Тема боязни самого себя

Как заставить тревогу и страх работать на себя

В состояниях тревожности и страха мало приятного, тем не менее они вполне естественны и даже полезны. Вы всегда можете извлечь свою пользу, направить энергию в правильное русло и трансформировать свою тревогу в активность и высокую работоспособность. Как это сделать, читайте в этой статье.

Тревога и страх возникают от неопределённости в будущем, и это вполне нормальная человеческая реакция, вытекающая из инстинкта самосохранения. Но если ваша тревога мешает добиваться каких-то целей, она становится реальной проблемой. Оказывается, даже страх и тревожность могут пойти на пользу, конечно, если правильно их использовать. Как стать более активным и деятельным благодаря тревоге? Читайте об этом ниже.

Примите своё беспокойство как факт

Первое, что нужно сделать, — понять, что тревога вполне естественна для человека, и принять её. Чувство вины за своё беспокойство только усиливает это состояние, и если вы будете винить себя за трусость и нерешительность, то ни к чему хорошему это не приведёт.

Помните, что страх — это естественная реакция организма на неизвестность, и в этом чувстве нет ничего плохого. Так что первый шаг — признать свою тревогу, а второй — понять, что её вызывает.

Напишите свои страхи

Перенесите свои переживания на лист бумаги, дайте беспокойству выйти наружу. Пока тревожность заперта внутри, мысли могут быть спутанными и у вас не будет чёткого представления, из-за чего конкретно вы нервничаете.

Изложив свои самые страшные мысли на бумаге, вы поймёте, насчёт чего именно вы переживаете. Напишите самый плохой и самый пугающий вариант будущего.

Теперь перед вами именно то, что не даёт спокойно жить. И теперь самое время узнать, зависит ли от вас это будущее.

Полезная и бесполезная тревожность

Человек может тревожиться по разным причинам, и в одном случае его страх может пригодиться, а в другом он совершенно бесполезен. Если вы переживаете насчёт глобальных событий или других людей, это бесполезная тревожность, поскольку вы ничего не можете изменить.

Например, если вы поняли, что предметом страха и переживаний является непутёвый, но любимый родственник, живущий в другом городе, или глобальное потепление, то осознайте, что вы ничего не можете сделать, и постарайтесь выкинуть причину из головы.

Полезные переживания — это страх за исход событий, в которых вы участвуете. Например, вы переживаете, как пройдёт собеседование.

В таком случае вы можете принять активные действия, чтобы не допустить своего самого большого страха — эпичного провала. Можете более тщательно подготовиться, больше узнать о компании и продумать ответы на распространённые вопросы.

Защитный пессимизм

Особый образ мыслей и действий, который можно назвать защитным пессимизмом, может быть весьма полезен. Человек, оценивающий жизнь с защитным пессимизмом, видит самые неприятные варианты событий, а затем продумывает каждый пункт, который может привести к такому завершению, и старается устранить их.

Можно привести в качестве примера боязнь публичных выступлений. Допустим, вы тревожитесь за день до выступления и продумываете самый ужасный для вас исход событий: сломается оборудование, и вы не сможете показать свою презентацию, вы забудете её дома или запнётесь на середине.

Чтобы ваш пессимистичный прогноз не сбылся, вы можете скинуть презентацию на флешку и одновременно в облачный сервис на случай, если забудете её дома.

Далее можно тщательно выучить презентацию, по несколько раз проговаривая все сомнительные места, в которых вы можете запнуться. И, наконец, можно прийти пораньше в зал, где будет проходить презентация, и проверить, работает ли оборудование.

Получается, что за счёт пессимистичных мыслей вы исключаете неприятные случайности, более тщательно продумываете свои действия, в результате чего качество работы только растёт.

Страх повышает уровень энергии

Страх — это выброс адреналина и повышенный уровень энергии. Значит, пока вы испытываете страх, вы можете сделать больше, чем в спокойном состоянии.

Используйте это с умом: вместо того чтобы нервно расхаживать из угла в угол или ворочаться, тщетно пытаясь уснуть, сделайте больше полезных дел, которые помогут избежать неприятного развития событий.

Тревога и взволнованность

Тревога и взволнованность — это примерно одно и то же. Оба состояния сопровождаются учащённым сердечным ритмом и держат вас в собранном состоянии, в боевой готовности. Но тревогу принято считать негативным стимулом, а взволнованность — позитивным.

Чтобы сменить настрой, попробуйте воспринимать тревогу как взволнованность, которая поможет вам избежать негативных последствий. Это поможет переключиться на более оптимистический лад, немного успокоиться и побольше сделать для позитивного исхода.

Уходите от проблемы на какое-то время

Тревога и даже первые признаки паники говорят о том, что вам пора на время отойти от проблемы, над которой вы бьётесь. Когда вы зацикливаетесь на одной проблеме, практически невозможно увидеть её решение.

Лучше позволить себе отвлечься, подумать о чём-то другом, прогуляться или пообщаться с кем-нибудь. Когда вы подойдёте к проблеме в другой раз, отдохнувший и со свежей головой, решение найдётся гораздо быстрее, чем под волнами накатывающей паники.

А как вы справляетесь с ощущением тревоги и страха? Эти состояния когда-нибудь приносили вам пользу?

lifehacker.ru

Как перестать себя накручивать

Никто из нас не умеет предсказывать будущее, и поэтому одних оно манит, а других – пугает, особенно когда о нем нет достаточной информации. И вот именно в такие моменты неопределенности мы начинаем беспочвенно предполагать самое худшее: кажется, что конфликт с начальством обязательно закончится увольнением, а муж, не позвонивший вовремя, быть может, проводит время с другой. Как же перестать себя накручивать и запугивать – об этом мы сегодня поговорим вместе с Passion.ru.

Наше сознание устроено так, что в условиях недостатка информации многие вместо ее поиска начинают достраивать действительность, и, как правило, в невеселых красках. Почему так происходит? Все дело в повышенной чувствительности, обидчивости и страхах различного рода, которые и являются причинами самозапугивания.

Чрезмерная чувствительность или обидчивость

Обидчивым часто советуют не принимать все близко к сердцу. Обидчивые люди любое брошенное ненароком слово воспринимают как покушение на целостность своего «Я», как злобу, насмешку и манипулирование. Обидчивость помогает людям возвыситься относительно других. Своей повышенной чувствительностью они словно противопоставляют себя окружению: «Вот я такая хорошая, как мне могли такое сказать? Меня обидели!» Из всего этого мы видим проблему – у человека имеется хрупкое, нецелостное «Я», подкрепленное защитным эгоизмом.

Например, взрослому человеку на свадьбе не дали спеть песню, прозрачно намекнув, что у того нет голоса. Он обиделся: «Меня не ценят, мои музыкальные способности не ценят, я вообще никчемный человек». Или программисту в возрасте сказали, что его программа плохо работает. Он обиделся: «Намекнули, что я ни на что не гожусь! Хотят отправить на пенсию!»

Что делать?

Во-первых, следует понять, что проблема не в окружающих, которые не то сказали или не то сделали, а проблема в нас самих, в нашей самооценке, в нашей реакции на ситуацию. Вместо того чтобы заниматься совершенствованием (в случаях, описанных выше – развивать музыкальные способности, устранить программные ошибки), человек обижается на весь мир и опускает руки. Лень – это удобно, но она ни к чему хорошему не ведет. Поэтому очень важно повышать самооценку, формировать целостность «Я» и тогда никакие критики не будут страшны.

www.passion.ru

Как избавиться от страха и побороть неуверенность в себе?

Как избавиться от страха? Как побороть неуверенность в себе? Эти вопросы актуальны в разные периоды жизни для большинства.

Говорят, смел не тот, кто не боится, а кто способен действовать вопреки страху. В этой статье я перечисляю десять эффективных методов преодоления страха и неуверенности.

Первый метод преодоления страха и неуверенности в себе – это «постепенные нагрузки». Если человек боится высоты, и помыслить не может об авиаперелете, не надо начинать сразу с того, что делать страшно. Для начала подойдет любой минимальный шаг – например, подняться на пятый этаж, подойти к подоконнику, убедиться, что все в порядке и осторожно посмотреть за окно.

И так с любым страхом – даже небольшой шажок за пределы привычной зоны комфорта приближает к цели. Если парень боится свиданий, то невинный комплимент девушке может стать его первым шагом, а приглашение на свидание – десятым.

Вы будете удивлены, как легко делать десятый шаг после девятого, а девятый после восьмого. «Постепенные нагрузки» позволяют пройти по легкому пути к тяжелым нагрузкам, и вы начнете преодолевать страхи, которые когда-то казались непреодолимыми.

Второй метод преодоления страха и неуверенности в себе – это «обесценивание». Мы испытываем страх и неуверенность в делах, которые перегружены избыточной значимостью. А чем отношение проще, тем меньше переживаний.

Например, неуверенный в себе менеджер, может переживать, что его предложение ударит по карману клиента, и тот упрекнет менеджера в наглости. С таким подходом каждая продажа будет испытанием.

Уверенный в себе человек не станет придавать большого значения деньгам, и за ту же услугу спокойно запросит достойную оплату.

Преодоление страха и неуверенности в социальных делах сводится к обесцениванию этих дел, когда относишься к этим делам проще – без невротического придания избыточной важности происходящему.

Третий метод преодоления страхов и неуверенности в себе – это «спонтанные действия». Когда излишне много планируешь, то начинаешь чего-то ожидать, и ситуация заряжается избыточным значением. Становится страшно отклониться от плана, совершить ошибки в заготовленной речи, сказать что-то лишнее. Если себя не сковывать конкретным планом, все происходит естественней.

Планирование важно в делах, но если план стал заезженной пластинкой, которая снова и снова прокручивается в голове, тогда волнение и скованность неизбежны.

Если в будущем разговоре, хочется высказать конкретные мысли, можно их запомнить или записать, не оформляя в запланированную речь. Затем, ориентируясь по ситуации, эти мысли можно спонтанно в естественном ритме озвучить. Так они будут звучать наиболее уверенно.

Чтобы избавиться от страха, и побороть неуверенность – спонтанные действия иногда единственный выход. Когда решаешься, необходимо просто делать, не обращая внимания на «судороги» ума. Во время сознательных спонтанных действий мы сосредоточены на том, что делается, а не на том, как «страшно». Как говорится: «глаза боятся, а руки делают».

Четвертый метод преодоления страхов и неуверенности в себе – «живой пример смелого поступка». Почти магическом образом личные страхи растворяются, когда мы видим, как в ситуации, вызывающей наше волнение, действует опытный уверенный в себе человек. Такой пример своей наглядностью может разрушить внутренний барьер, который побуждал ощущать страх и неуверенность в себе в аналогичных обстоятельствах.

Мы просто убеждаемся на практике, что в этой ситуации можно действовать без страхов – легко и уверенно. Любые комплексы – совершенно беспочвенны и неуместны. Иногда люди выбирают сложные пути постепенного карьерного роста – шаг за шагом, год за годом. А потом вдруг видят, как рядом с ними необразованный «выскочка» за короткий период времени обгоняет их просто потому, что действует уверенно, не придает избыточного значения местной иерархии и оказывается ближе всех к генеральной «кормушке». Такой (живой) пример может возмутить, а может и многому научить.

Пятый метод преодоления страхов и неуверенности в себе – это «расслабление». Этот метод можно назвать физиологическим, потому, что через расслабление тела, мы влияем на состояние ума. Чем больше взбудоражен и взволнован ум и чувства, тем сильней проявляется внутреннее напряжение. Состояния тела и ума – взаимосвязаны. Если ум напряжен, напрягается и тело. И наоборот, расслабляя тело, мы расслабляем и успокаиваем ум.

Аналогичный трюк срабатывает, когда мы успокаиваем дыхание. Наилучший вариант – это не расслабление уже напряженного тела, а поддержание изначальной расслабленности без лишних напряжений. Подробней о расслаблении можно почитать в статье «Снятие стресса».

Шестой метод преодоления страхов и неуверенности в себе – это «понимание». Фактически мы боимся действовать, когда нет полной уверенности, что нам это нужно. Где-то внутри происходит взвешивание всех «за» и «против», но конечного решения ум вынести не может, и продолжает колебаться. Важно понять, чего хочется на самом деле.

Когда хочешь пригласить человека на свидание, но приходит страх и неуверенность в себе, необходимо проанализировать, что же такого страшного может случиться. Сам по себе отказ нестрашен, это нормальное явление. Мы боимся выставить собственную персону в неприглядном свете. Это – страх унижения, перевешивающий изначальное намерение. Чем сильней страх, тем более неуклюжим становится поведение.

Иногда «приглашающий», до конца не понимая, почему он чувствует страх и неуверенность, на самом деле боится разочаровать партнера, или бессознательно предвкушает возможные проблемы в ходе развития отношений. В таком случае, даже если есть сомнения, необходимо просто определиться: либо «да», либо «нет». И если «да», то мы возвращаемся к уверенным спонтанным действиям. Если «нет», тогда и сожалеть не о чем. Главное, чтобы решение было взвешенным и сознательным.

Седьмой метод преодоления страхов и неуверенности в себе – «осведомленность». Этот метод – один из самых эффективных. Иначе осведомленность можно окрестить как знание, или профессионализм.

Например, при устройстве на работу, будучи новичком в деле – вполне нормально ощущать неуверенность, потому что заранее неизвестно, получится ли справиться с поставленными задачами. В таком ключе работа обращается в сплошной непрерывный экзамен, выливающийся в долговременный стресс. А вот профессионалу, владеющему темой, бояться нечего. У него есть уверенность в собственных силах, основанная на опыте. Поэтому часто обучение становится лучшим лекарством от неуверенности в себе.

Древние люди боялись природных явлений, потому что не знали даже примерно, что такое молния – кара небесная, или же безадресный электрический заряд в атмосфере. Метод «осведомленность» в чем-то схож с шестым методом «понимание». Разница в том, что для метода «понимание» необязательно обладать полным «профессиональным» владением ситуации. Вполне достаточно просто сделать выбор и следовать ему. А вот «осведомленность», как правило, приводит к спонтанному принятию решений, основанному на знаниях.

Восьмой метод преодоления страхов и неуверенности в себе – это «дружелюбие». Этот метод подойдет не для каждой ситуации, но иногда он – незаменим. Иной раз мы склонны ощущать страх, волнение и неуверенность в себе, когда общаемся с каким-нибудь большим начальником, или другой значимой для нас особой. Такой страх вполне преодолим простым дружелюбным настроем.

Когда мы дружелюбны и ведем себя учтиво (даже не владея ситуацией), «правда» остается на нашей стороне, и переживать не о чем. А если посторонний человек пользуется нашей неосведомленностью, чтобы за счет этого возвыситься, это говорит лишь о его личных комплексах. Психологически прав тот, кто поддерживает гармонию.

Девятый метод преодоления страхов и неуверенности в себе – это «самопознание». Вся наша неуверенность в себе – следствие невежества в отношении собственной персоны, и только поэтому наша самоидентификация так крепко завязана на общественное одобрение. Если кому-то понравился, то чувствуешь поощрение – уверенность в себе растет. А если критикуют, уверенность снижается. Все это происходит так, словно мы вообще не знаем себя, и получаем информацию о нашей персоне исключительно от других.

Важно помнить, что понимание окружающих – также субъективно. Большинство людей не способны разобраться даже с собою, не говоря уже о том, чтобы дать трезвую оценку нашим действиям. Познать себя означает принять себя таким, как есть. Когда не стыдно быть собой, тогда-то и получается жить и действовать без страха. Когда мы действуем, зная себя, то просто проявляем свое нутро, как есть. Конечно, всему свое время и место. Тема самопознания – одна из главных на progressman.ru.

Десятый метод преодоления страхов и неуверенности в себе – это анализ собственной личности. По сути все наши страхи держатся на глубинных неадаптивных убеждениях о себе и жизни. Каждое проблемное состояние – следствие собственного мышления. Трезвый анализ помогает выявлять иллюзии. Однако самостоятельное вскрытие личного морока затрудняется как раз тем, что сам морок лишает ясности и понимания именно в тех личных сферах, где эти качества наиболее востребованы. В такой ситуации продуктивно получить незамутненный сторонний взгляд на собственную жизнь (это я так ненавязчиво рекламирую свои онлайн-консультации).

Важно помнить, что вскрывая очередной страх – мы открываем для себя дополнительную возможность стать сильней. Не стоит оправдывать себя, когда кто-то поддерживает наши страхи и жалеет нашу персону. Все это – искушения, которые делают нас слабыми и безвольными. Преодолевать страхи и неуверенность в себе – не подразумевает совершение необдуманных опасных для жизни поступков. Идти на встречу своим страхам означает – расти, учиться, становиться сильней и мудрей.

На progressman.ru теме (не)уверенности в себе посвящен целый раздел.

П.С.
Возможно у Вас есть свои методы, как избавиться от страхов и перебороть неуверенность в себе. Оставляйте комментарии, ваш опыт может оказаться полезным для других.

progressman.ru

ПРОБЛЕМА СТРАХА В ФИЛОСОФИИ С.КЬЕРКЕГОРА

Секция: 5. Философия

VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

ПРОБЛЕМА СТРАХА В ФИЛОСОФИИ С.КЬЕРКЕГОРА

Страх это одно из состояний человеческого существа, которое, с одной стороны, обнаруживает его природную, звериную сущность, а, с другой, раскрывает уникальные черты человеческой личности. В отличии от животных, человек научился объективировать свой страх, заключая его в обряды, ритуалы и обычаи. Однако страх не исчез в культуре, а скорее наоборот приобрел новые черты и особенности, стал уже не просто животным, но истинно человеческим страхом. Сегодня можно говорить о различных компонентах страха, присущего человеку. Разные науки изучают феномен страха, выделяя его специфические черты.

Например, такая наука как психология много говорит о страхе и методах борьбы с ним. Она видит в страхе реакцию на угрозу индивида, расценивает страх как эмоциональное состояние. Именно поэтому психология старается обнаружить техники уничтожения страха, его преодоления, расценивая его в качестве дискомфортного психического состояния. В этом смысле феномен страха, по мнению психологической науки, деструктивен для человеческой личности.

Иначе рассматривает феномен страха философия. Страх, в этом случае, играет скорее конструктивную роль, он помогает осознать несовершенство мира и человеческого существа. Страх представляется философу как глубинное состояние, определяющее формирование человеческой личности. Страх это не просто субъективное состояние психики, это онтологический модус, через который человек сталкивается с Ничто, обращается к бытию, приоткрывает для себя подлинное бытие.

Страх не является просто аффектом или эмоцией, его корни уходят гораздо глубже ограниченности человеческого Я. Философская мысль рассматривает разные модусы страха, разные состояния, которые ему сопутствуют, но в любом случае она видит за феноменом страха глубинные основания человека и мира.

Тема страха возникала в философских учениях не раз, однако впервые была поднята как тема онтологическая только в XIX веке С. Кьеркегором. Именно его понимание страха станет основой для многих философских концепций современности, потому что Кьеркегор увидел в страхе тот смысл, который владеет человеческой душой. Конечно, исследование страха философами не началось с Кьеркегора, этот феномен рассматривался еще древнегреческими мудрецами. Особенно эта проблема остро была поставлена в эллинистический период античной философии. Стоическая школа обнаружила особый интерес к проблеме страха, заимствуя методы Сократа, стоики разработали целую классификацию страхов, и в духе времени видели в них и принцип соотношения государства и человека. Школа эпикурейцев тоже видела в страхе аффект, свойственный человеческой душе, более того, Эпикур видел задачу человека в том, чтобы преодолеть страх, мешающий человеческому счастью. Мудрецом же, в этом случае, станет тот, кто сумеет при помощи своего разума стать бесстрастным.

Христианская философия Средних веков многое заимствует из предшествующей философской традиции, однако, проблема страха в этом смысле является исключением. Феномен страха является ключевым для христианской теологии, он имеет разные характеристики и состояния, это и страх греха, и благоговеющий страх перед Богом, и страх искушения Дьявола. В христианской теологии страху вновь возвращается онтологический статус. Именно в христианской догматике С. Кьеркегор будет видит основания для своей философии страха.

Знаменитое кьеркегоровское описание страха дает возможность усмотреть онтологическую перспективу этого «состояния», этого «настроения»: «Страх можно сравнить с головокружением. Тот, чей взгляд случайно упадает в зияющую бездну, почувствует головокружение. В чем же причина этого? Она столько же заложена в его взоре, как и в самой пропасти, — ведь он мог и не посмотреть вниз. Точно также страх — это головокружение свободы, которое возникает, когда дух стремиться полагать синтез, а свобода заглядывает вниз, в свою собственную возможность, хватаясь за конечное, чтобы удержаться на краю. В этом головокружении свобода рушится. Далее психология пойти не может, да она этого и не желает. В то же самое мгновение все внезапно меняется, и, когда свобода поднимается снова, она видит, что виновна. Между двумя этими моментами лежит прыжок, который не объяснила и не может объяснить ни одна наука»

У Кьеркегора ясно можно видеть три аспекта страха:

Однако не один из этих аспектов не существует изолированно от другого, все они взаимосвязаны друг с другом, и в своем единстве определяют страх.

В онтологическом смысле страх — это столкновение с Ничто, Ничто является предметом страха. Кьеркегор описывает это состояние как состояние головокружения человека, заглядывающего в бездну. «Точно также страх — это головокружение свободы, которое возникает, когда дух стремится полагать синтез, а свобода заглядывает вниз, в свою собственную возможность, хватаясь за конечное, чтобы удержаться на краю» [1, с. 160]. В этом смысле человек еще цепляется за то, что видится ему в качестве Нечто и пытается превратить это Ничто во что-то конкретное. Философ понимает, что это Ничто, являющееся предметом страха имеет отношение к самому индивиду. Такой страх он называет субъективным страхом и видит его корень в самом индивиде, в том, что человек греховен. Он пишет: «…субъективный страх — это страх положенный в индивиде и являющийся следствием его греха» [1, с. 157]. Действительно, такой страх субъективен, так как есть дело индивида, но для Кьеркегора вовсе не ограничивается им. Он пишет, что страх можно определить и количественной характеристикой поколения, то есть страх может быть и объективным, когда греховность свойственна не одному человеку, а всему поколению в мире. В этом смысле первородный грех и есть объективный страх, свойственный всему человеческому роду. Кьеркегор это описывает так: «…под объективным страхом мы понимаем отражение этой греховности поколения во всем мире» [1, с. 157]. В этом смысле грех Адама уже полагается не только в нем самом, но и во всем человеческом роде.

В этическом плане страх определен своей онтологической сущностью. По словам Кьеркегора «страх является действительностью свободы как возможность для возможности» [1, с. 144]. Страхом приоткрывается свобода, обнаруживается человеком. Однако в онтолого-этическом плане эта свобода, которая обнаруживается в страхе Ничто, не является мерой развязанности или раскрепощенности, скорее наоборот, такая свобода указывает на возможность мочь. Сам Кьеркегор это описывает следующим образом: «Страх — это не определение необходимости, но также и не определение свободы, страх есть скованная свобода, когда свобода несвободна в самой себе» [1, с. 150]. В этом философ и видит двойственную диалектическую природу страха. Для него свобода состоит вовсе не в том, чтобы выбирать между добром и злом, а в самой онтологической возможности мочь. Это и страшит человека, такой страх становится основополагающим принципом. Ведь подобное состояние может испытывать только человек. Кьеркегор уверен, что животное в этом смысле не испытывает страха, страха онтологического, ведь в животном нет духа. Человек же это синтез духовного и телесного, оба эти компонента соединяются, синтезируются посредством духа, который и составляет собственно сам человеческое существо. Кьеркегор пишет, что этот «дух присутствует в настоящем, но как нечто непосредственное, как нечто грезящее» [1, с. 145]. Вот этот дух и проявляется как, с одной стороны, то, что вносит постоянный разлад в отношение души и тела, но с другой стороны, он сам и пытается это отношение созидать. Этот дух не может познать себя самого, не может свободным от себя самого, но, осознавая свою мощь, он вступает в состояние страха. В этом смысле Кьеркегор очень прямолинейно утверждает, что «чем меньше духа, тем меньше страха» [1, с. 144].

Кьеркегор видит в определении страха диалектическую двусмысленность, утверждая, что «страх — это симпатическая антипатия и антипатическая симпатия» [1, с. 144]. Такое определение дает возможность уловить раздвоенную природу страха, который, с одной стороны, отталкивает в своей пугающей действительности возможности, а, с другой, притягивает человека, искушает его, в нем свобода приходит к самой себе, к действительности своей мощи, а это не может не быть притягательным.

В этом и скрывается третий аспект страха, который можно назвать эстетическим, и вытекающий из неразрывности его онтологического и этического аспектов. В этом смысле Кьеркегор много размышляет о связи чувственности и страха. Через грех чувственность превращается в греховность и в этом смысле «отношение чувственности соответствует отношению страха» [1, с. 163]. И здесь Кьеркегор делает вывод о том, что в женщине больше страха, чем в мужчине, но не потому, что она слабее физически, а потому ней больше чувственности, а значит, больше страха.

Кьеркегор очень часто говорил о страхе в христианстве. Он обращался к страху быть наказанным за грехи. Вера есть парадокс и страх перед лицом Бога как бесконечной возможности. «В страхе открывается возможность свободы». Страх формирует «ученика возможности» и «рыцаря веры».

Однако свобода, раскрываемая перед человеком, влечет за собой ответственность перед Богом, когда рыцарь веры выступает перед Ним один на один. Это тоже открывает страх, толкающий человека закрыться в обезличенности общего, в толпе таких как все. Такой страх не может быть исключен из человеческой жизни, страх наказания за свои грехи совершенные вольно или невольно. И даже тот, кто освободился от греха, испытывает страх перед новым падением. Страх, в этом случае, неизбежен, как неизбежен первородный грех, который сопутствует человеку. Такой страх «разрушает все начинания, обнажая их иллюзорность».

В философии страха Кьеркегор говорит о невозможности для человека довольствоваться собой. Человек должен быть определен по отношении. К тому, что выше его. Мыслитель приходит к выводу о том, что человеческое в человеке есть богочеловечность. Предъявляя к человеку высшее требование — быть духовным, датский философ полагает, что решение этой задачи может быть осуществлено только на пути к Богу. Для того, чтобы индивид действительно ощутил свое родство Богу, необходимо, считал Кьеркегор, чтобы он в то же самое время ощутил всю тяжесть «страха и трепета». Только благодаря страху человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает силу и поддержку. Страх в понимании Кьеркегора представляет собой экзистенциально-религиозный опыт переживания человеком самого себя в вечном значении. Кьеркегор впервые говорит о том, что существуют экзистенциальные категории, то, что позже М. Хайдеггер назовет экзистенциалами. Свобода, страх, абсурд, отчаяние — это те категории, которые формируют личность человека. Отчаяние — это то, что обнажает человеческую сущность, а страх заставляет человеку обнаруживать смыслы его жизни.

Список литературы:

  1. Кьеркегор С. Понятие страха. / С. Кьркегор Страх и трепет. — М: «Терра», 1998. — 368 с.

nauchforum.ru

Это интересно:

  • Неврозы по карвасарскому Симптомы и причины невроза «Невроз это психогенное (конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека». Лечение невроза, сложный и трудоёмкий процесс, как для специалиста, так и для клиента, страдающего неврозом. Так как задачи лечения […]
  • Самая длительная фаза стресса Динамика стрессовых состояний личности В эксперименте на животных Г. Селье выяснил, что те же самые состояния изменений внутренних органов, которые вызываются впрыскиванием вытяжек из желез, обнаруживаются также при воздействии холода и жары, при инфекциях, травмах, кровотечениях, нервном возбуждении и многих других […]
  • Что такое дцп болезнь аутизм Аутизм, ДЦП, ЗПРР, синдром Дауна GMS - единственная клиника, которая оперативно отреагировала вечером, когда у моей жены болел живот. Обычная скорая, в которую мы. Лечением данного заболевания занимается Психотерапевт Аутизм, ДЦП, ЗПРР, синдром Дауна. Приговор? Говорим смело — нет! Метод доктора Глебовского, […]
  • Проблема умственной отсталости по выготскому Проблемы психологии умственно отсталых детей в работах Л.С.Выготского Как и всякие другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. Это положение настолько очевидно для всех, что даже самые ограниченные из педологов, представлявшие себе раьвитие ребенка как процесс увеличения […]
  • Работа с детьми с синдромом дауна в детском саду Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна Людмила Тюрина Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 17" г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального […]
  • Полезные продукты от стресса Полезные продукты от стресса Стресс можно победить с помощью еды, но речь идет не о кремовом тортике или бутерброде с колбасой, а о правильном здоровом питании – выборе тех, кто заботиться о своем состоянии организма. Как справиться со стрессом? Снимать стресс вкусненьким привыкли многие. Например, в конце тяжелого […]
  • Алкогольную энцефалопатию вернике Алкогольную энцефалопатию вернике В 1881г. Карл Вернике описал заболевание с острыми симптомами, характеризующиеся расстройствами психики, с отеком зрительных нервов, кровоизлияниями в сетчатку, глазодвигательными нарушениями и нарушениями координации при ходьбе. Наиболее частые причины развития данного заболевания, […]
  • Панель аутизм Панель аутизм Ключевыми симптомами заболеваний, включенных в панель, являются недифференцированная задержка психо-речевого развития (или умственная отсталость, УО) и/или расстройства аутистического спектра (РАС). При исключении негенетических причин УО и РАС, таких как внутриутробное поражение плода (например, […]