так о подростках. И мы находим у Личко термин другой – конформный тип, от слова конформизм – подверженность групповому давлению, зависимость от группы. При этом Личко, а вслед [за ним] и Ганнушкин замечают: не надо эту глупость понимать буквально – человек данного типа может хорошо успевать. Его особенность в другом – [он] также стремится к образцу, но к образцу усредненному – стремление быть как все.

Где искать конформного? Среди приверженца дежурной моды, не только в одежде, но и в обыденном мировоззрении. Когда человек данного типа достигает данной устремленности, он испытывает чувство собственного достоинства, доходящего до самодовольства – «достиг эталона, я как все, и при этом глубоко доволен собой».

Тоже резонер, как когда-то для нас шизоид, параноик, но это резонер, как бы тоже повторяет некоторые дежурные убеждения, подчеркивает, как бы чрезмерно подчеркивает.

Ганнушкин не подобрал для нас ни конкретного человека, ни приличного литературного героя. Символ конституциональной глупости – герой, созданный из кусочков – Козьма Прутков – от него ничего толком не добьешься – будет повторять мыслями тривиальную вещь, и [по] нескольку раз..

Личко: им надо обеспечивать адекватное социальное окружение, и тогда они будут успешны.

Завершим второй вопрос несколькими соображениями. Самое важное соображение для нас: отдельный вопрос, вопрос, в котор[ом] мне лично трудно бывает понять до конца, что имел в виду Ганнушкин.

[Он] ставит вопрос о существовании нормального характера. Я сразу назову ответ, а потом дам интерпретацию. Ганнушкин: нормальный характер – это пустое понятие. Если так много разнообразных типов. а присмотрись внимательнее – [еще] больше.

Ганнушкин: всегда найдется место для каждого человека. Но идея гораздо глубже. Ганнушкин все-таки психиатр, и говорить о том, что некоторый [человек] нормален по характеру, это значит сказать о некоторой врожденной обусловленности социальной жизни. Характер – это, как ни говори, – прижизненное образование, и у нормального характера не может быть только врожденных основ. Вот почему говорим, что лучше не пользоваться понятием нормального характера психиатру, иначе пришлось бы вводить дополнительные [социальные]. факторы.

Сам создатель классификации себя в ту или иную клеточку не помещает – он же терапевт, к нему это не относится. Он ставит диагноз, дает индивидуальный. [ответ].

Дата добавления: 2016-07-22 ; просмотров: 1026 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

poznayka.org

Это интересно:

  • Неврозы по карвасарскому Симптомы и причины невроза «Невроз это психогенное (конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека». Лечение невроза, сложный и трудоёмкий процесс, как для специалиста, так и для клиента, страдающего неврозом. Так как задачи лечения […]
  • Самая длительная фаза стресса Динамика стрессовых состояний личности В эксперименте на животных Г. Селье выяснил, что те же самые состояния изменений внутренних органов, которые вызываются впрыскиванием вытяжек из желез, обнаруживаются также при воздействии холода и жары, при инфекциях, травмах, кровотечениях, нервном возбуждении и многих других […]
  • Что такое дцп болезнь аутизм Аутизм, ДЦП, ЗПРР, синдром Дауна GMS - единственная клиника, которая оперативно отреагировала вечером, когда у моей жены болел живот. Обычная скорая, в которую мы. Лечением данного заболевания занимается Психотерапевт Аутизм, ДЦП, ЗПРР, синдром Дауна. Приговор? Говорим смело — нет! Метод доктора Глебовского, […]
  • Проблема умственной отсталости по выготскому Проблемы психологии умственно отсталых детей в работах Л.С.Выготского Как и всякие другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. Это положение настолько очевидно для всех, что даже самые ограниченные из педологов, представлявшие себе раьвитие ребенка как процесс увеличения […]
  • Работа с детьми с синдромом дауна в детском саду Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна Людмила Тюрина Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 17" г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального […]
  • Полезные продукты от стресса Полезные продукты от стресса Стресс можно победить с помощью еды, но речь идет не о кремовом тортике или бутерброде с колбасой, а о правильном здоровом питании – выборе тех, кто заботиться о своем состоянии организма. Как справиться со стрессом? Снимать стресс вкусненьким привыкли многие. Например, в конце тяжелого […]
  • Алкогольную энцефалопатию вернике Алкогольную энцефалопатию вернике В 1881г. Карл Вернике описал заболевание с острыми симптомами, характеризующиеся расстройствами психики, с отеком зрительных нервов, кровоизлияниями в сетчатку, глазодвигательными нарушениями и нарушениями координации при ходьбе. Наиболее частые причины развития данного заболевания, […]
  • Панель аутизм Панель аутизм Ключевыми симптомами заболеваний, включенных в панель, являются недифференцированная задержка психо-речевого развития (или умственная отсталость, УО) и/или расстройства аутистического спектра (РАС). При исключении негенетических причин УО и РАС, таких как внутриутробное поражение плода (например, […]